Самоидентификация сознания учащихся ...

Сегодня, в условиях интенсивного информационного воздействия телевидения, СМИ, интернета, учащиеся оказываются невероятно информированы. Но это не значит, что они оказываются способны вырабатывать собственное знание о том, что происходит в мире. Учащиеся, как правило, не могут отличить себя от телевизора. Обсуждая то или другое событие, учащиеся неконтролируемо воспроизводят чьи-то мнения и идеологические установки, при случае легко меняя их на другие.

Очень часто сознание учащегося представляет собой «кашу», в которой одновременно плавают остатки самых разных знаниевых конструкций. Школьники абсолютно произвольно трактуют происходящие события.

Это связано с отсутствием у школьников рефлексии их собственных оснований, а также тех типов знания, которые используются ими при обсуждении любых событий.

Схема

image001.gif
В зависимости от того, из какого фокуса знания смотришь на изучаемый объект, как его конструируешь, так он и выглядит. Фокус знания в данном случае задается через систему понятийных различений, категорий, моделей, идеализаций, характерных для данного типа знания.

В качестве иллюстрирующего примера я приведу всего один из вопросов, он звучал так: «Что произошло 11 сентября 2001 года в США? Объясните смысл произошедшего события.»

Учащиеся восстанавливают смысл произошедшего из исторического, геополитического, конспирологического, политического и экономического фокусов. В каждом случае смысл выглядит совершенно по-разному. Так, из исторического фокуса знания (уровень хронологии) смысл выглядит как террористическая акция, организованная Бен Ладеном 11 сентября 2001 г. в Америке. Из геополитического фокуса смысл выглядит как война цивилизаций, межцивилизационный конфликт. Из конспирологического – как государственный заговор, государственный переворот. Из политического – как передел международных сфер влияния. А из экономического – как попытка финансовой олигархии предотвратить крах мировой финансовой

А ведь прежде чем реконструировать смысл, учащиеся должны, в первую очередь, восстановить собственно событийность, хронологию события и ответить, что именно, где и когда произошло. Как показывает опыт работы на самом разном материале, очень незначительный процент учащихся это может сделать. Хотя практически у всех учащихся имеется поверхностное идеологическое объяснение того, что произошло …

После того, как хронология будет восстановлена, следующий вопрос: «Исчерпывается ли версией ИЗЛОЖЕНИЯ ХРОНОЛОГИИ смысл события?»

Всегда найдется кто-то, кто готов представить свою контрверсию произошедшего. Эта контрверсия – начало нового этапа «работы над проблемным вопросом».

Таким образом создается алгоритм работы:

а) в классе развертывается коммуникация. Учащиеся создают смысловые версии по поводу произошедшего;

б) рефлектируя вместе с учащимися сказанное, мы помогаем им выделить в их суждениях два-три основные понятия, определяющие видение их изучаемого объекта;

в) после этого обучающимся предлагается построить схему объекта, соответствующую их новому «фокусу» знания.


Схема
image002.jpg
В завершение этой работы учащимся предлагается снова обратится ко всем выдвинутым ранее версиям и попробовать идентифицировать себя: что теперь думает лично каждый из них по поводу произошедшего? Понимание смысла события, произошедшего 11 сентября 2001 г. в США, явно усложнилось по отношению к самой первой версии – «террористическая акция».

То есть, работа по схеме «многофокусного» видения объекта позволяет «оснастить» учащихся рядом очень простых техник, «охраняющих» сознание от разрушительного информационного воздействия и помогающих ему выстраивать собственную идентичность – взгляд на события ...
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх