Цветы жизни … и где их место?

Надо полагать, что если в педагогических вузах и учат находить решение в сложных ситуациях то в реальности всю выглядит иначе. Оскорбления учителей, в том числе с сексуальным подтекстом, – не новость во всем мире. Недавно газета The Guardian опубликовала большой материал на эту тему, но мы обскакали всех. Есть соблазн связать это с затворничеством и надомным обучением во время пандемии, но это дорога в никуда. Вопрос в том, что можно сделать в такой ситуации, потому что оскорбление учителя «при исполнении» – это не то же, что тебя оскорбят в трамвае или автобусе. Это и потеря авторитета перед другими учениками, и пример поведения для одноклассников. Не говоря уж о моральном ущербе, который в нашей стране оценивается крайне низко – притом, что в ХX веке оскорбление чести и достоинства становится достоянием общественности в мгновение ока.
К сожалению это такая политика государства: приоритет – родители и ученики, а учителей втоптали в грязь и расценивают как обслуживающий персонал (а они – учителя должны быть неприкосновенны – как судьи!). Часто родители и их чада считают, что учителю можно сказать что угодно, и это будет безнаказанно. И даже несправедливые жалобы на педагогов администрация пытается сгладить: лишь бы не жаловались дальше, лишь бы писем не писали в департамент образования. А пусть пишут, пусть приходит комиссия и разбирается, кто прав, кто виноват! Но администрации школ ведут такую политику, мол, лучше не связываться ни с кем, потому что это рейтинг школы и что дальше … (в четверти два ставить нельзя, в году нельзя, а потом «приходит» ГИА, как ОГЭ по математике в этом году!!!).
А надо бы гнать бездельников из школ, а родителей привлечь к административной или даже уголовной ответственности …
При этом проблема никуда не девается, по словам заместителя председателя Общероссийского профсоюза работников образования Михаила Авдеенко, проблема насилия в образовательной среде, в том числе над учителями, в центре внимания профсоюза последние лет десять. Профсоюз выступил с инициативой ужесточить наказание за оскорбление или физическое насилие в отношении учителей со стороны учащихся и их родителей. Ни Верховный суд, ни даже часть образовательного сообщества не поддержали инициативу профсоюза.
Итог – родители, которые не занимаются воспитанием собственных детей, несут за это минимальную ответственность или не несут ее вообще.
Живуч стереотип, что агрессивное поведение ученика в школе - вина учителя. Дескать, не нашел подход, не нашел педагогические техники, чтобы справиться с проблемой. Но проблема требует комплексного решения: от учителей здесь зависит не больше, чем от родителей, – и этими двумя составляющими все влияние на детей не исчерпывается.
При этом надо обучать учителей правильно реагировать на те или иные ситуации с проявлением агрессии – вербальной или насильственной. Надо работать с родительской общественностью, разъяснять родителям их права и что помимо прав у них есть еще и ОБЯЗАННОСТИ в соответствии с действующим законодательством: Семейным кодексом и законом «Об образовании». И ни в коем случае нельзя снимаем ответственности с учителей – они должны заниматься образованием и воспитанием. Но у родителей и учителей своя зона ответственности и компетенции. И тем, и другим надо помочь.
Вспомним опыт советской системы образования, когда грозное письмо из школы по месту работы родителя могло быть чревато хождением по инстанциям - включая профком, партком и администрацию учреждения, где могли поставить на вид, а то и вынести выговор. Сейчас эта система работать не может (другая страна и другое время), слишком консервативная и авторитарная для наших дней, сломана, но пришедшая ей на смену система не обладает аналогичным влиянием (и никак не работает!).
Встает резонный вопрос: почему бы не перевести проблемного ребенка в специализированную школу? Но мало кто верит в возможности таких спецшкол действительно скорректировать поведение ребенка и сделать его достойным членом общества. Если многие родители воспринимают общеобразовательную школу как камеру хранения, куда можно «сдать» ребенка, и там его воспитают и научат, то спецшкола - это такая же, но «демонизированная» камера хранения, где и не воспитают, а если и научат, то еще чему похуже. Отсутствие у родителей возможности уделить ребенку достаточно времени пустая трата времени. Но факт от этого не изменится: для многих родителей взвалить ответственность за воспитание их детей на детский сад и школу - это возможность продолжить зарабатывать на жизнь. Но когда начинаются проблемы, то свой ребенок, разумеется, замечательный и прекрасный, а педагоги, для которых все дети одинаковы, «не смогли найти к нему подход». Штука ведь в том, что как для родителей свой ребенок уникален, так и для ребенка внимание родителей дороже и полезнее. И, кстати, без согласия родителей нельзя провести экспертизы, которые бы позволили перевести ребенка в спецшколу.
Проблема еще и в том, что сейчас дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) учатся вместе с обычными детьми. И хорошо, если поставлен диагноз от ПМПК и родители лечат ребенка, занимаются его здоровьем. А если родители не хотят ставить диагноз - а сейчас это по желанию родителей, - тогда ребенок может творить все что угодно, и школа ничего сделать не может. А если встать на место родителя, то кто поверит, что с ребенком что-то настолько не так, что ему пора в спецшколу?
А потом наступает крах иллюзий или взрыв (проблема ГИА – печальные результаты или ужасающие всех события такие как в Казани или в Керчи) …
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх