Этап (элемент) урока | Методический приём | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль |
Оргмомент | | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Наблюдение учителя |
Актуализация опорных знаний по теме: «Афинская демократия при Перикле». | Опрос предыдущих тем, связка с темой урока. | Вопросы учителя:
Вспомним изученный материал.
- Что изучали на прошлом уроке?
Работа с понятиями предыдущего урока: Демократия, гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор | Предполагаемые ответы учащихся:
Афинская демократия при Перикле. Власть народа. Свободный афинянин у кого мать и отец были гражданами. Орган управления. И т.д.
Греко-Персидская война.
| Наблюдение учителя |
Актуализация опорных знаний | | - О ком древнегреческий поэт сказал следующие слова?
Он город любой мог связать иль оставить свободным,
И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.
В руках его все: и союзы, и власть, и богатство. | Предполагаемые ответы учащихся: | Проверка |
Актуализация опорных знаний | «Синквейн» | Предлагает зачитать синквейны о Перикле | Выступления учеников | Умение составлять синквейн.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк |
Актуализация опорных знаний | | - Перечислить главные заслуги Перикла?
Учитель подводит учащихся к выводу предыдущего урока | ПОМОЩЬ:
Стратег. Руководил войском и флотом, ведал отношениями с другими государствами. Провёл реформы и др.
Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета. | Проверка |
Стадия - вызов | | - Мы с вами на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта.
Прочтение учителем отрывка из источника о Пелопонесской войне (431 – 404 г. до н.э.) | Предполагаемые ответы учащихся: | Наблюдение учителя
|
Стадия - вызов | Приём Прямого диалога с учениками
| Вопрос:
- К каким последствия приводит война?
Учитель продолжает свой рассказ.
А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и над Грецией нависла опасность быть завоеванными. | Предполагаемые ответы учащихся:
1.Упадок хозяйства
2.Разорение крестьян и ремесленников
3.Обострение борьбы внутри гражданского общества
| Работа в тетради. Запись темы и плана урока: Слайд № 1
1. Причины возвышения Македонии.
2. Причины подчинения Греции Македонии. |
Стадия - вызов | Приём Прямого диалога с учениками | - Ребята, давайте поразмыслим над проблемной ситуацией, которая у нас сложилась. Какова проблема нашего урока?
Направляет и помогает учащимся в формулировке вопросов. | Предполагаемые ответы учащихся:
Вопросы:
Кто управлял Македонией в это время? Почему она превратилась в сильное государство? Почему греки подчинились этому государству | Проверка |
Стадия осмысление | | Рассказ учителя о Македонии и царе Филиппе
- в середине IV в. до н.э. во главе Македонского государства, маленькой небольшой страны, располагающейся на Балканском полуострове, встал мудрый и энергичный царь Филипп. | Учащиеся начинают заносить в тетрадь ответы на вопросы: Кто? Когда? Где? Кем был? Что сделал?
Филипп II, середина IV в. до н.э., Македония, царь, объединил страну, провёл реформы, переустроил армию.
| Самостоятельная работа в тетради
|
Стадия осмысление | | Учитель предлагает познакомиться с п. 1 параграфа учебника и ответить на вопрос:
- Чем македонская армия отличалась от греческой?
- Сделайте вывод о македонском войске. | Предполагаемые ответы:
1.Греческая фаланга меньше, чем македонская.
2.Копья греков имели длину 2 метра, а у македонцев они были разной длины.
3. Греческая конница была легче и незначительней, чем конница македонцев. | Работа учащихся с учебником. Ответы учащихся.
Наблюдение учителя
|
Стадия рефлексия | Фишбон | Учитель подводит итог по высказываниям учеников.
Вопросы:
- Вспомним, о чём вы хотели узнать на уроке?
- Главные вопросы, на которые мы должны были ответить?
- Вспомним начало урока. А что в это время представляла из себя Греция? | Ученики заполняют схему
В голове: Причины возвышения Македонии?
Скелет:
верхняя линия (причины возвышения Македонии) - Филипп II, объединённая страна, реформы, сильная армия и флот
нижняя линия (причины упадка Греции) – Пелопонесские войны, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников, слабые государства
В хвосте делают вывод:
Покорение Греции, потеря ею независимости. | Ответы учащихся |
Домашнее задание | | Учитель подводит итог урока.
Мы познакомились сегодня только с причинами возвышения Македонии и упадка Греции
Предлагает дома ученикам самостоятельно прочитать о том, как Македония завоёвывала Грецию. О противниках Македонии (Демосфене) и её сторонниках (Исократ).
Выставляются оценки обучающимся за проделанную работу на уроке.
Параграф и вопросы к нему.
Рассказ о приходе к власти Александра.
Задание ученику (N) сделать сообщение об Александре Македонском. | | Запись домашнего задания |