Сегодня, в условиях интенсивного информационного воздействия телевидения, СМИ, интернета, учащиеся оказываются невероятно информированы. Но это не значит, что они оказываются способны вырабатывать собственное знание о том, что происходит в мире. Учащиеся, как правило, не могут отличить себя от телевизора. Обсуждая то или другое событие, учащиеся неконтролируемо воспроизводят чьи-то мнения и идеологические установки, при случае легко меняя их на другие.
Очень часто сознание учащегося представляет собой «кашу», в которой одновременно плавают остатки самых разных знаниевых конструкций. Школьники абсолютно произвольно трактуют происходящие события.
Это связано с отсутствием у школьников рефлексии их собственных оснований, а также тех типов знания, которые используются ими при обсуждении любых событий.
В качестве иллюстрирующего примера я приведу всего один из вопросов, он звучал так: «Что произошло 11 сентября 2001 года в США? Объясните смысл произошедшего события.»
Учащиеся восстанавливают смысл произошедшего из исторического, геополитического, конспирологического, политического и экономического фокусов. В каждом случае смысл выглядит совершенно по-разному. Так, из исторического фокуса знания (уровень хронологии) смысл выглядит как террористическая акция, организованная Бен Ладеном 11 сентября 2001 г. в Америке. Из геополитического фокуса смысл выглядит как война цивилизаций, межцивилизационный конфликт. Из конспирологического – как государственный заговор, государственный переворот. Из политического – как передел международных сфер влияния. А из экономического – как попытка финансовой олигархии предотвратить крах мировой финансовой
А ведь прежде чем реконструировать смысл, учащиеся должны, в первую очередь, восстановить собственно событийность, хронологию события и ответить, что именно, где и когда произошло. Как показывает опыт работы на самом разном материале, очень незначительный процент учащихся это может сделать. Хотя практически у всех учащихся имеется поверхностное идеологическое объяснение того, что произошло …
После того, как хронология будет восстановлена, следующий вопрос: «Исчерпывается ли версией ИЗЛОЖЕНИЯ ХРОНОЛОГИИ смысл события?»
Всегда найдется кто-то, кто готов представить свою контрверсию произошедшего. Эта контрверсия – начало нового этапа «работы над проблемным вопросом».
Таким образом создается алгоритм работы:
а) в классе развертывается коммуникация. Учащиеся создают смысловые версии по поводу произошедшего;
б) рефлектируя вместе с учащимися сказанное, мы помогаем им выделить в их суждениях два-три основные понятия, определяющие видение их изучаемого объекта;
в) после этого обучающимся предлагается построить схему объекта, соответствующую их новому «фокусу» знания.
То есть, работа по схеме «многофокусного» видения объекта позволяет «оснастить» учащихся рядом очень простых техник, «охраняющих» сознание от разрушительного информационного воздействия и помогающих ему выстраивать собственную идентичность – взгляд на события ...
Очень часто сознание учащегося представляет собой «кашу», в которой одновременно плавают остатки самых разных знаниевых конструкций. Школьники абсолютно произвольно трактуют происходящие события.
Это связано с отсутствием у школьников рефлексии их собственных оснований, а также тех типов знания, которые используются ими при обсуждении любых событий.
Схема
В зависимости от того, из какого фокуса знания смотришь на изучаемый объект, как его конструируешь, так он и выглядит. Фокус знания в данном случае задается через систему понятийных различений, категорий, моделей, идеализаций, характерных для данного типа знания.В качестве иллюстрирующего примера я приведу всего один из вопросов, он звучал так: «Что произошло 11 сентября 2001 года в США? Объясните смысл произошедшего события.»
Учащиеся восстанавливают смысл произошедшего из исторического, геополитического, конспирологического, политического и экономического фокусов. В каждом случае смысл выглядит совершенно по-разному. Так, из исторического фокуса знания (уровень хронологии) смысл выглядит как террористическая акция, организованная Бен Ладеном 11 сентября 2001 г. в Америке. Из геополитического фокуса смысл выглядит как война цивилизаций, межцивилизационный конфликт. Из конспирологического – как государственный заговор, государственный переворот. Из политического – как передел международных сфер влияния. А из экономического – как попытка финансовой олигархии предотвратить крах мировой финансовой
А ведь прежде чем реконструировать смысл, учащиеся должны, в первую очередь, восстановить собственно событийность, хронологию события и ответить, что именно, где и когда произошло. Как показывает опыт работы на самом разном материале, очень незначительный процент учащихся это может сделать. Хотя практически у всех учащихся имеется поверхностное идеологическое объяснение того, что произошло …
После того, как хронология будет восстановлена, следующий вопрос: «Исчерпывается ли версией ИЗЛОЖЕНИЯ ХРОНОЛОГИИ смысл события?»
Всегда найдется кто-то, кто готов представить свою контрверсию произошедшего. Эта контрверсия – начало нового этапа «работы над проблемным вопросом».
Таким образом создается алгоритм работы:
а) в классе развертывается коммуникация. Учащиеся создают смысловые версии по поводу произошедшего;
б) рефлектируя вместе с учащимися сказанное, мы помогаем им выделить в их суждениях два-три основные понятия, определяющие видение их изучаемого объекта;
в) после этого обучающимся предлагается построить схему объекта, соответствующую их новому «фокусу» знания.
Схема
В завершение этой работы учащимся предлагается снова обратится ко всем выдвинутым ранее версиям и попробовать идентифицировать себя: что теперь думает лично каждый из них по поводу произошедшего? Понимание смысла события, произошедшего 11 сентября 2001 г. в США, явно усложнилось по отношению к самой первой версии – «террористическая акция».
То есть, работа по схеме «многофокусного» видения объекта позволяет «оснастить» учащихся рядом очень простых техник, «охраняющих» сознание от разрушительного информационного воздействия и помогающих ему выстраивать собственную идентичность – взгляд на события ...