Русский импрессионист – Архип Куинджи

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Архип Иванович Куинджи – русский живописец греческого происхождения, один из самых знаменитых пейзажистов пореформенной эпохи, лидер круга так называемых «русских люминистов».
Родился он 15 (27) января 1842 г. в Мариуполе (впрочем, до сих пор неизвестен точный год его появления на свет; в архивах имеются три его паспорта и в каждом стоит разный год: 1841, 1842 и 1843 гг.), умер 11 (24) июля 1910 г. в Санкт-Петербурге.
Был профессором и действительным членом Императорской Академии художеств, а также профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища.
В 1875 – 1879 гг. являлся членом Товарищества передвижников. В 1909 г. был инициатором учреждения Общества художников в Петербурге, впоследствии получившего его имя.

1752208090765.png
Архип Иванович Куинджи – художник большого таланта и сложной судьбы. В своих удивительных пейзажах он сумел через уникальное, свойственное только ему, сочетание цветов передать красоту природы, полную глубины и высокого смысла. Лучшие работы этого непревзойдённого певца лунного и солнечного света вошли в число шедевров мирового искусства.
Илья Репин вспоминал, как один живописец заявил Куинджи, что разгадал его секрет: он предположил, что тот пишет свои пейзажи через цветное стекло. Куинджи просто рассмеялся в ответ.

Архип Куинджи был не только выдающимся живописцем, но и талантливым пиарщиком. Публика считала, что у него были какие-то особенные секреты — «лунные краски», подсветка за полотном или перламутровая основа. Он был необыкновенно успешным и мог себе позволить выставить одну-единственную картину.
Главный шедевр Куинджи (Лунная ночь на Днепре), перед показом которого он провёл широкую и весьма успешную пиар-кампанию. Ещё до завершения работы над картиной художник приглашал в мастерскую влиятельных людей, чтобы они рассказали о его работе. Это сработало так хорошо, что ещё до показа полотно купил великий князь Константин Константинович (двоюродный дядя последнего российского императора Николая II, который возглавлял Императорскую Санкт-Петербургскую Академию наук), потому что ему рассказал о ней Иван Тургенев.
Выставка была тоже выдающейся с точки зрения организации: на ней показывали только одну картину, в тёмной, задрапированной чёрной тканью комнате. Полотно освещала только электрическая лампа, а это было инновацией, электричество было ещё мало кому доступно. Это вызвало необычный эффект и заставило зрителей (которых было очень много — выставку посетили почти 13000 человек) подозревать, что художник изобрёл секретные «лунные краски», настолько правдоподобным было изображение света на воде.
И пока искушённые зрители пытались понять, с помощью какой техники художник смог передать лунный свет, публика попроще заглядывала за раму: они были уверены, что там спрятана лампочка, которая и стала источником свечения.
Он не стеснялся «заламывать цены» на свои картины и повторять сюжеты своих самых успешных работ — например, вариантов «Лунной ночи на Днепре» не меньше шести, и это, не считая других пейзажей, где есть луна или месяц с тем же световым спецэффектом.
А потом Куинджи на долгие годы закрылся от публики, потому что боялся, что его талант стал меркнуть, и не хотел слушать критиков, говоривших, что он пишет одно и то же. Некоторые из картин Архипа Куинджи, которые стали классикой.
1752208187108.png
1752208206012.png
«Осенняя распутица» (1870 – 1872 гг.)
«Ладожское озеро» (1873 г.)
Пейзаж «Осенняя распутица» принёс ему звание классного художника (таким был формальный уровень квалификации художника в Российской империи).
1752208233490.png
1752208253047.png
«На острове Валааме» (1873 г.)
«Север» (1879 г.)
Архип Куинджи был не единственным, кто рисовал пейзажи на Валааме, но его работы впечатляли даже знаменитых передвижников — Илью Репина и Ивана Крамского.
1752208271130.png
1752208288057.png
«Берёзовая роща» (1879 г.)
«Исаакиевский собор при луне» (1869 г.)
Некоторые картины Куинджи, вызвали порицание от коллеги. После выставки передвижников, на которой оказали «Березовую рощу», вышла анонимная статья о том, что у художника «однообразный талант, суть живописи которого в особом освещении, которым он часто злоупотребляет». Вскоре выяснилось, что автор — Михаил Клодт. Куинджи такой выпад не понравился, и он потребовал исключить Клодта из товарищества художников-передвижников, но ему навстречу не пошли. Тогда он сам покинул сообщество, что не помешало ему сохранить с некоторыми из художников-передвижников дружеские отношения.
1752208315005.png
«Лунная ночь на Днепре» (1880 г.)
1752208506968.png
1752208524388.png
«Днепр утром» (1881 г.)
«Забытая деревня» (1874 г.)
«Днепр утром» одна из последних картин, которые художник выставил перед тем, как уйти в длительный период затворничества. И это антипод «Лунной ночи на Днепре»: светлое жемчужное небо выполнено в свойственной манере Куинджи, который был на вершине успеха и два года перед этим устраивал персональные выставки. Своё последующее затворничество Куинджи объяснял тем, что «художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадёт — надо уходить, не показываться, чтоб не осмеяли».
1752208543852.png
1752208558758.png
«Радуга» (1900 – 1905 гг.)
«Эффект заката» (1900-е гг.)
«Радуга» – работа, которую художник написал в период затворничества. «Радуга» — неслучайный сюжет. Куинджи не только много времени проводил за созерцанием природы, но и изучал труды философов современников, для которых радуга была мистическим явлением. Кроме того, этот образ занимал важное место в софиологии — разделе русской религиозной мысли. Здесь радуга считалась символом всеединства, в котором неразрывно связаны земля и небо (картин с радугой у художника было не меньше шести).
1752208577512.png
1752208597588.png
«Христос в Гефсиманском саду» (1901 г.)
«Украинская ночь» 1876 г.
«Христос в Гефсиманском саду» – самая нетипичная картина для Куинджи, которую он представил на закрытом домашнем показе для избранных зрителей (среди которых были художники Илья Репин, Константин Маковский, Михаил Боткин, химик Дмитрий Менделеев с супругой, писательница Екатерина Леткова и архитектор Николай Султанов). Здесь фигура Христа практически становится источником света.
Известно, что Куинджи некоторое время работал ретушёром в фотомастерских — так он узнал, как работает свет и тень. В конце 1860-х гг. он познакомился с художниками-передвижниками и написал ряд работ, вдохновившись их идеей изображать действительность такой, какая она есть.
Вскоре он перерос идеи передвижников. Революционность метода рисования Куинджи (из-за которой его стали называть русским импрессионистом) была в том, что он писал картины в тех тонах, которые он видел, а не в тех, в которых принято: если он видел тени малиновыми, а луну зелёной, он переносил это на свои полотна. Он активно использовал чистые оттенки и систему работы дополнительными цветами — а это было достижением живописи импрессионистов.
Куинджи давал своим ученикам совет, которому следовал сам: «Забудь всё виденное на картинах художников и посмотри на тумбу, которая, мокрая от дождя, блестит на солнце. Пойми её блеск, разгадай, как и отчего она блестит, и передай всё это в этюде. А когда будешь писать картину, не смотри на этюд, на котором будет ещё много мелочей. А ты про них забудь и передавай в картине сущность, впечатление блеска там, где тебе надо». Кстати, у мастера учились: Аркадий Рылов, Николай Рерих, Константин Богаевский и другие.
1752208623809.png
1752208639635.png
1752208653206.png
Николай Константинович Рерих (27 сентября (9 октября) 1874 — 13 декабря 1947 гг.) — русский художник, сценограф, мыслитель, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской Академии художеств
Аркадий Александрович Рылов (17 (29) января 1870 — 22 июня 1939 гг.) — русский и советский художник — живописец-пейзажист, график и педагог. Член объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», АХРР, член-учредитель Ленинградского Союза художников, профессор
Константин Фёдорович Богаевский (12 (24) января 1872 — 17 февраля 1943 гг.) — русский и советский живописец-пейзажист. В 1910 г. избран членом Московского Товарищества Художников. В 1911 – 1914 гг. участвовал в выставках «Мира искусства». В 1933 г. получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР
Итак …
Архип Иванович Куинджи появился в пригороде Мариуполя в семье приазовских греков. Обычно его датой рождения называют 15 (27) января 1842 года, однако есть сведения и о 1841 или 1843 гг. рождения. Отец будущего художника Иван Христофорович сапожничал, мать, имя которой неизвестно, хлопотала по хозяйству. Уже в четыре года (1845 г.) Архип остался сиротой и воспитывался в семье дяди (брата отца). Получив только начальное образование, мальчик с 10 лет был вынужден трудиться: пас соседских гусей, служил счетоводом у строительного подрядчика, выполнял домашнюю работу у хлеботорговца (Аморетти).
Увлечение рисованием у Архипа возникло очень рано и к 13 годам переросло в настоящую страсть – он отдавал увлечению всё свободное время, покрывая набросками любой попавшийся под руку клочок бумаги. Однажды его рисунки попались на глаза феодосийскому купцу А.Л. Дуранте, гостившему в Мариуполе, и произвели на него впечатление. Тот посоветовал способному подростку ехать на учёбу в Крым, к уже широко известному И.К. Айвазовскому.
1752208679623.png
Иван Константинович Айвазовский (17 (29) июля 1817 — 19 апреля (2 мая) 1900 гг.) — русский живописец-маринист армянского происхождения, коллекционер, меценат
В том же 1855 г. Куинджи последовал совету и отправился к знаменитому живописцу, однако не застал его – Иван Константинович надолго уехал по делам. Ожидая возвращения Айвазовского, привычный к труду Архип остался в его имении и выполнял различные подсобные работы: растирал краски, красил заборы, подметал полы ... Первые уроки живописи он получил от А.И. Фесслера, 30-летнего любителя, который приходился родственником Айвазовскому и сам у него стажировался. К огорчению Архипа, вернувшийся через два месяца мастер не взял его в ученики, но посоветовал ехать на учёбу в Одессу или Санкт-Петербург.
Через год Куинджи перебрался в Одессу, а затем в Таганрог, где работал ретушёром в различных фотомастерских. Этой профессии он отдал девять лет жизни, неизменно продолжая рисовать и мечтать о профессиональной карьере живописца. В итоге переломным моментом в биографии Куинджи стал 1865 г. когда он решился на переезд в Санкт-Петербург для поступления в Императорскую академию художеств.
Он дважды пытался безуспешно поступить в Академию ... Не теряя надежды, он много занимался самостоятельно и в 1868 г. выставил свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма» на выставке Академии (до наших дней эта картина не дошла). Наконец-то, его заметили и по достоинству оценили, дав ему звание свободного художника.
В 1870 г. Куинджи сдал экзамены и получил диплом, удостоверяющий присвоение ему звания неклассного художника.
Итак …
В академию 26-летний Архип Куинджи поступил лишь в 1868 г. на правах свободного художника, только с третьей попытки, продолжая зарабатывать на жизнь ретушированием. В это время он познакомился с целой плеядой молодых художников, вскоре создавших общество передвижников – И.Н. Крамским, В.М. Васнецовым, И.Е. Репиным, В.Е. Маковским и другими.
1752208773941.png
1752208789340.png
1752208802422.png
1752208816937.png
Иван Николаевич Крамской (27 мая (8 июня) 1837 — 24 марта (5 апреля) 1887 гг.) — русский живописец и график, сторонник «демократического реализма», один из наиболее значимых петербургских художников пореформенной эпохи, художественный публицист и педагог. Крамской — художник жанровой, исторической и портретной живописи, вдохновитель и организатор «передвижников»
Виктор Михайлович Васнецов (3 мая 1848 – 23 июля 1926 гг.) — российский живописец, монументалист, график, иллюстратор, сценограф. Автор скульптурных произведений, проектов в сферах декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Широкую известность ему принесли картины на былинно-сказочные сюжеты
Илья Ефимович Репин (5 августа 1844 — 29 сентября 1930 гг.) — русский живописец и рисовальщик, один из самых влиятельных и разноплановых художников пореформенной эпохи, писатель и педагог
Владимир Егорович Маковский (26 января (7 февраля) 1846 — 21 февраля 1920 гг.) — русский живописец и график, педагог. Сторонник реализма, выдающаяся фигура среди московских художников пореформенной эпохи, педагог; младший брат Александры, Константина и Николая Маковских
Под их влиянием Куинджи быстро прогрессировал в профессиональном плане. Творческие споры до поздней ночи, как впоследствии вспоминала в мемуарах жена Репина Н.Б. Нордман-Северова, позволили молодому художнику сформировать свой взгляд на искусство. Уже в работах 1870 – 1872 гг. «Осенняя распутица» и «Ладожское озеро» проявились фирменные черты стиля картин Куинджи – контрастная светотень, изощрённый колорит, эмоциональная выразительность.
В 1870 – 1873 гг. Куинджи летом посещал остров Валаам, где создал цикл картин, посвящённый местной суровой, но прекрасной природе. В 1873 г. он впервые отправился в Европу. В художественных музеях Берлина, Мюнхена, Парижа, Лондона, Вены его взору предстали полотна старых и новых мастеров. Тем не менее, из зарубежной поездки Куинджи вернулся с убеждением, что для русского художника ценны прежде всего родные мотивы.
В 1874 – 1875 гг. Куинджи участвовал в выставках передвижников. Самые известные его работы этого периода – «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в которых под гнетущим дождём в холодной степи предстаёт образ нищей сельской глубинки. Главной же темой, в которой талант Куинджи раскрылся в полной мере, стали полотна, посвящённые малороссийской природе. В 1875 г. Куинджи так прекрасно себя зарекомендовал, что его приняли в общество художников-передвижников.
В 1876 г. картина «Украинская ночь» произвела настоящую сенсацию в столичном обществе. Её даже называли «непозволительно роскошной», в галерее вокруг неё всегда толпились восхищённые посетители. По сей день бытуют легенды о том, что художник использовал в своём творчестве некие особые, излучающие свет краски, секрет которых он унёс в могилу.
1752208849444.png
Куинджи в 1870-е гг.
Вторая половина 1870-х гг. стала периодом расцвета популярности художника. Его гонорары неизменно росли, его творения заметили в Европе, где Куинджи называли тогда самым оригинальным русским живописцем. Успех своих картин он объяснял обретением собственного метода – построением произведения «от себя», не отталкиваясь от этюдов.
1752208894028.png
Михаил Константинович Клодт (Клодт фон Юргенсбург) — русский живописец и график, пейзажист. Родился 30 декабря 1832 г, умер 16 (29) мая 1902 г. Выдающийся мастер реалистического пейзажа второй половины XIX в.
Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Он руководил пейзажным классом Академии художеств (1871 – 1886 гг.)
В 1879 г. произошёл конфликт между А.И. Куинджи и другим передвижником М.К. Клодтом. Последний позволил себе в анонимной статье обвинить находящегося на вершине славы Куинджи в монотонном однообразии сюжетов и злоупотреблении ярким светом. В результате Куинджи покинул товарищество передвижников, рамками которого уже давно тяготился, и начал выставлять свои работы самостоятельно.
Так получилось, что Куинджи порвал с передвижниками. Третьяков вспоминал: А Куинджи прав! Никогда бы он не достиг такой славы, оставаясь в Товариществе, потому что на товарищеских выставках говорили бы о нем и рассматривали его в связи с другими, теперь же отдают всецело ему одному.
Картины Куинджи, написанные в 1879 – 1882 гг. – «Ночь на Днепре», «Днепр утром», «Берёзовая роща» – были приняты публикой восторженно, после чего художник на два десятилетия ушёл в добровольное затворничество. Причина, по которой он решил не выставляться, до сих пор доподлинно не известна – вероятно, чтобы не отвлекаться на шумиху поклонников и бесконечную болтовню критики, неизменное сопровождавшие любое новое полотно, и полностью сосредоточиться на творчестве.
В 1886 г. художник приобрёл имение в Крыму и подолгу проживал там, воспитывая учеников. Скопив благодаря высоким ценам на свои картины и сдаваемой внаём недвижимость значительное состояние и одновременно обладая весьма скромными потребностями, Куинджи регулярно жертвовал значительные суммы на поддержку молодых живописцев.
В 1901 г. живописец неожиданно для всех впервые за 20 лет организовал персональную выставку, которая имела успех, однако продолжения не последовало вплоть до смерти художника. При этом всё последнее десятилетие Архип Иванович продолжал плодотворно работать. Самые известные шедевры последних лет – «Радуга» (1905 г.), «Красный закат» (1908 г.).
1752208973547.png
Архип Куинджи и его супруга Вера (прижизненный рисунок А. Куинджи)
Со своей будущей женой Верой Леонтьевной (1856 – 1920 гг.) Архип Куинджи познакомился в Мариуполе. Она была дочерью богатого торговца мехами – обрусевшего грека Леонтия Спиридоновича Кетчерджи, сменившего фамилию на Шаповалов, он – бедным художником, некогда взявшимся рисовать портрет дочки заказчика. Со временем между художником и его юной моделью возникла симпатия, несмотря на разницу в 13 лет и буквальную пропасть в социальном положении.
Когда девушка подросла, молодые люди решили пожениться. Однако благословение отца невесты они получили только тогда, когда Куинджи стал известным столичным живописцем, чьи картины стали покупать крупнейшие меценаты, а Вера окончила институт благородных девиц в Керчи. Свадьба состоялась в Мариуполе в июле 1875 г., после чего молодожёны вместе уехали в Петербург. Вера Леонтьевна стала верным спутником своего мужа. Она занималась его счетами и корреспонденцией, практически не появлялась в обществе, сама вела домашнее хозяйство и при этом, судя по всему, супруги были вполне счастливы. Вера Леонтьевна пережила мужа на 10 лет и умерла от голода в Петрограде в 1920 г. Детей у четы Куинджи не было.
После успеха 1901 г. … О художнике вновь начала писать пресса. Репин делился воспоминаниями о том времени: А про Куинджи слухи совсем другие: люди диву даются, некоторые даже плачут перед его новым произведением — всех они трогают, я не видел.
Но недолго это длилось.
В ноябре 1901 г. Архип Иванович сделал последнюю попытку организовать выставку и после этого замолчал до конца своих дней.
… Замолчал – не значит прекратил писать. Он прекратил показывать свои картины публике. А создавать продолжал ...
1752209048419.png
Архип Иванович Куинджи на снимке, сделанном около 1907 г.
Весной 1909 г. у прежде неизменно здорового и крепкого художника наметились проблемы с сердцем, а летом следующего года, будучи в Крыму, он сильно простудился. Простуда быстро переросла в воспаление лёгких, и после двух месяцев мучительного угасания Архип Иванович Куинджи умер в Петербурге 11 (24) июля 1910 г. Все свои сбережения, за исключением довольно скромной ренты на содержание вдовы, мастер завещал основанному в 1908 г. и просуществовавшему два десятилетия Обществу художников имени А.И. Куинджи, целью которого была поддержка молодых и нуждающихся живописцев.
Похоронили А.И. Куинджи на Смоленском кладбище на Васильевском острове. На могиле был возведён массивный гранитный монумент работы А.В. Щусева в виде портала, дополненный бюстом художника, который изваял В.А. Беклемишев. В советское время Смоленское кладбище пришло в запустение, и захоронения известных людей переносились на другие ленинградские некрополи. В 1952 г. в рамках этой кампании прах и надгробие А.И. Куинджи перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх