Страны Востока накануне, во время и после Великих географических открытий

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Страны Востока:
накануне, во время и после Великих географических открытий
Кардинальной исследовательской проблемой в новой истории стран востока является вопрос о том, могли ли они самостоятельно (без вторжения извне) встать на путь развития капитализма (или если угодно – провести модернизацию).

Новая история для Востока – это период колониальной экспансии Запада и, как следствие, разрушение традиционной системы хозяйствования или, если угодно, переход от феодализма к капитализму под воздействием, импульса извне. В рассматриваемый период все восточные страны превратились в колонии, полуколонии западных держав или, как Япония, вынуждены были (в немалой степени под угрозой западного вторжения) усвоить капиталистические отношения или стимулировать их развития там, где зачатки таковых уже имелись.

Восток – конгломерат разнообразных, весьма специфических стран и народов, однако у всех них есть нечто общее, что отличает, – а, порой, и противопоставляет их Западу.

Что же собственно является главными отличительными чертами восточных обществ и государств: Государство – верховный собственник земли.

Неразвитость принципа частной собственности (прежде всего на землю, как главное средство производство – «Нельзя сказать, что на Востоке отсутствовали права личности или право собственности. Но существовали они только в пределах частного права. Частное лицо могло успешно отстаивать свои интересы против другого частного лица, но не против государства. Частный собственник (низовой, налогообязанный) имел полные права на своё имущество, в том числе на землю, включая право отчуждения, но государственное вмешательство в имущественные отношения, в том числе в землевладение, было законодательно не ограничено» (История Востока. Т. 3. Восток на рубеже средневековья и нового времени):

- главенство государства во всех сферах жизнедеятельности общества и отдельной личности;
- господство общины как «приводного ремня государства» и, вместе с тем, автономного посредника между личностью и государством;
- социум рассматривается как иерархия корпораций (общин). Для феодализма (или традиционного общества) характерна тесная связь человека с конкретным видом труда, и именно в одной из стран Востока, например, в Индии, эта связь находит своё воплощение в виде кастовой системы;
- замкнутое самодостаточное (натуральное или полунатуральное) хозяйство; именно на Востоке хозяйственная замкнутость общины наиболее выражена, нежели на Западе;
- устойчивость хозяйственных и политических институтов и, как обратная сторона устойчивости – их (государственных институтов) инертность;
- доминирование коллективных форм мышления, отсутствие или слабая проявленность частной инициативы и индивидуализма.
Также довольно часто в качестве одной из наиболее фундаментальных специфических черт Востока называют восточную деспотию как форму политической организации.

В рамках разных «больших» исторических концепций Восток, его специфика, социально-экономическая система, динамика и историческая судьба трактуются по-разному: так, К. Маркс выделял особый «азиатский способ производства» (АСП), характеризующийся отсутствием частной собственности на землю, застойностью хозяйства, деспотическим политическим режимам.

В рамках марксисткой теории феодализм исторически закономерно должен уступить место капиталистической формации. Поэтому страны Азии и Африки, отстававшие от Запада в смысле развития буржуазных отношений, должны были стать жертвой колониальной экспансии обществ, обладавших более эффективной (более производительной хозяйственной организацией). Колониализм таким образом – не продукт превосходства европейских армий, а способ перестройки восточных обществ на капиталистический лад. Хотя марксисты не отрицают огромный издержки такого способа, он представляется исторически неизбежным и прогрессивным.

Неомарксисты предпочитают говорить о «восточном феодализме», подчёркивая его родство с европейским средневековьем: «общественный строй средневековой Азии и Северной Африки можно назвать «восточным феодализмом», то есть строем, стадиально более или менее соответствующим феодальной эпохе в Западной Европе, но имеющим рад особенностей. По основным параметрам того явления, которое принято называть феодализмом, Восток не только демонстрировал совпадение, но даже большую близость к модели. «Феодализация» восточных обществ была даже выше, чем обществ западных.

В русле цивилизационного подхода Восток понимается как самобытная цивилизация (или комплекс цивилизаций), обладающая столь же самобытными законами развития.

Итак, взаимоотношения Востока и Запада трактуются как столкновение (в новое время), а затем – как диалог (в новейшее время) двух крупнейших цивилизаций в ходе создания мировой цивилизации.

Теория модернизации – рассматривает исторический процесс как смену больших фаз: аграрное общество (традиционное), индустриальное и постиндустриальное. Сам процесс модернизации выступает как движение общества к некоему эталонному состоянию. Под этим состоянием подразумевается западное индустриальное общества с присущими ему хозяйственными, политическими и культурными системами. Поэтому модернизация – это исторически закономерное преобразование всех сторон жизни общества и государства. Причём модернизация может протекать неравномерно в рамках даже одного общества. Представители этой теории трактуют Восток как аграрное общество, подчёркивая при этом огромную роль традиций и застойность, нединамичность хозяйства на Востоке. Индустриализация является исторически более прогрессивной исторической фазой, поэтому, если восточные общества своими силами не смогли (или не успели) перейти к индустриализму, то миссию их развития взяли на себя индустриально развитые страны Запада. Концепцию модернизации роднит с марксистской теорией представление о линейности и стадиальности исторического процесса. Правда, для марксизма более свойственны монофакторные интерпретации (объяснения всех явлений через социально-экономические процессы, признание субординации исторических факторов), а для теории модернизации свойственны полифакторные интерпретации, где разные стороны жизнедеятельности людей рассматриваются взаимосвязанные (скоординированные) равноправные процессы (факторы).

Некоторые современные историки обнаруживают в восточных обществах значительные зачатки буржуазных отношений, что якобы свидетельствует о том, что восточные страны могли и должны были естественно, закономерно и без европейцев перейти на новую ступень развития. Следовательно, колониализм можно считать препятствием на пути развития стран Востока, продуктом агрессии и ничего более.

Противоположное мнение заключается в том, что в Азии и Африки не обнаружились признаки развития капитализма и, следовательно, колониализм, сыграл объективно прогрессивную роль в истории колониальных стран, поскольку позволил им перейти на следующую ступень развития. Более того, предполагается, что колониальная экспансия и смогла стать столь масштабной именно потому и лишь потому, что на своих штыках колонизаторы внесли новые социально-экономические отношения. Довольно часто сторонники подобных идей приводят в качестве аргумента в свою пользу известный тезис «истории не терпит сослагательного наклонения». Что имеется в виду? Вне зависимости от наличия или отсутствия зачатков капитализма на Востоке, вне зависимости от вероятных вариантов развития Востока, совершенно очевидно, что буржуазные отношения явно быстрее развивались на Западе, политическая экспансия которого стимулировала перестройку колониальных стран.

В то время как в Европе происходили бурные изменения, страны Востока, с точки зрения европейцев, живших размеренной жизнью. В период раннего нового времени продолжали развиваться три основных цивилизации Востока: ближневосточная – мусульманская, охватывающую территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока; индийско-южноазиатская, охватывающую полуостров Индостан и прилегающие территории, и китайско-дальневосточная, охватывающую территорию Китая, Индокитая, Кореи, Японии.


vost1.jpg
vost2.jpg
vost3.jpg
vost4.jpg
Во дворце турецкого султана
Сулейман I
Самой мощной державой мусульманского мира была Османская империя, которая на начало XVI в. занимала территорию Балканского полуострова и Малой Азии. К концу XVII в. Османская империя продолжала расширять свои границы. Вершина внутренней и внешней мощи империи приходится на правление султана Сулеймана I (1520 – 1566 гг.) При нём положение Турции было стабильным, а военные походы османов сопутствовал успех. Территория его империи превышала территорию всей Европы. Европейцы, хотя и боялись «могучего» султана, всё же отдавали дань его военным и государственным достижениям, назвав его Сулейманом Великолепным. Сами турки дали ему прозвище Кануни («Законодатель»). Интересно, что большое влияние на Сулеймана, как свидетельствуют современники, оказывала его жена Роксолана, по преданию – украинка, которая была похищена в плен татарами.



vost5.jpg
vost6.jpg
Офицер янычар
Осада турками Вены
В годы правления Сулеймана I было трудно предсказать будущий упадок империи. Переломной стала битва под Веной в 1683 г., после неё Османская империя начала терять территории. Медленно набирал силу освободительное движение покоренных народов, возросли внутренние проблемы. Было очевидно, что в будущем империя развалится.

Индия с незапамятных времен отличалась переплетением различных народов, языков, религий, культур и традиций. Основную территорию Индии занимали самостоятельные государства. Управляли ими махараджи (цари) или раджи (князья). Большинство населения Индии жило в сельской местности (деревни), где господствовала община, а кастовый принцип деления населения дополнял и укреплял её. Гордостью страны были её города, поражавших воображение европейцев своим величием, красотой и богатством. Изделия индийских ремесленников пользовались спросом за пределами Индии. Торговля приносила огромные доходы раджам. Именно богатства Индии привели к коренным изменениям судьбе страны. В XVI в. в прибрежные города проникли европейцы, а с севера в Индию вторглись среднеазиатской моголы во главе с Бабуром.

Бабур был потомком Чингисхана и Тимура, правил Фергане, а впоследствии завладел Кабулом. Бабур, имея сильное войско, оснащённое артиллерией, в битве при Панипат (1526 г.) разгромил войско делийского султана. Эта дата считается началом основания государства Великих Моголов, просуществовавшего 200 лет. Внук Бабура Акбар (1556 – 1605 гг.) завоевал Северную и Центральную Индию, а также Афганистан. Акбар ввёл систему единой централизованной власти, жёсткое налогообложение, совершил военную реформу. Даже попытался создать новую религию. В правление Акбара государство Моголов стало империей. У преемников Акбара границы империи продолжали расширяться и в конце XVII в. включали в себя почти всю Индию. В империи Моголов процветала торговля и ремесла, её города украсили великолепные здания и храмы, в которых сочетались традиции мусульманской и индийской архитектуры. Самое известное сооружение того времени – это мавзолей Тадж-Махал в Агре.

vost7.jpg
vost8.jpg
vost9.jpg
Бабур
Индийский правитель
Но после падишаха Аурангзеба (1658 – 1707 гг.) стали проявляться признаки кризиса. Хотя монголы были мусульманами, они в период своего правления сохраняли религиозную терпимость. Фанатичный Аурангзеб нарушив религиозный мир, расшатал основу стабильности империи и уже на рубеже XVII – XVIII вв. она распадается на отдельные княжества.

К тому времени значительно усилилось европейское влияние в Индии. Основанная в 1600 г. английская Ост-Индская компания почти вытеснила из крупных портовых городов Индии португальское и голландское купечество. В XVIII в. она повела активное наступление на французские владения в Индии. В сражении у Плесси (1757 г.) англичане нанесли поражение индийским правителям и приступили к покорению страны. Правители распадающейся империи Великих Моголов, могли лишь безучастно наблюдать за процессом.

Китай является одной из древнейших и самых густонаселённых стран. Пережив не одно тяжёлое испытание, Китай сохранял стабильность и традиции. После освобождения от монгольского порабощения в 1368 г. в Китае утвердилась династия Мин (1368 – 1644 гг.). Тогда в стране укрепилась торговля, земледелие и ремесла, в городах существовали развитые мануфактуры. В Европе высоко ценилась китайский фарфор, ткани, ювелирные изделия, чай, пряности. Китайские города с их необычной для европейцев архитектурой всегда поражали путешественников, в которых ещё в средневековье появились банки, ломбарды, монетные дворы.

В 20-х гг. XVII в. внутреннее и внешнее положение империи Мин значительно ухудшилось. В стране нарастало безвластие, обусловлено бесконечной борьбой за власть в правящей верхушке. Чрезмерные налоги разрушали хозяйства крестьян. К тому же страну потрясли стихийные бедствия: засухи и наводнения сменяли друг друга, саранча уничтожала урожай. Доведённые до отчаяния крестьяне поднялись на борьбу. В стране началась крестьянская война (1628 – 1645 гг.). Восставшие овладели Пекином и провозгласили своего предводителя Ли Цзычэна императором. Но именно в это время страна подверглась вторжению маньчжуров, кочевых племён, живших на севере Китая. В 1644 г. маньчжуры захватили Пекин. Это событие считается началом правления маньчжурской династии Цинн (1644 – 1911 гг.). Маньчжуры вели себя как завоеватели, показывая своё превосходство над китайцами, хотя не посягали на традиции и религию страны и даже перенимали их.

vost10.jpg
vost11.jpg
Пейзажи средневекового Китая
При этом богатства Китая привлекали европейцев. Уже в XVI в. в Китай проникают европейские купцы и миссионеры. Растущее влияние европейцев стал беспокоить маньчжурских правителей (богдыхана). И из страны были высланы миссионеры, а в 1757 г. Китай вообще закрыли для европейцев.

Проблема «отставания» Востока или «опережения» Запада
(историография вопроса)

Итак, к восточной цивилизации к началу XVI в. относились следующие страны: Османская империя, Иран, мусульманские государства Средней Азии, Индия, Бирма и Таиланд, Индокитай, Китай и Япония. В XVI в. Восток был наиболее богатой и населенной частью мира. В странах Азии и северной Африки проживало 68 % населения земли и на них вплоть до середины XVIII в. приходилось 77 % мирового мануфактурно-ремесленного производства. Здесь были самые плодородные земли, дававшие высокие по тем временам урожаи: в Индии XVI в. средняя урожайность составляла 13 центнеров (ц) с гектара (га), в Западной Европе 7-8 ц с га. Европейских путешественников XVI – XVII вв., побывавших в Турции, Иране, Индии или Китае, поражало обилие товаров высокого качества, населенность городов, богатство правителей. Крестьяне Османской империи в XVI в. жили значительно лучше, чем крестьяне Австрии и Германии.

vost12.jpg
vost13.jpg
vost14.jpg
Турецкая конница
Турецкий всадник
Турки гонят пленных
Страны Востока являлись вплоть до начала XIX в. поставщиками как готовой продукции на Запад, так и сырья, а именно: шёлка и хлопчатобумажных тканей, пряностей, ювелирных изделий и драгоценных камней, кофе и чая, сахара и медикаментов. И лишь только с XIX в. – времени завершения промышленной революции – положение резко изменилось. Могучие некогда цивилизации стали сырьевыми придатками и колониями Англии, Франции и даже маленькой Голландии, чей бюджет после окончания наполеоновских войн на 1 / 3 формировался за счёт поступлений от Индонезии. К началу XIX в. страны Западной Европы впервые во II тысячелетии н. э. уверенно опередили по ВВП на душу населения страны Востока.

Для цивилизаций Востока был характерен ряд особенностей политической, экономической и культурной жизни, формировавшихся на протяжении веков. Преобладание государственной формы собственности над частной, отсутствие правовых гарантий у торговцев сохранения своего имущества и даже жизни от произвола местных чиновников и центральной власти порождало отсутствие заинтересованности в налаживании производства товаров и услуг. Из-за этого накопленные ценности не вкладывались в мануфактурно-ремесленное производство, а в виде сокровищ изымались из обращения. Как писал шведский дипломат в Турции XVIII в.: «Отсутствие безопасности препятствует развитию промышленности … Люди не знают, как использовать свои капиталы. Разве они захотят вложить их в какое-нибудь выгодное дело, если вне столицы все … предприятия подвергаются многочисленным опасностям, проистекающим от отсутствия полиции и злоупотреблений судей». Чиновничий аппарат сковывал многочисленными ограничениями и предписаниями частную инициативу. Так в Китае эпохи Цин владельцы частных предприятий обязаны были сдавать свою продукцию государству по низким ценам. На Востоке не было развитого городского самоуправления как в Европе, вследствие чего горожане – фундамент зарождающегося капиталистического общества на Западе, во многих азиатских государствах не признавались отдельным сословием общества со своими правами. Их считали частью простого народа, обязанностей у которого было гораздо больше, чем прав.

В Западной Европе конец средневековья связан с Великими географическими открытиями, с зарождением торгового капитализма, с возникновением абсолютных монархий и становлением нового мышления. А что же происходит в этот период в восточных странах? В них всё основано на традиции, и её основы кажутся незыблемыми. И трудно предположить, что за 300-400 лет «младенец» – капитализм не только окрепнет, но и сотрёт с лица земли целые племена и народы, повлияет на традиционные культуры, создаст колониальную систему, приспособив её к своим нуждам.

Империи Азии в XVI в. казались более могущественными и, безусловно, более богатыми, чем западноевропейские страны. Это вполне объяснимо. Многие государства Азии и Северной Африки были историческими преемниками великих очагов древней культуры. Той культуры, которая сложилась в долинах рек Хуанхэ и Янцзы, Тигра и Евфрата, Нила и Ганга. Здесь сложились три великие цивилизации: китайско-конфуцианская, индо-буддийская, арабо-исламская. И каждая из них внесла существенный вклад в развитие мировой культуры.

Китайцы изобрели порох, книгопечатанье (с IX в.), фарфор, бумажные деньги. Китаю мир обязан знакомством с культурой чаеводства и шёлководства. Конфуцианская философия и этика оказали влияние на Японию, Корею, Вьетнам и другие страны Дальнего Востока.

В Индии впервые выведен хлопчатник, индийцы научились получать сахар из сахарного тростника (в Европе делали горьковатый кленовый сахар), здесь появились домашние куры, широко использовались пряности. Буддийская и индуистская философские системы повлияли на Японию, Корею, Монголию, Китай и страны Южной и Юго-Восточной Азии.


vost15.jpg
Паломничество в Мекку

Арабо-исламский мир познакомил народы Европы с алгеброй и медициной, химией и астрономией. Само понятие «философия» имеет арабский аналог «фальсафе» – наука о счастье. Ещё в 1079 г. поэт и философ Омар Хайям исправил годовой календарь, в Европе подобный (по точности) календарь появился только в 1582 г. Он был утвержден римским папой Григорием XIII и с тех пор называется григорианским. Азиатские купцы впервые ввели в торговлю чеки (слово «чек» персидского происхождения).

Восток дал миру и известных историков. Знаменитый иранский историк Рашид ад-Дин создал всемирную историю всех народов от Западной Европы до Китая, причём сделал это в XIV в., когда европейские историки и не мыслили такими масштабами. И всё же Западная Европа опередила Азию. В чём и когда?

Как бы ни было велико мастерство ремесленников стран Востока, нигде в Азии и тем более в Африке историки не находят капиталистических форм экономики ни в XVI в., ни в XVII в. Нигде нет и активной буржуазии, которая, как справедливо писал Маркс: «Не может существовать, не вызывая постоянных переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть и всей совокупности общественных отношений». Итак, Восток отстал в развитии материального производства. Начало отставания – конец XVI в., оно продолжилось и в XVIII в. Последствия отставания – политическая стагнация и колонизация. Каковы причины отставания Востока, или опережения Запада?

В либеральной зарубежной историографии господствует следующее мнение: Гегель считал народы Востока пассивными и неисторичными по своей природе; Макс Вебер и другие историки-неогегельянцы искали причины опережения Запада в превосходстве динамичного западного духа над созерцательной восточной натурой, в превосходстве западной религии – протестантского христианства над религиями Востока – буддизмом, конфуцианством и исламом. Вебер считал, что важнейшую роль в становлении «современного капитализма» сыграла протестантская этика. Именно она, с её культом труда, с отношением к труду как к призванию, создала дух капитализма. Она заложила основы современного индустриального общества. Ему можно и возразить. Да, протестантская этика сыграла важную роль в процессе генезиса европейского капитализма. Но было бы это возможно, если бы Европа ещё с античности не имела потенции для развития капиталистического типа хозяйства, потенции в виде частной собственности, защищённой законом. Вебер пишет о рационализме западной науки, права, искусства, городской жизни, которым Запад обязан не только средневековому европейскому городу, как полагает немецкий социолог, но и античному обществу. Интересна точка зрения Фернана Броделя. Он считает, что нет равновесия между знаниями о европейской истории и истории остального мира. И «пока не будет восстановлено» это равновесие, «историк не решится разрубить гордиев узел всемирной истории, имея в виду генезис превосходства Европы». Знаменитый французский историк считает, что «разрыв между Западной Европой и другими континентами углубился поздно, и приписывать его единственно лишь «рационализации» рыночной экономики … есть явное упрощение».

Историки Востока иногда вообще отрицают отставание. И вторжение колонизаторов объявляют исторической случайностью. Они пишут, что отставание стран Востока началось лишь после вторжения европейцев и являлось его следствием, а не причиной. В этом утверждении есть доля истины, колонизация разрушила естественный ход исторического развития. Но почему же стала возможна колонизация? Почему ни китайцы, ни индийцы, ни арабы не стремились «открыть Европу», а испанцы и португальцы настойчиво искали морской путь в Индию, при этом англичане, французы и голландцы ведут длительную борьбу за право первенства в Южной Азии? Почему китайцы, доплыв до Мелинды, не пошли далее, а португальцы достигли Каликуты и Макао? Эти события нельзя считать исторической случайностью. К тому же внешне Китай, Индия, Иран в XVI в. выглядели богаче и прочнее, чем любое западное государство. Но ни в одной из азиатских стран не сложился в это время капиталистический уклад.

Советская историческая наука исходила из формационной концепции развития истории вообще и истории Востока в частности. Однако многие отечественные историки-востоковеды не принимали схемы трактовки формаций с точки зрения исторического материализма. Серьезное изучение экономических вопросов в традиционных обществах Востока привело к дискуссиям об «азиатском способе производства» (АСП). Сторонники концепции АСП считали, что главная причина колонизации Востока в его отставании от стран Запада. Отставание связано с тем, что различные страны и регионы земного шара вообще развиваются неравномерно. В данном случае эта неравномерность проявилась в том, что государства Западной Европы вступили на путь капиталистического развития раньше, чем страны Азии и Африки, ибо в странах Азии длительное время господствовал именно «азиатский способ производства».

В 50-60-е гг. XIX в. Маркс и Энгельс выдвинули гипотезу о существовании в странах Востока до прихода европейцев особой общественно-экономической формации – АСП, главной чертой которой являлась государственная собственность на землю. В таком обществе крестьян-общинников эксплуатирует не класс отдельных собственников-феодалов, а аппарат деспотического государства в целом. Возможно, тезис об «азиатском способе производства» появился в связи с изучением Марксом экономической теории Адама Смита. Знаменитый английский экономист, объясняя разницу между рентой собственника и налогом государства, обратил внимание на то, что на Востоке этой разницы нет. То есть государство собирает налог-ренту фактически со всех держателей земли. По мнению К. Маркса, АСП более примитивный, чем рабовладельческий и феодальный, так как он не может обеспечить прогрессивное развитие. В дальнейшем, изучая типы общин на Востоке, Маркс обнаружил, что в странах Азии наряду с общинно-государственной существовали и другие формы собственности. Концепция АСП не получила дальнейшего развития в работах Маркса и Энгельса. В схеме общественно-экономических формаций, изложенной Ф. Энгельсом в 1884 г. не нашлось места «азиатской формации». Теория однолинейности исторического прогресса утвердилась в марксизме. На ней базировалась и советская историческая наука. Однако именно в советском востоковедении не раз проходили дискуссии об «азиатском способе производства».

Некоторые советские историки, такие, как М. Н. Волин, С. П. Толстов главной причиной отставания Востока считали нашествия кочевников. Конечно, они тормозили общественный прогресс. Примерно с XIII в. часть азиатских и европейских государств пострадала от монголо-татарского нашествия, например: Китай, Иран, Средняя Азия, русские княжества и другие. Затем тюрки-османы разрушили цивилизации Западной Азии и Северной Африки. Эти войны заставляли азиатские страны «в одну реку входить дважды», считает Д. Е. Еремеев. Вряд ли можно согласиться с тем, что нашествия кочевников – предтеча колонизации более позднего времени. Достаточно вспомнить историю России. Она была под игом Золотой Орды больше 200 лет, но не стала колонией ни европейских, ни азиатских держав. Российское государство само активно проводило колониальную политику. Некоторые регионы Азии, такие, как Южная Индия, Индонезия, Филиппины существенно не пострадали от набегов кочевников, или вообще не знали их, между тем именно они стали первыми жертвами европейских колонизаторов.

В 50-е гг. советский историк И. М. Рейснер выдвинул гипотезу об отставании Востока, основываясь на целом комплексе причин. Суть его рассуждений выглядит следующим образом. Парадокс цивилизаций Азии в древности и средние века состоял в том, что в регионе рано сложилась разделение производства и чётко выраженная специализация: земледелие; скотоводство; ремесло и обмен. Из-за разделения производства перечисленные отрасли рано достигли сверхвысокого качества, и наступил «тупик». Например, поливное земледелие давало производительность труда намного выше, чем это было в Европе с её суровым климатом и скудными почвами. Далее, расходы на содержание крестьянской семьи в странах Востока ниже, чем на Западе (климат мягче), поэтому прибавочный продукт, получаемый земельным собственником – «помещиком» был значительно выше, чем в Европе. Историк убежден, что в странах Азии были и более высокие нормы феодальной эксплуатации. Отсюда – богатство, сила, власть феодалов оставались незыблемыми. Нуждалось ли такое общество в технологических и технических новшествах для повышения производительности труда? Нет! Отсюда и небольшие возможности для развития капитализма.

Также, по мнению И. М. Рейснера, торговля и обмен в некоторых странах Востока были развиты не хуже, а лучше, чем в Европе! Но в странах Азии лидером в обмене был не товар, а деньги. В Европе молодая буржуазия использовала деньги для создания новых и расширения старых производств. В странах Востока подобного быть не могло. Как тут не вспомнить арабские, персидские сказки. Купцы прятали заработанные деньги от хищных рук сатрапов и их пособников. Ростовщичество в Азии принимало исключительно консервативные формы и сдерживало прогрессивные тенденции в развитии экономики. Кстати, об этом писал К. Маркс в «Капитале». Он отмечал двоякую роль ростовщического капитала: с одной стороны, прогрессивную – она ведет к первоначальному накоплению, с другой стороны, регрессивную, способствующую упадку и застою. «При азиатских формах ростовщичество может существовать очень долго, не вызывая ничего иного, кроме экономического упадка и политической коррупции».

Интересен вывод И. М. Рейснера о том, что высокий уровень феодальной экономики Востока уже сам в себе таил опасность застоя. Плодородие почвы, густота населения обеспечивали господствующий класс прибавочным продуктом в изобилии, и тем самым не создавали стимула для развития экономики. Аналогия в Европе – экономика феодальной Испании XVI в.: богатства, награбленные в Америке, попали в руки господствующих классов и также привели к регрессу и застою.

Положение господствующего класса в странах Востока отличалось от его положения в европейских странах. Термины «помещик», «феодал» по отношению к землевладельцам стран Востока могут употребляться лишь в широком смысле слова, так как крупные землевладельцы не вели своего хозяйства, не использовали барщинный труд. Их земля не была «феодом».

Менее разработанными в советской историографии оставались такие проблемы отставания, как:

а) многоукладность азиатской экономики, точнее, длительное существование многоукладности;
б) особая роль государственной власти и бюрократии в странах Востока;
в) роль идеологии-религии, её влияние на темпы развития цивилизаций (исключение составляли работы таких авторов: Л. С. Васильева, О. Е. Непомнина, Н. А. Иванова);
г) политико-правовое положение азиатского города, в частности, порабощенность азиатского города, где, по словам Ф. Энгельса, отсутствовало «первое условие буржуазной предпринимательской деятельности – безопасность личности купца и его собственности».

Как решаются теоретические проблемы в современном отечественном востоковедении? В настоящее время изучение истории Востока поделено на сферы влияния между тремя подходами:

– социально-экономическим, в более чистом виде связанным с концепцией «восточного феодализма или зависимого развития»;
– социально-политическим, связанным с концепциями «азиатского способа производства» или госбюрократии;
– культурологическим, или культурно-историческим.

Похоже, что, только комплексный подход приблизит историков к разрешению поставленных исследовательских задач. Одно не вызывает сомнений: когда европейские купцы-предприниматели устремились на Восток, азиатские, а затем и африканские страны не смогли оказать им сопротивления, и постепенно большинство стран были насильственно втянуты в орбиту мирового капитализма.

Значит ли это, что капитализм на Востоке не развивался? Нет! Иностранные вторжения дали толчок социально-экономическому, политическому и культурному развитию афро-азиатских стран. Однако азиатский капитализм существовал только в тех формах, которые были выгодны колонизаторам. Там же, где не было активной колонизации, развитие шло по-разному. Япония в средние века и в новое время по уровню развития экономики не отличалась от других стран Азии. В дальнейшем она, как и другие страны, стала объектом экспансии, но сумела отстоять свою самостоятельность, провести прогрессивные реформы и к началу XX в. стала сильной державой, претендующей на роль лидера не только в Азии, но и в мире. Япония заявила о себе агрессивной внешней политикой: с конца XIX в. она не уступает Западу в борьбе за колонии.

Создание колониальной системы началось на заре капитализма, когда в Европе шёл процесс первоначального накопления капитала. К концу XIX – началу XX вв. почти все страны Азии и Африки потеряли самостоятельность, и были превращены в колонии или полуколонии европейских держав. Таким образом, был завершен территориальный раздел мира и создана колониальная система.

Политическая карта Востока к началу XVII в.

На средневековом Востоке самыми крупными государствами были Китай, империя Великих Моголов (султанат), иранское государство Сефевидов, Османская империя. Менее крупные государства – это Япония, Корея, Вьетнам и другие. На какой стадии политического развития находились эти страны? В отечественной историографии достаточно полно разработаны основные государственные формы в странах средневековой Европы. А как же в Азии (и тем более в Африке)?

Применительно к странам Азии XVIII в. выделяются следующие типы государств: феодально-бюрократический, патриархальный, потестарный и догосударственный.

К феодально-бюрократическим государствам, по мнению И. М. Смилянской можно отнести Японию, Китай, Османскую империю. «Приближаются» к этому типу Корея и Вьетнам, а также Иран и некоторые княжества Могольской Индии (Майсур и другие). Все они представляли собой авторитарные монархии. В Османской и в Цинской империях, а также в Японии верховная власть имела теократический характер, считает исследователь. Именно теократический характер власти определял право собственности государства на все земли. Государственная собственность на землю предполагала сбор налога-ренты практически со всех земель и его распределение среди правящего слоя. Для феодально-бюрократических государств характерно наличие разветвлённого государственного аппарата, иерархической структуры должностных лиц, важная роль армии.

К патриархальным государствам относились страны Юго-Восточной Азии (Бирма, Сиам, Лаос, Камбоджа, султанаты Малаккского полуострова). В Центральной и Западной Азии – это Афганистан, среднеазиатские ханства, Йемен, Хиджаз и другие. В Северной Африке к патриархальным государствам относились страны Магриба. Все независимые государства патриархального типа были наследственными монархиями. В большинстве из них верховная власть носила теократический характер. Сакрализация власти была главным способом её легитимации. Основными критериями патриархальных государств являются:

- слабая централизация;
- частые династические кризисы;
- малоразвитый бюрократический аппарат;
- большой удельный вес органов самоуправления;
- даннические отношения с населением периферийных вассальных территорий;
- сословно-статусный характер социальной организации.
«Особыми» государствами были казахские ханства, некоторые аравийские султанаты, города-государства в Аравии и на Суматре. Большинство из них составляли родоплеменную периферию феодально-бюрократических или патриархальных государств. Они были недолговечными, распадались и возникали снова в зависимости от внешнеполитической ситуации. Во главе таких государственных объединений стояли выборные племенные правители – ханы. Аппарат управления был минимальным, органы принуждения и вооруженные силы отсутствовали. В основу судопроизводства было положено обычное право.

vost16.jpg
vost17.jpg
vost18.jpg
Джахангир сын Акбара
Аурангзеб
Англичане в Индии

Восточная деспотия – распространённое явление в истории стран Востока. Каковы её основные черты? Чем отличается восточная деспотия от деспотии вообще? Если объединить идеи трёх известных учёных Запада – Гегеля, Маркса и Вебера – вероятно, получится ответ, близкий к истине. Нам кажется, именно эту концепцию излагает Л. С. Васильев в его двухтомной «Истории Востока». Георг Гегель подчеркивал деспотизм власти на Востоке и бесправие социума. Карл Маркс писал о верховной собственности государства на землю в странах Азии. Макс Вебер в работах «Социология религий» и «Хозяйственная этика мировых религий» отмечал особенности менталитета народов Востока, их религиозную культуру, которая застыла в метафизических спекуляциях, косной традиционности и не знала «рационального» начала, известного Западной Европе эпохи Реформации. По мнению Л. С. Васильева, деспотизм возникает там, где нет частной собственности. Именно на Востоке возник феномен «власть-собственность», и эта связка возможна только в условиях существования деспотического государства. Традиционные же религии Востока этот деспотизм делали нормой! Почему?

Вероятно, это связано с сакрализацией верховной власти в странах китайско-конфуцианской и арабо-исламской культурной традиции. В Европе в отдельные исторические периоды встречались монархи-деспоты. Однако деспотизм не стал нормой ни для античного общества, ни для средневекового! А для Востока деспотизм – это норма! Связка «власть-собственность» выросла из свободной прежде общины. Последняя теряла исключительные права на землю и вынуждена была делиться с властью. Таким образом, деспотия – форма самодержавной, неограниченной монархии, отличающаяся полным произволом власти и бесправием подданных.

Поэтому кажется достаточно обоснованной теория редистрибуции, предложенная Л. С. Васильевым. Постепенно складывается феномен перекрывающих друг друга владельческих прав: одна и та же земля, а, точнее, право на продукт с неё, принадлежали обрабатывающему её крестьянину и общине в целом, от лица которой выступал человек – старейшина, распределяющий угодья; и региональному администратору; и верховному собственнику – государству. Основной доход с земли составлял налог – рента, не просто налог, и не просто рента, а именно «налог-рента». Налог шёл на содержание государя-государства, рента – на содержание промежуточных структур, например, крупного землевладельца, который играл роль связки в схеме «государство-община».

Такая взаимозависимость складывалась постепенно, на протяжении столетий и закреплялась в сознании людей лучше, чем закон.

vost19.jpg
vost20.jpg
Пейзажи средневекового Китая

Какие государства были на Востоке? В восточной Азии самым крупным государством был Китай. До середины XVII в. в Китае правила династия Мин. Государство имело тесные экономические и политические связи со многими странами Азии. По отношению к своим северным и южным соседям Китай проводил имперскую политику. Она основывалась на конфуцианской доктрине «Срединной империи» (Чжунго – Срединное государство), вокруг которой живут только варвары. Правители Китая считали соседние народы своими вассалами и данниками, своё же государство называли «Поднебесной империей». В середине XVII в. (1644 г.) Китай оказался под властью маньчжурской династии Цин. Маньчжурское государство сложилось на северо-востоке современного Китая. До конца XVI в. в нём сохранялись значительные пережитки родового строя. Поэтому после завоевания «Поднебесной империи» маньчжуры переняли и сохранили традиционную культуру Китая. Они считали себя продолжателями Минской династии.

Северным соседом Китая была Монголия. Когда-то могущественное государство, в XVII в. оно находилось в состоянии глубокого кризиса, чему в значительной степени способствовал ламаизм. Большая часть мужчин (5 / 8) была ламаистскими монахами, а значит, исключалась из воспроизводства рабочей силы. Это привело к резкому сокращению численности населения. В 1636 г. маньчжуры захватили южную (Внутреннюю) Монголию, во второй половине XVII в. – северную (Внешнюю), и к концу века на территории Монголии независимым осталось только Ойратское ханство.

Одним из развитых государств Восточной Азии была Корея – Страна Утренней Свежести. Правителя Кореи называли «дважды вскормленным», простые корейцы не пили коровьего молока, исключение – глава государства. Он считал себя младшим братом (ваном) китайского богдыхана. В 1637 г. маньчжуры навязали Корее договор о вассальной зависимости. После завоевания маньчжурами Китая, правители страны продолжали считать Корею своим вассалом. Фактически Страна Утренней Свежести была самостоятельным государством, лишь раз в десять лет корейские правители посылали символические подарки китайским богдыханам.

vost21.jpg
vost22.jpg
Цинский император Канси
Китайский император

В XV в. китайские императоры династии Мин пытались присоединить Вьетнам. Народы, населяющие Индокитай, поднялись на борьбу. Антикитайское восстание возглавил рыбак Ле Лой. Китайцы были изгнаны из страны, Ле Лой основал династию Ле. При правителях новой династии Вьетнам превратился в сильное государство, имел тесные экономические, политические и культурные связи с Камбоджей и Лаосом.

На Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии расположены три островные государства: Индонезия, Филиппины и Япония. Первые два находились на стадии становления государственности и были легко завоеваны во времена Великих географических открытий: Индонезия – голландцами, Филиппины – испанцами.

Япония, пожалуй, была единственным типичным с точки зрения европейских критериев феодальным государством. С XII в. страной правили военные вожди – сёгуны. Династии сёгунов сменяли друг друга. В XVI в. Японию сотрясали длительные междоусобные войны. Результатом междоусобиц стал приход к власти сёгунов из дома Токугава (1603 – 1868 гг.). К середине XVII в. на территории Японии сложился третий сегунат – особая форма государства, своеобразный аналог более или менее централизованного государства абсолютистского типа.


vost23.jpg
Мечеть в Стамбуле

В Центральной Азии на территории Индостана потомками монголов был создан султанат – Империя Великих Моголов (1526 – 1858 гг.). Временем наивысшего расцвета государства стал конец XVI в. К середине XVII в. потомки монголов захватили Северную и Центральную Индию и распространили своё влияние на большую часть Афганистана и Средней Азии.

Обширные районы Среднего Востока были объединены в государство Сефевидов (1502 – 1726 гг.). Это типичная восточная деспотия. При шахе Аббассе I (1587 – 1629 гг.) империя включала не только Иран (Персию), но и западные районы современного Афганистана, часть Туркмении, Закавказье, Ирак. Народы, входящие в состав империи, находились на различных ступенях экономического, социального и культурного развития, поэтому даже во времена расцвета империя Сефевидов была непрочным государственным объединением.

Значительная часть народов Малой Азии и Ближнего Востока входили в состав огромного государства, созданного турками-османами – Османской империи. Её начало относится к 1299 / 1300 гг., период расцвета – XVI в. В это время в состав империи входила собственно Турция, весь Балканский полуостров, значительная часть Месопотамии, Аравии и Северной Африки.

Государства Востока:
традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
(на примере Индии, Китая и Японии)

В Индии все земли становились частью земельного фонда, из которого и раздавались наделы, они получили название джагиры. Однако участки оставались в собственности государства. Их держатель – джагирдар – был временным и не имел права передачи земли по наследству. Как правило, джагирдары владели несколькими десятками тысяч гектаров, часть доходов с которых шла на содержание воинских отрядов. Джагирдар не пользовался одним наделом на протяжении всей жизни. Через определенное количество лет ему давался новый земельных участок, где снова приходилось выстраивать хозяйство.

Существовала и частная собственность на землю. Этим правом пользовались покорённые князья, платившие дань, шейхи, имевшие небольшие владения и позже мусульманские богословы. За использованием земель следило специальное ведомство – диван.

В Китае земли делились на государственные и «народные» (частные). К государственным относились:

  • земли, конфискованные у преступников;
  • пастбища;
  • земли императорского дома;
  • земли, пожалованные чиновникам, князьям, храмам;
  • участки, принадлежащие военным поселениям.
Все остальные земли были частными, владеть ими могли как феодалы, так и крестьяне. Частыми были захваты знатью территорий, которыми владели крестьяне.

Существовали «должностные поля» – это государственные земли, которые предоставлялись чиновникам на время их службы. Были также «поля для поддержания бескорыстия», их получали чиновники, у которых была низкая оплата труда, и, чтобы они не брали взяток, им предоставляли земли, дававшие доход. Большая часть крестьян пользовалась землей на условиях аренды.

В Японии вся земля была в собственности государства. И крестьяне, и феодалы получали наделы во временное пользование. Размер участка крестьянина зависел от количества людей в семье, а у феодала – от знатности. В любой момент земля могла быть конфискована. Такая система способствовала укреплению центральной власти.

Основная часть населения восточных государств была занята в сельском хозяйстве, где оставалась достаточно прочной деревенская община.

В Индии община была очень крепкой. Земельные владения принадлежали не отдельным людям, а общинам, внутри которых уже раздавались участки семьям. В коллективном пользовании оставались леса, пастбища, пустоши. Каждая община вносила определенную сумму налога государству за право пользования землей. Таким образом, государству облегчался процесс сбора налогов. Управление общиной осуществлял совет, состоящий из пяти наиболее зажиточных жителей.

Помимо занятия сельским хозяйством, общинники могли заниматься ремеслом. Однако жители общины были обязаны содержать несколько профессиональных ремесленников, которые обслуживали потребности в одежде и предметах быта.

Все должности внутри общины были четко распределены и передавались по наследству. Получалось, что, оставаясь свободным, житель общины не мог её покинуть, потому что имел право чем-либо заниматься только в своей общине. За её пределами он становился пришлым и лишался прав. У пришлых не было права голоса, они могли иметь земельный участок только на условиях аренды, получая 1 / 8 часть от урожая. Неполноправными были и ремесленники.

В Китае деревенскую общину составляли 100 дворов, разделённые на группы по 10 дворов. Во главе всей общины стоял староста, а группы дворов возглавляли десятские, которых выбирали среди тех, кто достиг 50 лет и отличался безупречным поведением. Задачей десятских был контроль за сбором налогов. Чиновникам было запрещено появляться в общинах с этой целью под страхом смертной казни. Также десятские следили за поведением жителей общины и сообщали обо всех нарушениях правителю. В общине существовала круговая порука. В случае невыплаты налогов или отказа от выполнения повинностей одним из жителей общины, его работа перекладывалась на других жителей. Это облегчало сбор налогов и контроль за поступлением средств в казну.

В Японии деревенская община значительно окрепла к XV в., она обладала достаточно большой долей самоуправления. Главной задачей для себя жители общины ставили уменьшение налогов и отмену трудовых повинностей. Община взяла на себя обязательства по контролю уплаты налогов её жителями, взамен получила право управлять внутренними делами и самостоятельно распоряжаться избыточными продуктами. Руководство общиной:

  • осуществляло общее собрание;
  • занималось распределением воды;
  • решало, как использовать угодия;
  • делило между жителями трудовые повинности.
Правом голоса на собрании обладали только те крестьяне, которые владели земельными участками. Таким образом, община сокращала вмешательство императорских чиновников и разграбление крестьян.

Одной из главных особенностей традиционных обществ стран Востока было чёткое разделение на сословия. Каждый вёл жизнь так, как предписывали ему правила и сословная принадлежность.

В Индии общество делилось на четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Каждая варна включала в себя множество каст, всего их более двух тысяч, многие их которых сохранились до сих пор. Рассмотрим подробнее варны индийского традиционного общества.

Брахманы – это высшая варна, её можно сравнить с европейским духовенством. Брахманы выполняли обязанности писарей, священнослужителей, учителей, судей и чиновников.

Вторую ступень занимали кшатрии. Это было воинское сословие. С детства их воспитывали быть готовыми встать на защиту государства. Главной целью кшатриев был контроль за соблюдением порядка и закона. Только они, были наделены правом убивать тех, чье поведение не соответствовало правилам варны. Среди кшатриев, как правило, выбирали правителей.

Вайшьи – это третья ступень социальной лестницы индийского общества, включающая в себя торговцев, ростовщиков и ремесленников.

На четвертой ступени находятся шудры. Это земледельцы и слуги. Их основное занятие это обработка земли и скотоводство, а также прислуживание трем высшим варнам (и сегодня это самая многочисленная группа населения).

Вне социальной лестницы в Индии находились «неприкасаемые». Это люди, которые занимались очисткой улиц от мусора, работой с кожей животных и глиной, стиркой. Они селились вдалеке от других жителей, не имели права посещать храмы. Считалось, что они могут осквернить представителей варн.


vost24.jpg
Тибетская бронзовая статуэтка
В Китае общество делилось на привилегированные и непривилегированные слои. К первым относились родственники императорской семьи и знать, имевшая титул. Отличительной чертой китайского общества было существование такого сословия как шэньши, это были люди, которые сдали экзамен на право занимать государственные должности. Они были учеными и пользовались всеобщим уважением. Важным является то, что правом сдать экзамен на звание шэньши обладали и представители непривилегированных сословий, к которым относились землевладельцы, крестьяне, торговцы и ремесленники. Самым низшим сословием в Китае были люди, которые не платили налоги – рабы, артисты, монахи, слуги, палачи.

В Японии сословная структура складывалась в схему си-но-ко-сё. Или воинов, крестьян, ремесленников и торговцев. Над всеми сословиями находился император, которого обожествляли, и родовая знать.

Высшим сословием были самураи. Это представители японского дворянства, основной задачей которых являлось несение воинской службы. Во время войн между феодалами формировались отряды из самураев, от умений которых и зависел исход войны. У них был свой кодекс, согласно которому они жили – «Бусидо», или «путь воина». Он предусматривал верность господину, скромность, вежливость, способность принести себя в жертву. В случае смерти своего господина, самурай совершал «сэппуку», ритуальное самоубийство.

Крестьяне занимали в Японии вторую ступень социальной лестницы. Они пользовались уважением, так как обеспечивали пропитанием самураев и императора. Однако их жизнь была поставлена в очень строгие рамки. Крестьяне не имели права есть рис или печь из него лепешки, это считалось большой растратой, так как рис в то время был синонимом богатства. Одежду носили только изо льна или хлопка.

Все ремесленники были объединены в цехи. В выборе ремесла руководствовались наследственностью. Если отец занимался изготовлением одежды, то его дети тоже будут это делать. Ремесленники делились на три категории:

  1. те, кто имел свой лавку (магазин);
  2. те, кто выполнял работу на месте;
  3. странствующие ремесленники.
Торговцы были источником обогащения императорского дома, поэтому пользовались большей свободой. У них был свой устав, купцам было запрещено играть в азартные игры, сочинять стихи, учиться искусству быстрого рисования и владения мечом. Всё это могло отвлекать от непосредственной работы.

Чтобы лучше понять ход истории Востока, необходимо знать о мировоззрении жителей региона. Сформировалось оно под влиянием трёх религий – конфуцианства, буддизма и синтоизма.

Конфуцианство сформировалось в Китае, и было обязательным учением для всех жителей. Оно оказало существенное влияние на поведение и формирование мировоззрения китайцев. Конфуций учил: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». Необходимо почитать своих родителей и старших, это же почтение нужно выказывать императору, так как он глава большой семьи-государства.

Одной из центральных идей в культуре Китая стала следующая: «Чтобы достичь равенства, нужно неравенство». На этом строились отношения в обществе на протяжении многих столетий. Само учение основывалось на пяти принципах:

- любовь к людям, отсюда правило «Не делай человеку того, что не желаешь себе»;
- справедливость;
- исполнение ритуалов;
- рассудительность;
- искренность.

Каждый житель Китая должен был им соответствовать.

Широкое распространение в Индии, Китае и Японии получил буддизм. Эта религия также определяла основные жизненные принципы, характерные для восточного человека. Будда учил, что вся жизнь человека – это страдание, которое возникает от того, что человек постоянно стремится к исполнению своих желаний. Когда он этого не достигает, то становится на путь страдания. Чтобы этого не произошло, следует сделать следующее:

- поверить, что мир полон страданий;
- ограничить свои желания и стремления;
- говорить только правду и добрые слова;
- совершать добрые дела;
- не наносить вред живому;
- следить за своими мыслями, отгонять плохие и думать о хорошем.

Если человек будет постоянно совершенствоваться, то в следующей жизни его ждёт перерождение, и он сможет стать представителем высшей касты.

В Японии национальной религией стал синтоизм. Это древняя религия, но японские правители вернулись к ней в XVIII в., когда появилась необходимость упрочения власти императора. Согласно учению существует богиня солнца Аматэрасу. Император является её прямым потомком и представителем. Через него люди могут обращаться к богине. Отличительной особенностью синтоизма стало отсутствие учителя, который бы объяснял её суть.

Если сравнить эти государства, то мы увидим – в Индии и Японии вся земля находилась в государственной собственности, в Китае существовали как государственные, так и «народные» земли. Деревенская община везде имела самоуправление. Сословия в Индии были представлены четырьмя варнами: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры; в Китае были привилегированные и непривилегированные сословия, в Японии – сословия воинов, крестьян, ремесленников и торговцев. Основными религиями были: буддизм в Индии, конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии.

Периоды колонизации стран Востока

Великие географические открытия положили начало активной колониальной политике европейских государств. Она была направлена на хозяйственное освоение, заселение и политическое подчинение стран и территорий, расположенных за пределами Европы. Часть из этих стран оказалась целиком во власти колонизаторов. Такие страны называют колониями. Однако колонизаторам не удалось полностью подчинить своей власти некоторые крупные государства Азии. Они лишь сумели навязать им неравноправные договоры, ограничивавшие их самостоятельность. Формально независимые, а фактически находящиеся под контролем колонизаторов страны обычно называют полуколониями или просто — зависимыми странами.

Первоначально европейские государства руководствовались в колониальной политике преимущественно торговыми интересами. Они стремились распространить своё влияние на те уголки мира, откуда поставляли в Европу дорогие потребительские товары. Лишь в результате промышленной революции в их политике возобладали промышленные интересы, а именно желание обеспечить свою индустрию сырьем, топливом, рынками сбыта готовой продукции, а население индустриальных центров — дешевыми продуктами питания. Причём сама возможность перевозить на большие расстояния миллионы тонн каменного угля, железной руды, зерна, мороженого мяса и других грузов возникла лишь благодаря техническим достижениям XIX в. — революции в средствах транспорта и способах хранения скоропортящихся продуктом питания (консервирование, заморозка).

Вместе с тем во все времена одной из целей колониальной политики было стремление господствовать на путях мировой торговли. Немаловажное значение играли и соображения престижа: колонии считались наглядным свидетельством военного и экономического могущества метрополии.

Активную колониальную политику в XVI — XVIII вв. проводили только европейские государства. Некоторые из них (Испания, Португалия, Великобритания, Голландия и Франция) сумели в различных уголках мира создать многочисленные колонии, которые в совокупности стали называться колониальными империями. Однако в XIX в. к активной колониальной экспансии приступили США, незадолго до этого добившиеся независимости, и Япония, которую раньше пытались подчинить своей власти другие колониальные державы.

В отечественной литературе принято выделять три периода колониальной экспансии:

1) «торговый колониализм» с начала XVI до середины XVIII вв., характеризующийся погоней за колониальными товарами для вывоза их в Европу;
2) «колониализм эпохи промышленного капитала» – вторая половина XVIII – конец XIX вв., когда основным методом эксплуатации колоний и всего неевропейского мира стал ввоз европейских товаров в эти страны;
3) «колониализм эпохи империализма», или «колониализм периода монополистического капитала», – с конца XIX в., когда к прежним методам использования ресурсов зависимых стран добавился ещё один – вывоз туда европейского капитала, рост инвестиций, приведший к промышленному развитию неевропейских стран.

Начало первого периода совпадает с эпохой географических открытий. Великие географические открытия были начаты Португалией и Испанией, странами феодальными и далеко не самыми развитыми. Почему же движения крестоносцев на Восток, движения, которые не затихали на протяжении нескольких столетий, не вызвали таких бурных перемен в жизни людей, как испано-португальская, казалось бы такая же феодальная экспансия. Ответ очевиден.

  • Во-первых, колониальная экспансия времён географических открытий, в отличие от крестовых походов, отвечала потребностям торгового капитализма. Она развивалась вместе с капитализмом, становилась всеохватывающей, привнеся глубокие последствия, как для метрополий, так и для колоний.
  • Во-вторых, в первых колониальных захватах участвовали дворяне Пиренейского полуострова, а финансировались эти войны нередко купцами Фландрии и Брабанта.
  • В-третьих, португальцев и испанцев, впрочем, как и голландцев гнала за пределы Европы ненасытная жажда золота. Богатейшими странами европейцам казались государства Азии и Африки.
  • В-четвертых, Китай, Индия и Индокитай привлекали европейцев своими пряностями. Пряности стоили так же дорого, как и золото. В Европе азиатские государства, богатые пряностями, называли «Индиями». Пряности нужно было добыть без столкновений с могущественной Османской империей. Для этого необходимо найти морской путь в Индию.
И португалец Бартоломео Диаш дошёл до мыса Доброй Надежды, в 1498 г. Васко да Гама открыв морской путь в Индию. В результате Великих географических открытий Португалия захватила следующие территории: в Азии – город Гоа и некоторые пункты на Западном побережье Индии. Укрепившись в Индии, португальцы двинулись на Восток, захватили Индонезию и Молуккские острова; в Африке – устье реки Конго (Заир) и Мозамбик. Во второй половине XVI в. португальские моряки сумели подчинить себе государство Нданго, в дальнейшем это португальская колония Ангола.

Испания искала западный путь к богатствам «Индий». Совершив кругосветное путешествие в 1519 – 1522 гг. Фернандо Магеллан, португалец на службе испанского короля, открыл Филиппины. В колонизации Филиппинских островов главную роль играли католические монашеские ордена. Используя противоречия между племенными вождями, монахи-миссионеры обращали в христиан сначала местную знать, а затем и её поданных. К середине XVII в. испанцы закрепились на Филиппинах.

В начале XVII в. Восток привлёк к себе внимание Голландии, Англии и Франции. Голландия в Азии захватила остров Цейлон, южную часть Малайи и вытеснила португальцев из Индонезии. В Африке Голландия закрепилась на мысе Доброй Надежды. Англия в Африке создает свой первый форт в Гамбии и на Золотом Берегу (Гана).

Во второй период Англия начинает борьбу за Индию. Борьба идёт на два фронта: соперничество с Францией в Европе (Семилетняя война); расчленение собственно Индии и постепенное покорение отдельных индийских княжеств. К 1818 г. почти вся Индия была завоёвана английской Ост-Индской компанией, осталось одно независимое княжество Панджаб (Пенджаб). В 1858 г. Индия стала «главной жемчужиной Британской короны».

Франция, потерпев поражение в Индии, начинает борьбу за Индокитай (Вьетнам). На африканском континенте основным французским фортом стал расположенный в устье реки Сенегал Дакар.

Интересно, что в испано-португальской колониальной политике главную роль играла феодально-бюрократическая машина государства, а во втором периоде колонизации инициатива принадлежала торгово-ростовщическим компаниям: английской Ост-Индской, голландской Вест-Индской, французской Ост-Индской и другим.

Третий период колонизации – это эксплуатация колоний с помощью монополистического капитала: от раздела Китая на «сферы влияния», завоевания Вьетнама, Бирмы и до территориального раздела Африки в конце XIX – начале XX вв.

Каковы же результаты образовавшейся колониальной системы? Создание колониальной системы связало воедино весь мир, но в то же время положило начало глубочайшему разделению этого мира, на одной стороне которого находилась горстка капиталистических наций – метрополий, на другой – великое множество порабощенных народов в колониях и зависимых странах.

Как повлияла колонизация на развитие стран Востока?

Восток в Новое время активно осваивается Западом, многие страны попадают под влияние европейцев. Владение громадными капиталами и политическим влиянием даёт европейцам возможность установить влияние даже в странах, которые в Новое время обладали устойчивым развитым государством, как, например, произошло с Китаем.

  • Во-первых, колониальная экспансия означала нарушение естественного процесса исторического развития, насильственное вовлечение колоний в сферу мирового рынка и мирового капитализма.
  • Во-вторых, колонизация привела к кризису, и даже гибели цивилизаций, не говоря уже об уничтожении целых народов.
  • В-третьих, колониальная политика европейцев способствовала разжиганию межнациональных конфликтов, например, между индусами и мусульманами в Индии.
  • В-четвертых, европейский капитализм «помогал» развитию товарно-денежных отношений в странах Востока. Однако колонии и зависимые страны продолжали служить рычагами первоначального накопления для метрополий:
а) источниками сырья;
б) рынками сбыта европейских товаров. Это привело к тому, что капитализм в зависимых странах развивался однобоко, убого и в тех формах, в которых это было выгодно европейским странам. Экономический разрыв между Западом и Востоком не сократился, а увеличился.
  • В-пятых, уже в XVII в. народы Азии оказали колонизаторам сопротивление, но оно проходило, как считали историки советской школы, под флагом «феодального национализма». Возглавляли национальные движения князья, верхушка духовенства, реже – представители интеллигенции. Это было сопротивление уходящего прошлого. Понадобится время, новые идеи и их носители, чтобы сопротивление стало национально-освободительным движением.

Что дала колонизация метрополии?

Колониальная экспансия с её методами, характерными для торгового (мануфактурного) капитализма, оказала неоднозначное воздействие на экономическое и политическое развитие метрополий. С одной стороны, деятельность торгово-монопольных компаний создавала условия для развития национального капитализма метрополии, с другой – нередко способствовала возникновению реакционной олигархии, тесно связанной с дворянством. Эта олигархия становилась тормозом на пути прогресса. В странах, где негативные тенденции стали превалирующими, темпы капиталистического развития замедлялись. Например, голландская Ост-Индская компания срасталась с правящим домом и патрициатом. В результате – процесс формирования промышленной буржуазии стал замедляться, и Голландия отстала от Англии и других стран.

Важнейшим результатом колониальной экспансии стала «революция цен». В XVI – XVII вв. в Европу хлынул поток дешевого золота и серебра, что привело к росту цен на все товары при одновременном относительном понижении заработной платы. Это увеличило прибыль и укрепило молодую европейскую буржуазию, «возвысило класс капиталистов».
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх