[ТЕОРИЯ] Война на океанских просторах (сражение у острова Саво)

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
1642559111973.png
Территории под контролем Японской империи в западной части Тихого океана с мая по август 1942 г. Гуадалканал расположен внизу справа от центра карты
После поражения в битве у острова Мидуэй, у японцев был шанс не упустить окончательно стратегическую инициативу. Он сводился к захвату архипелага Соломоновнах островов и обустройстве на нем плацдарма для захвата новой Гвинеи, захват Новой Гвинеи позволял поставить под удар коммуникации между Австралией и США.
Японцы опережали американцев и уже почти достроили аэродром на острове Гуадалканал, также они забросили десант для захвата столицы Новой Гвинеи. В ответ американцы и австралийцы решили выбить японцев с Гуадалканала.
Морское сражение за Гуадалканал (Naval Battle of Guadalcanal), иногда называемое Битва в пятницу, 13, или, в японских источниках, как Третья битва в Соломоновом море (Дайсандзи Соромон кайсэн), имела место 12-15 ноября 1942 г., и была решающей битвой в серии морских сражений между союзниками и военными силами Японской империи в многомесячной Гуадалканальской кампании. В целом, носившая кодовое название операция «Уотчтауэр», проходила с 7 августа 1942 г. по 9 февраля 1943 г. на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны. Она шла на земле, в воздухе, и на море между силами Союзников и Японии. Боевые действия велись на острове Гуадалканал колонии Британские Соломоновы острова и вокруг него.
В начале высадки у союзников имелось воздушное прикрытие с авианосцев, но они отошли, формально из-за недостатка топлива. Прикрывать дальнейшую высадку десанта остались шесть тяжелых крейсеров, пара легких крейсеров и 15 эсминцев, в ночь на 9 августа 1942 г. их и разгромили пять тяжелых крейсеров японцев.
Прекрасно осознавая превосходство американцев в средствах раннего обнаружения (у японцев с радарами до концы войны так ничего толком и не получилось) японское командование решает довести до совершенства навыки ночных боев на море. Проводятся специальные тренировки и отбираются наиболее зоркие сигнальщики, совершенствуются средства ночного оптического наблюдения, закономерным итогом этих мер можно считать разгром американцев и австралийцев в бою при острове Саво.
1642559186580.png
Стрелками показан путь отряда адмирала Микавы
Остров Саво находится на входе между Гуадалканалом и Флоридскими островами, в состав которых входит остров Тулаги. Отрядом японских тяжелых крейсеров командовал адмирал Гунъити (Гуничи) Микава, который собрал под своим началом те самые пять тяжелых японских крейсеров, плюс два легких и один эскадренный миноносец. План Микавы был прост, исходя из данных авиаразведки он решил атаковать под покровом ночи сначала группу противника (под командованием сэра Виктора Александра Чарльза Кратчли; 3 австралийских и 5 американских крейсеров, 15 эсминцев и несколько тральщиков) на якорной стоянке у Гуадалканала, обойдя остров Саво с юга, а затем подойти и атаковать группу союзных судов у острова Тулаги. Отходить он планировал, обходя остров Саво с севера.
1642559258803.png
Гунъити Микава
1642559288926.png
Сэр Виктор Александр Чарльз Кратчли
Для своей защиты американцы формально все сделали правильно, они направили патрулировать вероятные пути прохождения с севера и с юга от острова Саво два эсминца оснащенных радиолокаторами. Разделить силы на три группы, чтобы перекрыть вероятные пути появления противника (японцев), тоже вроде правильное решение, но и оно не помогло американцам.
Под командой адмирала Микавы находились японские тяжелые крейсера типа «Аоба», типа «Фрутака» и один крейсер типа Такао, на котором был сам адмирал, флагманский «Чёкай».
Первый контакт с противником состоялся у отряда Микавы в 0 часов 44 минуты 9 августа 1942 г., они наткнулись на эскадренный миноносец «Блю» находившийся в радиолокационном дозоре, но почему то так и не обнаруживший японцев своим радаром. Более того, американский капитан не разглядел японские корабли прошедшие мимо, видимо он целиком полагалась на радар и визуальное наблюдение не считал особо важным. У японской эскадры перед первым столкновением было еще два «контакта», но и они закончились тем же, еще два американских эсминца или не заметили японцев, или приняли их за своих.
К моменту начала атаки адмирал Микава приказал всем кораблям действовать самостоятельно (бой у острова Саво (Battle of Savo Island), также известный как Первый бой у острова Саво, в японских источниках — Первый бой в Соломоновом море).
Примерно в половину второго часа ночи, на фоне горящего транспорта, который днем подожгли японские бомбардировщики, соединение Микавы установило визуальный контакт с кораблями южного патруля союзников, а в час 38 минут по ним был дан торпедный залп. Практически в это же время японцы разглядели и крейсера северного патруля. Только в час 43 минуты американский эсминец «Паттерсон» заметил японцев и поднял тревогу. Тогда же с японских гидропланов, заранее взлетевших с крейсеров, были выпущены осветительные ракеты, которые подсветили тяжелые крейсера союзников «Чикаго» и «Канбера». Открыв беспорядочную стрельбу, тяжелый крейсер «Канбера» увеличивает ход и пытается прикрыть собой транспортные суда. В это же время эскадренный миноносец «Бэгли» устанавливает контакт с противником и выходит в торпедную атаку и результатом которой становится попадание торпеды … в «Канберу». Второй тяжелый крейсер союзников «Чикаго» в час 47 получил попадание японской торпеды из-за чего у него вышла из строя система центральной наводки орудий главного калибра. Затем еще одна торпеда поражает крейсер, но к счастью для моряков-союзников не взрывается, зато после нее в район грот-мачты попадают два снаряда калибром 203 миллиметра. Командир «Чикаго» Боуд выводит корабль из боя бросив транспорты, не передав никому командования, и не уведомив союзников о произошедшем и той угрозе, что над ними нависла.
В то время когда крейсера Микавы крушили южный патруль, северный патруль патрулировал отведенный ему район. Вспышки южнее острова Саво на кораблях видели, но списали все на погоду, посчитав вспышками молний.
Покончив с первой группой Микава перешел к атаке на северный патруль дав по нему торпедный залп. В этот момент японцы фактически взяли американские крейсера в клещи. Крейсера союзников «Винсеннес», «Астория» и «Куинси» попали под обстрел. Больше всех досталось «Куинси», он попал под перекрестный обстрел с «Аобы» и «Фурутаки» с «Тэнрю». Помимо снарядов в него угодили три торпеды, на нем полыхали пожары и в 2 часа 38 минут «Куинси» ушел под воду. Тяжелый крейсер «Винсенс» продержался немногим дольше, он затонул в 2 часа 58 минут.
1642559379616.png
Освещённый прожекторами японских кораблей горящий тяжёлый крейсер Куинси
ходе боя, адмирал Микава поставил собравшихся и себя в том числе, перед непростым выбором. Разгромить две группы противника удалось, но транспорты, а это и была основная цель, остались практически целы, по идее надо было перегруппироваться и атаковать снова. Не было неясно, где находятся уцелевшие боевые корабли противника и как они могут противодействовать новой атаке. К тому же крейсера изрядно опустошили свои погреба, а идти домой совсем с пустыми было не самым лучшим решением. Темного времени суток вполне могло хватить на новую атаку, но тогда времени не оставалось на то, чтобы за следующий день (при свете дня) покинуть зону действия палубной авиации противника. К счастью для союзников адмирал Микава не знал, что их авианосцы ушли. Знай он, что авианосцев противника рядом с Гуадалканалом нет, транспортам точно пришел был конец, как и уцелевшим боевым кораблям союзников. Но … в 2 часа 20 минут ночи корабли адмирала Микавы получили приказ об отходе.
Утром 9 августа, когда тяжелые крейсера японцев ушли, союзники подсчитывали потери. Разгром был полный. На воде еще держались искалеченные ночью «Канберра» и «Астория» (но их пришлось затопить; всего союзники потеряли 4 судна).
Американцам очень скоро удалось отомстить, 10 августа 1942 г. американской подводной лодкой был потоплен тяжелый крейсер «Како».
В итоге данный бой воспринимается с двух диаметрально противоположных точек зрения. С одной стороны это беспримерный подвиг со стороны японцев, что трудно отрицать, это и пример разгильдяйства и самонадеянности со стороны союзников. Но эта атака японцам не помогла и адмирала Микаву позднее нещадно критиковали, за его решение не проводить атаку транспортов, ведь после их разгрузки шансы японцев удержать Гуадалканал практически испарились. Конечно потеря четырех тяжелых крейсеров и 1077 жизней союзных моряков жертва не малая, но видимо такова была цена за перелом в ходе сражения за Гуадалканал.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх