Ротмистр барон фон Мюнхгаузен

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Всем известен герой книги Рудольфа Эриха Распе барон Мюнхгаузен — неутомимый выдумщик и лжец ... Хотя реальный Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен появился на свет в мае 1720 г. в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена — в немецком городке Боденвердер, в герцогстве Брауншвейг-Люнебург (Нижняя Саксония).
1651692059264.png
С 15 лет Карл Фридрих служил при дворе Фердинанда Альбрехта, герцога Брауншвейг-Вольфенбюттельского. Он приехал в Россию (в возрасте 17 лет) в 1737 г. в качестве пажа герцога Антона Ульриха Брауншвейгского – одного из офицеров русской армии – будущего супруга племянницы русской императрицы принцессы Анны Леопольдовны.
1651692113608.png
Антон Ульрих Брауншвейгский, портрет работы неизвестного художника
Потомок древнейшего аристократического рода (история рода Мюнхгаузенов идет из XII в. – именно в это время род основал рыцарь Хейно, принимавший участие в крестовом походе, которым руководил император Фридрих Барбаросса) Нижней Саксонии барон фон Мюнхгаузен сражался в рядах русской армии во время русско-турецкой войны. В конце февраля 1738 г. Антон Ульрих отправился в Бендерский поход со свитой (в том числе пажами) в составе армии Миниха, его отряд из 3 полков принял участие в бою 28 (14) августа 1738 г. на р. Билочь, отразив атаку турецкой конницы.
1651692179677.png
Рапорт ротного командира Мюнхгаузена в полковую канцелярию (написан писарем, за собственноручной подписью Lieutenant v. Münchhausen). 26 февраля 1741 г.
В 1741 г. поручик Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен служил в Брауншвейгском кирасирском полку. В результате переворота (в ночь с 5 на 6 декабря) 1741 г. на престол взошла Елизавета Петровна. Герцог Брауншвейгский, покровитель Мюнхгаузена угодил (вместе с семьей и супругой) за решетку. Однако сам Карл Фридрих Иероним ареста избежал. По иронии судьбы Мюнхгаузен, служивший в то время в Риге, стал невольным стражником своих благодетелей (ходили слухи, что юный офицер помогал сношению узников с внешним миром, но обычно словоохотливый барон никогда не упоминал об этом периоде своей жизни). В 1744 г. он становится участником еще одного судьбоносного для России события: встречает на российской границе следующую в Петербург 15-летнюю принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую, будущую императрицу Екатерину II, и ее мать Иоганну Елизавету. Последняя заметила, что выстроенный для торжественной встречи полк кирасиров и командир почетного караула (поручик Мюнхгаузен) «действительно чрезвычайно красивы». На три дня гостьи остановились в Риге, где караулом также командовал барон Мюнхаузен, он же провожал царственных особ в сторону Петербурга.
Тогда же 1744 г. он обвенчался с Якобиной фон Дунтен, дочерью судьи, живущего в собственном поместье недалеко от Риги. В тех краях он с любимой женой провел шесть счастливейших лет его жизни (Иероним и Якобина фон Мюнхгаузены любили друг друга, но детей им Бог не дал).
1651692259543.png
Свадьба Мюнхгаузена. Латвийская открытка
Наконец в 1750 г. он получает долгожданный чин ротмистра и через некоторое время испрашивает годовой отпуск «для исправления крайних и необходимых нужд» — раздела с братьями оставшегося после отца наследства (поместий у Мюнхгаузенов было два, Ринтельн и Боденвердер, а братьев трое …). Затем отбывает с молодой женой в родной Боденвердер. Как оказалось — навсегда. В 1754 г. был отчислен из состава полка за неявку из отпуска.
Посмотреть вложение 9239
Родовое гнездо Мюнхаузена
13 лет военной службы в России. Он искренне полюбил ее. И до конца своих дней на всех официальных бумагах этот человек ставил одну и туже подпись: «Ротмистр русской армии Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен».
1651692446012.png

Послужной список Мюнхгаузена:​
4 декабря 1739 г. – корнет кирасирского Брауншвейгского полка.
26 ноября 1740 г. – поручик того же полка, назначен командовать первой ротой.
20 февраля 1750 г. – ротмистр.
1651692514915.png
Указ императрицы Елизаветы Петровны о производстве Иеронима фон Мюнхгаузена в ротмистры
2 ноября 1750 г. – отпущен вместе с женой в родной Боденвердер для устройства личных имущественных дел.
11 июля 1754 г. – исключен из состава полка как неявившийся вовремя из отпуска.
Барон часто вспоминал о былой бурной жизни в далекой России. Впрочем, в отличие от многих вояк, мучающих окружающих бесконечными однообразными байками, так «аранжирует» и интерпретирует свои истории, что слушателям остается только восхищенно ахать: «Ай да барон!»
1651692602983.png
Мюнхгаузен рассказывает истории. Старинная почтовая открытка
Рассказы, превратившиеся в целое действо, местную традицию, проходили обычно в охотничьем павильоне поместья, где на стенах висели трофеи (позже его назовут «павильон лжи»). Другим излюбленным местом для «выступлений» был трактир гостиницы «Король Пруссии» в соседнем Геттингене.
Нет, он вовсе не преувеличивал свои подвиги, а брал реальный случай, выворачивал его наизнанку и вместе со всеми хохотал над собой. А иногда и выворачивать не требовалось — так абсурдно выглядела реальность. Так, например, знаменитый полет на ядре: «Мы осаждали какой-то турецкий город, и понадобилось нашему командиру узнать, много ли в том городе пушек ... Храбрее всех, конечно, оказался я ... Когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понесся вперед… Конечно, во время полета я тщательно пересчитал все турецкие пушки ...» Все смеются, никто не верит, а ведь Мюнхгаузен действительно оказался «храбрее всех» и совершил успешную разведку в тыл врага — правда, не на ядре.
Вытаскивание себя за волосы из болота возникло по мотивам достаточно тяжелого форсирования русской армией притоков Днестра. Или вот байка о семи куропатках, простреленных шомполом и сразу зажарившихся. Кто б еще так весело мог интерпретировать случай на плацу, когда шомпол вылетел из солдатского ружья с такой силой, что раздробил ногу лошади принца Антона Ульриха?
Его называли «королем врунов». Он не обижался. Слава гениального рассказчика росла, послушать его водили знакомых. Этим и воспользовался Рудольф Эрих Распе.
В 1785 г. в Оксфорде вышло анонимное «Повествование барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в России». Успех был феерический: уже в следующем году книгу переиздавали шесть раз. Вскоре издание о приключениях барона, дополненное новыми историями, вышло и на немецком языке. Тоже анонимно (автором был поэт и ученый Готфрид Август Бюргер).
Барон обещал заколоть автора книги «Повествование барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию». Не успел.
Еще при жизни барона вышло русское издание. В 1791 г. был опубликован сборник «Не любо не слушай, а врать не мешай» без имени барона. Из цензурных соображений были опущены новеллы с описанием нравов русских военных и царедворцев.
Почти незамеченной прошла книга «Дополнение к удивительным путешествиям ...», трехтомное издание которой вышло в 1794 г. Автор — лютеранский священник Людвиг Шнорр. Место издания — город Боденвердер. В предисловии указано, что рассказы записаны со слов самого фон Мюнхгаузена. Исследователи полагают, что последнее, как ни странно, может быть правдой, и книга эта — своеобразный реванш уже весьма пожилого барона.
И даже на смертном одре этот человек (барон умер 22 февраля 1797 г.) пытался шутить. Сиделка (вдова его егеря, фрау Нольте) спросила его: «Где вы потеряли несколько пальцев на ноге?». Мюнхгаузен улыбнулся и ответил: «Их откусил на охоте белый медведь» – хотя все знали, что на самом деле пальцы он попросту отморозил.
Сегодня в родном городе барона стоят несколько памятников ему. Тут и полет на ядре, и поездка на половинке лошади, и несчастная лошадь, привязанная к верхушке колокольни ...
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх