Содержание (в проектирование) и проблематизация (в проекте)

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Содержание — это все то, что вошло в организацию процессов коммуникации и ситуативно «прилепилось» к ним в виде представлений различных ее участников об объекте, в виде моделей, в виде разных категориальных оснований их мышления.
Но для того чтобы обучать проблематизации, что мы и делаем в данном учебнике, необходимо ответить на вопрос: а какова функция проблематизации, для чего она осуществляется?
Как минимум можно выделить семь функций проблематизации:
Первая функция состоит в разграничении тематических полей из разных разделов научной дисциплины, которые до этого не были выявлены и противопоставлены друг другу. Типичным может быть соотношение двух утверждений:
а) тело движется лишь при постоянном приложении к нему силы;
б) тело движется равномерно и прямолинейно, если к нему не прикладывается никакая сила.
Первое утверждение может быть отнесено к аристотелевской физике, второе — к ньютоновской. Противопоставление этих двух утверждений приводит к тому, что четко выделяются две разные предметно-тематические области объекта движения. Когда рассматривается движение тел по земной поверхности, организуемое человеком (транспорт, оружие), верным оказывается первое положение. Когда анализируется движение космических тел (небесная механика), верным является второе положение.
Таким образом, оказывается необходимым различать и не путать тематические разделы некоторой исходно выделенной дисциплины.
Вторая функция — это получение «знания о незнании», то есть фиксация того, что неизвестно внутри имеющихся и разработанных массивов знаний, и тем самым — программирование развития существующего комплекса знаний. Например, до настоящего момента неизвестным является то, какова биофизико-химическая природа солнечной энергии, какие процессы лежат в основе происхождения Солнца и постоянного излучения солнечной энергии.
Третья функция — введение в «благополучную», «успокоившуюся» научную дисциплину проблемного комплекса, который придаст этой дисциплине вторую жизнь.
Четвертая функция построена на основе проблемного комплекса нового научного предмета или новой дисциплины.
Пятая функция — соотношение знаний из разных дисциплин, комплексная соорганизация разных дисциплин друг с другом. В этом случае необходимо осуществлять построение нового представления об объекте.
Типичный исторический пример пятой функции проблематизации — знаменитая психофизическая проблема, сформулированная Рене Декартом. Выделяя две не связанные друг с другом субстанции «мышление» и «движение», Декарт отождествлял материю с пространством, а движение сводил к перемещению тел. Человек, по Декарту, — это связь безжизненного телесного механизма с душой, наделенной мышлением и волей. Но и до настоящего момента остается непонятной связь психологических, рефлексивно-философских, физиологических и нейрофизиологических знаний в описании организации и устройства сознания.
Шестая функция — это разработка нового средства-знания, обеспечивающего достижение практических целей. В этом случае проблематизатор, анализируя практическую ситуацию и невозможность достижения в ней практических целей, начинает пытаться ответить на вопрос: а в какой мере за счет имеющихся наличных средств эти цели могут быть достигнуты?
Седьмая функция связана с отнесением всякого имеющегося разработанного абстрактного представления к материалу, на котором данное представление должно реализовываться и организацию которого данное представление должно описывать. В соответствии с данной функцией человек получает возможность не через знание, а иным образом посмотреть на организацию и устройство предмета и сравнить это с тем, как данный предмет представляется и описывается в имеющемся знании.
Во всех этих случаях проблематизация описана и представлена нами как выход за границы знания и возможностей, имеющихся у нас.
То есть проблематизация — совершенно особая ситуация, в которой человек, владеющий знанием, начинает вводить себя в особое своеобразное пространство по отношению к данному знанию, где у него и всего человечества нет знаний. И в этом пространстве можно зафиксировать объективное отсутствие знаний. Человек, действующий подобным образом, начинает осознанно сближать себя с формулой, заданной человечеству Сократом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Технология проблематизации является весьма странным и своеобразным образованием: она исходно предполагает максимально жесткое сведение и противопоставление разных мышлений в виде столкновения разных субъективных позиций.
Первоначально ничего из того, что заявлено и представлено одной позицией, не может быть принято другой позицией. Находящиеся в конфликте разные мышления — это взаимоотрицающие друг друга миры, имеющие собственное представление по некоторому заявленному и зафиксированному вопросу. Исследовать и представить эту катастрофу взаимосталкивающихся и взаимоуничтожающих друг друга миров мышления можно, только занимая последовательно позицию то одного, то другого мышления. Но в этом случае в проблемной ситуации ничего другого не остается, кроме как постоянно перемещаться из одной позиции в другую, каждый раз фиксируя невозможность установить какое-то общее единое основание для согласования сталкивающихся позиций.
И точно так же непонятно: а не является ли само столкновение абсолютно субъективным произволом, то есть тем, чего объективно не существует? Хотя выше мы уже сказали, что проблематизация — это такая действительно хитроумная технология, которая начинается с субъективного столкновения видений и мнений, а заканчивается объективным пониманием отсутствия в мышлении средств, позволяющих разрешить данный обозначенный вопрос.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх