Таксономия Блума

zhuhray fg

.
Команда форума
Таксономия Блума

Таксономия Блума — таксономия педагогических целей в познавательной сфере, предложенная в 1956 г. группой учёных под руководством американского психолога Бенджамина Блума (1913 — 1999 гг.).

Я услышал и забыл
Я увидел и запомнил.
Я сделал и понял.

Конфуций

Согласно таксономии Блума, образовательные цели разбиваются на три области: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти области не совсем точно можно описать как «знания/голова», «чувства/сердце», «делание/руки».

Когнитивная область
Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.

Уровни учебных целейКонкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня
1. Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории
воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы
2. Понимание
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий
— объясняет факты, правила, принципы;
— преобразует словесный материал в математические выражения;
— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных
3. Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях
— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
— использует понятия и принципы в новых ситуациях
4. Анализ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура
— вычленяет части целого;
— выявляет взаимосвязи между ними;
— определяет принципы организации целого;
— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
— проводит различие между фактами и следствиями;
— оценивает значимость данных.
5. Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной
— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
— предлагает план проведения эксперимента или других действий;
— составляет схемы задачи
6. Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала
— оценивает логику построения письменного текста;
— оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
— оценивает значимость того или иного продукта деятельности
Аффективная область

Умения в этой области отражают то, как человек реагирует эмоционально, насколько он способен чувствовать чужую радость или боль. Аффективные цели связаны с человеческими отношениями, эмоциями, чувствами.

Психомоторная область

Умения в этой области описывают способность к манипуляциям с орудиями или инструментами. Психомоторные цели обычно связывают с изменением или развитием практических навыков.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх