Пять наиболее известных шедевров британских художников (XVIII - XIX в.)

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
1642355530598.png
Джон Констебл. «Телега для сена», 1821 г., Национальная галерея, Лондон
Художник-романтик Джон Констебл знаменит пейзажами, основанными на наблюдении за природой. Констебл писал английскую глубинкой такой, какой он ее любил и видел на пленэре, точно передавая мельчайшие детали (английской) природы и природных явлений — например, отражения облаков в реке и эффекты неба.
Пейзаж «Телега для сена» изображает идиллический летний день на реке Стоур между графствами Суффолк и Эссекс, где прошло детство Констебла. Спокойствие летнего дня, наполненного трудом и солнцем, и обыденная жизнь английской глубинки произвела фурор на Парижской выставке 1824 г., где Констебл получил золотую медаль.
1642355577579.png
Томас Гейнсборо. «Портрет мистера и миссис Эндрюс», 1750 г., Национальная галерея, Лондон
Томас Гейнсборо любил писать пейзажи и именно в них видел свое призвание, но ради заработка был вынужден создавать портреты. Художник часто помещал моделей на лоно природы, объединяя портрет с пейзажем. В его картинах пейзаж не только служит фоном, но и сам играет весомую роль. В «Портрете мистера и миссис Эндрюс» тщательно выписаны обширные владения супругов: пшеница на полях убрана в аккуратные снопы, а на лугу пасется стадо овец. Пейзаж выполнен в мельчайших подробностях — в просвете между деревьями видна белая башня церкви Святого Петра, где венчались супруги.
Художник тщательно поработал и над костюмами: модное платье юной супруги переливается блеском и прохладой нежного атласа. При этом платье осталось недописанным. Вероятно, на свободном месте должен был располагаться охотничий трофей: на это намекает легкий набросок на коленях. По неизвестным причинам художник не реализовал замысел.
1642355644051.png
Джон Эверетт Милле. «Офелия», 1852 г., Галерея Тейт, Лондон
Сюжет картины Милле, одного из основателей «Братства прерафаэлитов», основан на пьесе Шекспира «Гамлет». Перед зрителями — последние мгновения жизни несчастной Офелии. В руках у нее венок, по воде рассыпались многочисленные цветы. Лицо девушки спокойно, раскинутые в сторону руки вызывают ассоциации с распятием Христа. Взгляд устремлен в небо, а платье словно струится в потоке реки.
Растения выписаны с ботанической точностью — чтобы ее добиться, Милле несколько месяцев провел на берегу реки Хогсмилл, рисуя с натуры по много часов подряд. Каждое растение имеет символическое значение: адонис возле правой руки означает горе, плакучая ива — отвергнутую любовь, а маргаритки — невинность. Милле сначала написал пейзаж, а уже после, в студии, работал над образом Офелии. Для этого модель Элизабет Сиддал по несколько часов лежала в наполненной ванне и даже серьезно простудилась, так что художнику пришлось оплатить ее лечение.
1642355680605.png
Уильям Блейк. «Вихрь любовников», 1824 – 1827 гг., Художественная галерея, Бирмингем
Мистик, художник и поэт Уильям Блейк не получил признания при жизни: современники считали его работы слишком неординарными, а самого художника — едва ли не блаженным. Произведения Блейка близки к символистам и сюрреалистам, хотя и принадлежат эпохе романтизма.
Одно из самых известных произведений Блейка — незаконченная серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. На картине «Вихрь любовников» он изображает второй круг ада, где находятся души знаменитых любовников: Семирамиды, Клеопатры, Ахилла, Елены, Париса, Тристана. Отдельно, в завитке вихря, художник помещает души брата и сестры Франчески да Римини и Паоло, ставших любовниками. Историю их трагической любви часто изображали на своих картинах прерафаэлиты.
Над головой самого Данте в сияющей сфере изображен символ бессмертного поцелуя. Художник создает ощущение бесконечности вихря за счет расположения начала и конца потока за границами изображения.
1642355714756.png
Уильям Тёрнер. «Последний рейс фрегата «Отважный»», 1839 г., Национальная галерея, Лондон
Уильям Тёрнер прославился изображением природных стихий и стал предтечей импрессионистов. Сюжет картины несложен: художник изображает последний рейс фрегата, участника знаменитой Трафальгарской битвы. Бои отгремели, и буксирное судно тянет отслуживший фрегат на верфь, где его пустят на слом. О былой славе «Отважного» напоминают парусники справа от корабля. Впереди нет новых побед: контраст между славным прошлым и мрачным настоящим подчеркивает черный бакен на месте последней стоянки фрегата.
Закат солнца на картине — это и символический закат славы, и закат эпохи. Сияние разлито в пространстве, переливы и блики играют на поверхности воды и отражаются в парусах. Обилие желтого цвета впоследствии у Тернёра позаимствуют импрессионисты — Ван Гог, Гоген и Поль Сезанн.
В 1839 г. картину «Последний рейс фрегата «Отважный»» представили в Королевской академии художеств. Уильям Теккерей, тогда еще молодой журналист, назвал ее «лучшей картиной из всех, что когда-либо украшали стены любой академии или сходили с мольберта любого художника».
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх