Болонская система в России

Болонская система и Россия

В мае 2022 г. вузы России приняли решение отказаться от Болонской системы. Что это за система, зачем на неё переходили и почему теперь отказываются?
Что такое Болонская система
Болонской системой называют определённого рода декларацию, единую для всех университетов стран-участниц. По факту, «войти» или «выйти» из Болонского процесса невозможно, ведь это не организация. Наблюдательная комиссия (BFUG) уполномочена лишь приостановить участие определённой страны в рабочей группе.
Документ о создании общей системы образования и названный Сорбонской декларацией, подписали в Париже в 1998 г. представители Великобритании, Германии, Франции, Италии. С помощью данной декларации высшее образование должно было стать мобильным, двухступенчатым (бакалавриат и магистратура), а выпускники ― востребованными специалистами. Студентам и преподавателям давалась возможность минимум семестр обучаться в других государствах.
19 июня 1999 г., в городе Болонья (Италия) 29 министров образования из разных стран мира обсудили и подписали декларацию о совместной организации «Зоны европейского высшего образования». За 23 года к Болонскому процессу добровольно присоединились 47 стран, большинство из них ― в 1999 году (Норвегия, Франция, Швеция, Чехия и др.). Россия присоединилась к системе в 2003 г., Украина ― в 2005 г., Казахстан ― в 2010 г., Беларусь ― в 2015 г.

Суть и перспективы Болонской системы
Главными особенностями Болонского варианта образования является то, что студентам выдаётся диплом общего образца, позволяющий перейти в какой-либо другой университет, участвующий в Болонском процессе. Для системы характерно оценивание знаний с помощью учебных кредитов. European Credit Transfer System показывает, сколько учебных часов прослушал студент (1 кредит = 36 академических часов). В кредитной системе учитывается любое обучение за всю жизнь. Чтобы получить диплом магистра нужно набрать 300 кредитов, для диплома бакалавра достаточно 180 кредитов. При переходе из ВУЗа в ВУЗ кредиты переносятся, а в магистратуре, если изменившиеся условия рынка труда этого требуют, можно поменять специальность бакалавриата. Студент может выбирать интересующие его курсы и предметы.
Отличие Болонской системы от российской и советской
Система образования, принятая в СССР, не предполагала, что часть обучения студент будет проходить в «несоветском» вузе и уж тем более ― работать за границей после окончания советского вуза. В СССР было бесплатное образование, все студенты поголовно оканчивали специалитет. После распада Советского Союза дополнительно открылись и платные места.
После советского специалитета, длившегося 5-6 лет, можно было сразу идти в аспиранты, миновав магистратуру.
Во времена СССР «бесплатную» учёбу требовалось отработать: для этого существовало распределение на три года. Когда же Союз распался, отработки стали не обязательными, а рабочие места для выпускников ― не гарантировались.
Присоединение России к Болонскому процессу было необходимо для поднятия статуса российских вузов, установления сотрудничества со странами мира. Повышение мобильности студентов позволяло учиться по обмену, привлекая в страну иностранцев, которые приносили России доход за счёт платного обучения.

Почему Россия отказалась от Болонской системы
Главной причиной выхода России из Болонской системы стало то, что российские студенты так и не смогли получить тех преимуществ свободного рынка образования, которые декларировались. Например, чтобы признать действительным российский диплом, в других странах требуется проставить апостиль или пройти консульскую легализацию. Подобного подтверждения не требуют лишь в странах, с которыми заключён соответствующий двусторонний договор.
У Болонской системы наряду с преимуществами имеется ряд недостатков:
  • Специалисты начинают учиться за рубежом, после чего остаются там работать;
  • Уровень бакалавра не все работодатели считают «полноценным высшим образованием», ведь на нём изучают преимущественно основы выбранной профессии; некоторые работодатели считают, что бакалавр — не специалист;
  • В магистратурах специальность изучают углублённо, но мест для магистров всегда меньше, чем на бакалавриате, что также вызывает затруднения.
Болонская система российскими преподавателями и депутатами критиковалась давно. Из-за того, что степень бакалавра предполагает 4-летнее (вместо 5-6-летнего) обучение, количество времени на практические и теоретические занятия сократилось, потому качество образования ухудшилось. Часть студентов, поступив в магистратуру, меняла специальность, то есть, вероятно, не знала базовых основ профессии.
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх