[ТЕОРИЯ] Сочинение ЕГЭ (история 2021 г.): анализ, особенности формата, структура, ловушки

Николай

Модератор
Команда форума
Сочинение ЕГЭ (история 2021 г.): анализ, особенности формата, структура, ловушки

В 2021 году:
нет примерных тем исторического сочинения
нет примерных периодов
нет единства в теме сочинения

Как писать историческое сочинение?
К сочинению всегда есть 2 подхода:
закрыть критерии
блеснуть знаниями
Эксперты к этому относятся по-разному. Кому-то лучше увидеть сухое сочинение, быстро его проверить и уйти домой. А кому-то нужны глубокие знания.
Как писать историческое сочинение? Хорошая новость: в задании уже многое отражено. Прочитайте внимательно и пойдем разбираться подробно.

image001.png
image002.png
Что общего в этих сочинениях? Нужно указать:
2 значимых события
Роль 2-х личностей
2 причинно-следственных связи

Как это сделать? Давайте разберем структуру сочинение.
Структура сочинения, которую утвердили эксперты ЕГЭ по истории:
image003.png
Почему 3 комбинации событие+роль+причина? Это перестраховка, если вам что-то не засчитают.
Одна роль/причина может показаться эксперту слабой, и он её не засчитает – это потеря 1 балла.
Если вы напишете 2 роли/2 причины и в одной из них ошибетесь, то потеряете сразу 2 балла по 2-м критериям.
А если напишете 3 комбинации, то при ошибке в роли/причине потеряете только 1 балл.
Если 1 роль/причину просто не засчитают, то ничего не потеряете!

Стратегия подготовки к сочинению:
Понять, как писать сочинение (над этим вы работаете прямо сейчас!).
Учить историю и постепенно разбираться с сочинением на практике.

  • Проработать несколько веков, которые скорее всего будут на экзамене (XIX и ХХ в. будут с вероятность 99 %).
Главное, чему стоит научиться – четко видеть критерии в своим сочинении!
К1 – указать несколько событий/процессов периода
Самый простой критерий, по нему всегда можно заработать балл, просто перечислив события/процессы, раскрывать их не нужно
К2 – роли личностей
Самый сложный критерий! На нем большинство ребят теряют баллы. Не все репетиторы, а школьные учителя тем более, понимают, как правильно их писать. Роли должны быть конкретными, значимыми и волевыми. Жил, участвовал, являлся, руководил – забудьте про эти слова!
Иван Грозный ввел опричнину – это ни о чем.
Иван Грозный уехал в Александровкую слободу, отправил письмо в Москву, что он отрекается от престола, тем самым ввел ввёл опричнину, которая ... – так можно!

Идеальный вид – глагол + глагол + значимость
Ещё пример: Меншиков собрал войска, отдал приказ о преследовании шведов и лично преследовал и проводил их вплоть до места их окружения и принял капитуляцию, что позволило разгромить шведскую армию.
К3 – причины
Укажите и причины, и следствия (хоть они не прописаны в критериях, для многих экспертов это принципиально важно). Как говорится, есть критерии, а есть реальность.
Напишите четко – «причиной послужило», «следствием является». Упростите эксперту проверку.

Идеальный формат:
– причинами было – это - и – это -, следствиями было – это - и – это -,
т.е. указать 2 элемента
Важный момент – нельзя писать роль и причину в одном предложении. «Причиной Северной войны было то, что Петр 1 нашел союзников» – это не засчитывается.
К4 – влияние на дальнейшую историю
С этим критерием тоже часто возникают проблемы у ребят.
Нужно указать конкретное влияние конкретных событий на конкретные события.
Пример: за счет того, что Россия получила выход к Балтийскому морю, Россия стала претендовать на Финляндию и вводить её в свою сферу влияния, за счет чего в начале 19 века была присоединена Финляндия.
И таких связок должно быть несколько!
Важный момент – влияние выходит за рамки жизни личности или за рамки процесса, о котором вы пишете. Например, в сочинении по личностям вам не дадут Горбачева, потому что он до сих пор жив.

К5 – термины
В сочинении должны быть правильно использованы исторические понятия. Земщина, опричнина, русско-турецкая война, отмена крепостного права, названия договоров и др. – это всё считается как термин. Объяснять термины не нужно!
Следующие критерии не начисляются, если по К1-К4 набрано меньше 6 баллов. Если вы указали 2 причины, 2 события, но не указали роли – то по следующим критериям баллов не будет.
К6 – ошибки
Никаких спорных моментов в сочинении быть не должно. Даты и инициалы писать не обязательно в большинстве случаев, но есть исключения.
К7 – формат сочинения
Никаких нумерованных списков, формат сочинения должен быть четкий и ясный.
Базовый пример исторического сочинения!
image004.png
Как быть? Тренироваться!
Только тот, который знает программу по истории сможет написать сочинение на высокий балл. И это справедливо.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх