Позднее средневековье. Общее

Lairon

Данила Яценко
Команда форума
ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Позднему средневековью предшествовало высокое средневековье, а последующий период называется Новое Время. Историки резко расходятся в определении верхней границы позднего средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец средневековья обычно связывают с началом церковной Реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее средневековье называют также эпохой Возрождения.

В начале XIV в. период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как великий голод 1315 — 1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны во Франции и Англии, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведёнными монголо-татарским нашествием и Столетней войной. Для России позднее средневековье начинается монголо-татарским игом, с окончанием которого на политическую арену выходит Русское царство.

Столетняя война – серия военных конфликтов между Англией и её союзниками с одной стороны и Францией и её союзниками с другой, длившихся примерно с 1337 по 1453 гг. Поводом к этим конфликтам были притязания на французский престол английской королевской династии Плантагенетов, стремящейся вернуть территории на континенте, ранее принадлежавшие английским королям. Плантагенеты также были связаны узами родства с французской династией Капетингов. Франция в свою очередь стремилась вытеснить англичан из Гиени, которая была закреплена за ними Парижским договором 1259 г.

Несмотря на начальные успехи, Англия так и не добилась своей цели в войне, более того — из всех своих владений на континенте сумела сохранить лишь порт Кале, который она удерживала до 1558 г. Длившаяся больше ста лет война стала настоящей катастрофой для обеих стран-участниц, а для Англии ещё и обернулась гражданской войной и сменой правящей династии. Между тем, война оказала огромное влияние на развитие европейского военного дела, впервые за долгое время, выдвинув на передний план постоянную регулярную армию, состоящую по преимуществу из пехоты.

В период с XI по XVI вв., Османская империя и предшествующий ей султанат завоёвывали всё новые и новые земли. В 1453 г. турки взяли Константинополь положив конец существованию Византийской империи. В 1459 г. была завоёвана вся Сербия (кроме Белграда, взятого в 1521 г.) и обращена в османский пашалык. В 1460 г. завоёвано Афинское герцогство и вслед за ним почти вся Греция, за исключением некоторых приморских городов, оставшихся во власти Венеции. В 1462 г. завоёваны остров Лесбос и Валахия, в 1463 г. — Босния. В 1483 г. Турция покорила Герцеговину. Балканский полуостров полностью оказался в руках султана. В 1517 г. турки взяли Каир, подчинив себе Египет. В конце XV в. турки захватили Крым, полностью овладев Чёрным морем и торговыми путями через него, Валахию и Молдавию. Под их властью оказались Закавказье, Передняя Азия и Северная Африка. Алжир заняли турки-пираты, признавшие вассальную зависимость от султана. В 1534 г. был завоёван Багдад, политический и духовный центр мусульман-суннитов. Принятие султаном Селимом I титула халифа означало серьёзную заявку Турции на гегемонию в мире ислама.

Между тем, к концу XVI в. Османская империя постепенно теряет силу, и турецкие завоевания подходят к концу. Армия начинает распадаться, так как воины превращают свои участки — тимары, полученные от султана за службу, в наследственное владение — чифтлик, и предпочитают получать материальные блага не в военных походах, а за счёт эксплуатации крестьян чифтлика, то есть — превращаются в помещиков. В результате резко увеличивается гнёт на зависимое население, составленное из покорённых османами народов, что создаёт почву для развития национально-освободительного движения. Османская империя делает первый шаг к своему упадку, который стал очевиден к концу XVII в., после разгромного поражения под Веной и потери Венгрии, Трансильвании и правобережной Украины.

Реформация – массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное на реформирование церкви под предлогом возврата к её первоначальным канонам. Помимо религиозных, Реформация также включала в себя политические, экономические и культурные аспекты. Результатом стали религиозные войны и раскол единой западно-европейской христианской цивилизации на католическую и протестантскую части.

Индия в эпоху Могольской империи (XVI — XVIII вв.). Заключительным этапом средневековой истории Индии стало возвышение на её севере в начале XVI в. новой мощной мусульманской Могольской империи, которая в XVII в. сумела подчинить себе значительную часть Южной Индии. Основателем державы был тимурид Бабур (1483 — 1530 гг.). Власть моголов в Индии укрепилась в годы полувекового правления Акбара (1452 — 1605 гг.), перенесшего столицу в город Агру на реке Джамне, завоевавшего Гуджарат и Бенгалию, а вместе с ними и выход к морю. Правда, моголам пришлось примириться с владычеством здесь португальцев.

Моголами в Северной Индии и Афганистане назывались как сами монголы, так и князья-мусульмане, правившие на завоеванных монголами землях. Весь район Средней Азии и Афганистана назывался Моголистаном.

В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет которых шёл параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригодных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В центральных областях страны при Акбаре крестьяне были переведены на денежный налог, что заставляло их заранее включаться в рыночные отношения. В государственный земельный фонд (халиса) поступали все завоёванные территории. Из него раздавались джагиры — условные военные пожалования, продолжавшие считаться государственной собственностью. Джагирдары обычно владели несколькими десятками тысяч гектар земли и обязаны были содержать на эти доходы воинские отряды — костяк имперской армии. Попытка Акбара ликвидировать в 1574 г. джагирную систему окончилась неудачей. Также в государстве существовала частная земельная собственность феодалов – заминдаров из числа покорённых князей, плативших дань, и небольшие частные владения суфийских шейхов и мусульманских богословов, передававшиеся по наследству, и свободные от налогов — суюргал или мульк.

Высокого расцвета достигло в этот период ремесло, особенно производство тканей, ценившихся на всём Востоке, а в районе южных морей индийский текстиль выступал своего рода всеобщим эквивалентом торговли. Начинается процесс сращивания высшей купеческой прослойки с господствующим классом. Денежные люди могли становиться джагирдарами, а последние — владельцами караван-сараев и торговых кораблей. Складываются купеческие касты, играющие роль компаний. Сурат, главный порт страны в XVI в., становится местом, где зарождается прослойка купцов-компрадоров.

В XVII в. значение экономического центра переходит к Бенгалии. Здесь развивается в Дакке и Патне производство тонких тканей, селитры и табака. Судостроение продолжает расцветать в Гуджарате. На юге возникает новый крупный текстильный центр Мадрас. Таким образом, в Индии XVI — XVII вв. уже наблюдается зарождение капиталистических отношений, но социально-экономический строй Могольской империи, основанный на государственном владении землей, не способствовал быстрому их росту.

В могольскую эпоху активизируются религиозные споры, на базе которых рождаются народные движения, повороты претерпевает религиозная политика государства. Так, в XV в. в Гуджарате в среде мусульманских городов торгово-ремесленных кругов зародилось махдистское движение. В XVI в. фанатическая приверженность правителя ортодоксальному суннитскому исламу обернулось бесправием для индусов и преследованием мусульман-шиитов. В XVII в. притеснение шиитов, разрушение всех индусских храмов и использование их камней для строительства мечетей Аурангзебом (1618 — 1707 гг.) вызвало народное антимогольское восстание.

Итак, средневековая Индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций, этнических культур. К исходу эпохи Индия предстала перед европейцами страной сказочного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри неё, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, присущими Новому Времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Индии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход исторического развития страны.

Минский Китай 1368 — 1644 гг. родился и погиб в горниле великих крестьянских войн, события которых режиссировались тайными религиозными обществами типа «Белого лотоса». В эту эпоху было окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским представлениям об идеальной государственности. Пик могущества империи Мин приходился на первую треть XV в. Вся вторая половина династийного цикла (XVI — первая половина XVII вв.) характеризовалась затяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всесторонний характер. Начавшийся с изменений в экономике и социальной структуре кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики.

Первый император династии Мин Чжу Юаньчжан (1328 — 1398 гг.) начал проводить дальновидную аграрную и финансовую политику. Он увеличил долю крестьянских дворов в земельном клине, усилил контроль за распределением казённых земель, стимулировал опекаемые казной военные поселения, переселял крестьян на пустующие земли, ввёл фиксированное налогообложение, предоставлял льготы малоимущим дворам. Его сын Чжу Ди ужесточил полицейские функции власти: было учреждено специальное ведомство, подчинявшееся только императору — Парчовые халаты, поощрялось доносительство. В XV в. появилось ещё два карательно-сыскных учреждения.

Центральной внешнеполитической задачей Минского государства в XIV — XV вв. было предотвращение возможности нового монгольского нападения. Не обходилось без военных столкновений. И хотя в 1488 г. с Монголией был заключен мир, набеги продолжались ещё и в XVI в. А от нашествия на Китай войск Тамерлана страну спасла лишь смерть великого завоевателя.

В XV в. активизируется южное направление внешней политики. Китай вмешивается во вьетнамские дела, захватывает ряд районов Бирмы. С 1405 по 1433 гг. в страны Юго-Восточной Азии, Индию, Аравию и Африку совершается семь грандиозных экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ (1371 — около 1434 гг.). Эти вояжи имели целью установление торговых и дипломатических связей с заморскими странами, хотя вся внешняя торговля была сведена к обмену данью и дарами с зарубежными посольствами, на частную же внешнеторговую деятельность накладывался строжайший запрет. Караванная торговля также приобрела характер посольских миссий.

Государственная политика в отношении внутренней торговли не была последовательной. Частная торговая деятельность признавалась легальной и доходной для казны, однако общественное мнение считало её недостойной уважения и требовавшей систематического контроля. Само же государство вело активную внутреннюю торговую политику. Казна принудительно закупала товары по низким ценам и распределяла продукты казённых промыслов, продавала лицензии на торговую деятельность, сохраняла систему монопольных товаров, содержала императорские лавки и насаждала государственные «торговые поселения».

Основой денежной системы страны оставались в этот период ассигнация и мелкая медная монета. Чётче, чем в предыдущую эпоху, обозначаются хозяйственная специализация районов и тенденция к расширению казённого ремесла и промыслов. Ремесленные объединения в этот период постепенно начинают приобретать характер цеховых организаций.

С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принадлежало португальцам. Их первым владением на одном из южно-китайских островов стало Макао (Аомэнь). Со второй половины XVII в. страну наводняют голландцы и англичане, которые оказывали маньчжурам помощь в покорении Китая. В конце XVII в. в пригороде Гуанчжоу англичане основали одну из первых континентальных факторий, ставшую центром распространения английских товаров.

В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает неоконфуцианство. С конца XIV в. прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства. Другими яркими чертами религиозной жизни страны были китаизация местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.

Нарастание кризисных явлений в конце XV в. начинается исподволь, с постепенного ослабления императорской власти, концентрации земель в руках крупных частных владельцев, обострения финансового положения в стране. Императоры после Чжу Ди были слабыми правителями, а всеми делами при дворах заправляли временщики. Центром политической оппозиции стала палата цензоров-прокуроров, члены которой требовали реформ и обвиняли произвол временщиков. Деятельность такого рода встречала суровый отпор со стороны императоров. Типичной была картина, когда очередной влиятельный чиновник, подавая обличительный документ, одновременно готовился к смерти, ожидая от императора шёлкового шнурка с приказом удавиться.

Переломный момент в истории Минского Китая связан с крестьянским восстанием 1628 — 1644 гг. во главе с Ли Цзы-чэнем. В 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а сам он объявил себя императором.

История средневекового Китая представляет собой пёстрый калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и очень скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной, оформившийся в танскую и сунскую эпохи. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, вассалами которой являются все прочие державы мира.

Однако и такое общество не было свободно от противоречий. И если побудительными мотивами крестьянских восстаний часто оказывались религиозно-мистические убеждения или национально-освободительные идеалы, они переплетались с требованиями социальной справедливости. Показательно, что китайское общество не было столь замкнутым и жёстко организованным, как, например, индийское. Предводитель крестьянского восстания в Китае мог стать императором, а простолюдин, выдержавший государственные экзамены на чиновничью должность, мог начать головокружительную карьеру.

Объединение страны сёгунат Токугава. Политическая раздробленность поставила на повестку дня задачу объединения страны. Эту миссию выполнили три выдающихся политических деятеля страны: Ода Нобунага (1534 — 1582 гг.), Тоётоми Хидзёси (1536 — 1598 гг.) и Токугава Иэясу (1542 — 1616 гг.). В 1573 г., победив наиболее влиятельных даймё и нейтрализовав сопротивление буддийских монастырей, Ода свергнул последнего сёгуна из дома Асикага. К концу своей недолгой политической карьеры (он был убит в 1582 г.) он овладел половиной провинций, включая столицу Киото, и провел реформы, способствовавшие ликвидации раздробленности и развитию городов. Покровительство христианам, появившимся в Японии в 40-х гг. XVI в., обуславливалось непримиримым сопротивлением буддистских монастырей политическому курсу Ода. В 1580 г. в стране было около 150000 христиан и 200 церквей. К концу XVII в. их количество возросло до 700000 человек. Не в последнюю очередь росту численности христиан способствовала политика южных даймё, заинтересованных в обладании огнестрельным оружием, производство которого было налажено в Японии католиками-португальцами.

Внутренние реформы преемника Ода, выходца из крестьян Тоётоми Хидзёси, сумевшего завершить объединение страны, имели целью создание сословия исправных налогоплательщиков. Земля была закреплена за крестьянами, способными платить государственные налоги, усилен казённый контроль за городами и торговлей. В отличие от Ода он не оказывал покровительства христианам, проводил кампанию по изгнанию миссионеров из страны и преследовал японцев-христиан. Успеха такая политика не имела, ибо преследуемые укрывались под защитой принявших христианство мятежных южных даймё. После смерти Тоётоми Хидзёси в 1598 г. власть перешла к одному из его сподвижников Токугава Изясу, который в 1603 г. провозгласил себя сёгуном. Так начался последний, третий, самый продолжительный по времени (1603 – 1807 гг.) сёгунат Токугава.

Одна из первых реформ дома Токугава была направлена на ограничение всевластия даймё, которых насчитывалось около 200. С этой целью враждебные правящему дому даймё территориально делились. Ремесло и торговля в городах, находившихся под юрисдикцией таких тодзама, передавались в подчинение центру вместе с городами.

Аграрная реформа Токугава ещё раз закрепила крестьян за их землями. При нём были строго разграничены сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы. Токугава начал проводить политику контролируемых контактов с европейцами, выделив среди них голландцев и закрыв порты для всех остальных и, прежде всего, миссионеров католической церкви. Пришедшие через голландских купцов европейские наука и культура получили в Японии название голландской науки (рангакуся) и имели большое влияние на процесс совершенствования экономического строя Японии.

XVII в. принёс Японии политическую стабильность и экономическое процветание, но уже в следующем столетии начался экономический кризис. В сложном положении оказались самураи, лишившиеся необходимого материального содержания; крестьяне, часть которых вынуждена была идти в города; даймё, богатство которых заметно сокращалось. Правда, власть сёгунов ещё продолжала оставаться незыблемой. Немалую роль сыграло в этом возрождение конфуцианства, ставшего официальной идеологией (культ этической нормы, преданность старшим, крепость семьи).

Кризис третьего сёгуната стал явственным с 30-х гг. XIX в. Ослаблением могущества сёгунов воспользовались в первую очередь тодзама южных районов страны, Тёсю и Сацума, которые богатели за счёт контрабандной торговли оружием и развития собственной, в том числе и военной промышленности. Другой удар по авторитету центральной власти нанесло насильственное «открытие Японии» США и европейскими странами в середине XIX в. Национально-патриотическим символом антииностранного и антисёгунского движения стал император, а центром притяжения всех мятежных сил страны — императорский дворец в Киото. После короткого сопротивления осенью 1866 г. сёгунат пал, а власть в стране передана 16-летнему императору Мицухито / Мейдзи (1852 — 1912 гг.). Япония вступила в новую историческую эпоху.

Итак, исторический путь Японии в средние века был не менее напряжённым и драматическим, чем у соседнего Китая, с которыми островное государство поддерживало этнический, культурный, экономический контакты, заимствуя у соседа образцы политического и социально-экономического устройства. Однако поиск своего национального пути развития привёл к становлению самобытной культуры, режима власти, общественного строя. Отличительной чертой японского пути развития стали больший динамизм всех процессов, высокая социальная мобильность при менее глубоких формах общественного антагонизма, способность нации воспринимать и творчески перерабатывать достижения других культур.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх