Пленение Девы

Степанов Андрей

Администратор
Команда форума
Пленение Девы

Ближе к вечеру 26 мая 1430 года близ города Компьен, осаждённого бургундцами (они тогда были противниками короля Карла де Валуа (коронованного в Реймсе с помощью «Орлеанской Девы»)), произошло событие, в масштабах Столетней войны совершенно вроде бы незаметное. В плен к неприятелю попало несколько французов.
1632239003809.png
Жанна д’Арк под стенами Компьена
Так в руках бургундцев оказались некие Пьер д’Арк, Жан д’Олон, а главное – Жанна, которую обычно называли Девой.
Что именно произошло под стенами Компьена тем майским вечером, нам известно лишь в общих чертах. Жанна д՚Арк прибыла в город всего три дня назад; обороной и гарнизоном командовал капитан Гийом де Флави, имевший репутацию хорошего солдата, преданного королю Франции. О взаимоотношениях Жанны и де Флави ничего не известно, но со времён Орлеана Дева продолжала придерживаться правила «атаковать не рассуждая»; чему капитан де Флави сопротивлялся.

1632239008232.png
Жанна д’Арк на коронации Карла VII
Гарнизон совершает вылазку за стены, бургундцы были оттеснены, но к ним подошло подкрепление, путь к городским воротам оказался перерезан, … де Флави распорядился поднять мост…
До сих пор продолжаются бурные споры, являлись ли действия Гийома де Флави спланированным предательством, или они были оправданы обстановкой.

1632239011746.png
Пленение Жанны д’Арк (гравюра XIX в.)
Советский исследователь В. Райцес склоняется к первой версии, основываясь на многочисленных слухах о связях де Флави с недоброжелателем Жанны при королевском дворе – великим камергером Жоржем де Ла Тремуйлем. Француз Ж. Фавье более осторожен, упоминая, что Жанна оспаривала действия капитана и ставила под удар его репутацию как командира. Оба автора сходятся в одном – де Флави после пленения Девы бездействовал, а намеренно или под гнётом обстоятельств, неизвестно.
Жанна как пленница была передана Жану Люксембургскому, графу де Линьи и де Гиз. Чисто теоретически, он мог получить выкуп за Жанну с кого угодно, хоть с короля Карла, хоть с Филиппа Бургундского или регента Бедфорда. Однако в игру вступила третья сила – церковь и Парижский университет в лице епископа Бовезского Пьера Кошона: уже через три дня после известий о пленении Девы герцог Бургундский получает из Парижа письмо, в котором было сказано, что Жанна должна предстать перед церковным судом как «… подозреваемая во многих отдающих ересью преступлениях».
Как ни странно, но пленение Жанны для всех сторон, участвующих в Столетней войне – англичан, бургундцев и французов, – давало существенные плюсы.
Англо-бургундцы через судебный процесс могли убедить общественное мнение, что миссия Жанны Девы не является «божественной». Если Бог не на стороне Жанны (что было доказано ее пленение), то и дело Бедфорда и герцога Филиппа не является правым и угодным Богу. Для менталитета людей того времени это было сильным пропагандистским ходом, способным перетянуть мнение местного населения на сторону альянса англичан и бургундцев.
Парижский университет и церковники-коллаборационисты могли оправдать подрыв своего авторитета, изрядно пошатнувшегося после массовых слухов о том, что простая крестьянка якобы «послана Господом».
Король Карл де Валуа и его склонное к соглашательству и компромиссам окружение окончательно избавлялись от радикальной партии, стоявшей за «тотальную войну» – то есть от ярых приверженцев Жанны наподобие Жиля де Ре, ла Гира, Дюнуа и ещё нескольких влиятельных капитанов. Теперь у сторонников компромисса появилась возможность для переговоров с противником, а с ними и необходимая королевству передышка в виде перемирия, а то и долгосрочного мира, достигнутого путём взаимных уступок. Жанна, с её нежеланием идти на любые соглашения, лишь мешала политикам.
Аналогичными соображениями руководствовался и Филипп Бургундский.
Итог: Жан Люксембургский передаёт Жанну англичанам Бедфорда за 10000 турских ливров, а английский регент принимает решение отдать пленницу под юрисдикцию церковного суда, ему требуется любой ценой опровергнуть «божественное» происхождение действий Девы. Для роли судьи как нельзя лучше подходил епископ Кошон – во-первых, он был изгнан из своей епархии в Бовэ и жил в Руане, во-вторых, был убеждённым бургионьоном (бургиньоны – сторонники Бургундской ветви династии Валуа) и ненавидел арманьяков (арманьяками назывались приверженцы Орлеанской ветви династии Валуа, так называемый Орлеанский дом, во главе с графом д’Арманьяк Бернаром VII; между бургиньонами и арманьяками шла гражданская война (она происходила на фоне Столетней войны), которая длилась с 1407 по 1435 гг..) и, в-третьих, Кошон получил блестящее образование в области церковного права. Кроме того, генеральный капитул Руана был вправе собрать инквизиционный процесс.
Святой отдел расследований еретической греховности, как «специализированное» учреждение церкви появился еще в 1215 г.

1632239016934.png
Папа Иннокентий III, основатель Sanctum Officium (cредневековая фреска)
К началу XIII в. единая католическая общность столкнулась с одним из наиболее серьёзных вызовов за всю историю своего существования – распространившимся на юге Франции, в Лангедоке и Провансе, альбигойским, или же катарским вероучением. Учение катаров было ближе к зороастризму и манихейству (с их дуалистической концепцией двух равных сил добра и зла). Дело закончилось тем, что против еретиков (точнее, практически иноверцев и «чужаков») был объявлен Крестовый поход, а следствием по делу виднейших ересиархов должна была заниматься инквизиция, которой следовало доказать и осудить заблуждения катаров.
Но и после разгрома альбигойцев служба «безопасности» католического мира не осталась без дела – секты и ереси плодились ... Функцией инквизиции было не только и не столько наказание, сколько убеждение и возвращение заблудших в лоно церкви. Более того, судя по сохранившимся документам, примерно 80 % приговоров Sanctum Officium являлись оправдательными, а из оставшихся 20 % на смерть осуждались лишь 2 % обвиняемых – прочие подвергались куда более лёгким наказаниям: начиная от публичного покаяния и отправки в покаянное паломничество по святым местам до тюремного заключения.

1632239022958.png
Фрагмент картины Хуберта ван Эйка «Собор в Констанце» (около 1420 г.). Считается, что крайний справа, в синей митре, — епископ Пьер Кошон
Целью инквизиционного трибунала является спасение души грешника и заблудшего. Эта формула полностью применима и к процессу над Жанной д’Арк, при всей его политической ангажированности. Епископ Пьер Кошон не стремился любой ценой отправить Деву на костёр – для него важна была моральная победа, основанная на покаянии обвиняемой. Если же обвиняемая будет упорствовать в своих заблуждениях, тогда … Церковь пыталась доказать ее связь с дьяволом, и сама Жанна сыграла на руку своим палачам. Она не отрицала, что слышит голоса, которые «вели» ее по жизни.
1632239044690.png
Жанна Д’ Арк на костре
Итак, у Жанны были серьёзные шансы избежать смерти, невзирая даже на тот факт, что судили её предвзятые враги. Инквизиция не могла нарушить церковные законы, в противном случае процесс был бы признан недействительным. Формально всё делалось по строгим правилам, отход от которых был чреват последствиями для самих членов трибунала. С другой стороны, регента Бедфорда устраивала только смерть «этой ведьмы», причём смерть после осуждения церковью…
Отметим, король Карл де Валуа отказался спасать Жанну по очевидным политическим причинам – ему требовалось ослабление радикальной партии, стоявшей за продолжение войны любой ценой. Он не был злым или чёрствым, король – прежде всего политик, государственный деятель, а кроме того, после грандиозного успеха под Орлеаном (Жанне д'Арк с небольшим отрядом удается войти в осаждаемый англичанами город (апрель 1429 г.); она поднимает мужество осажденных, находившихся на грани сдачи; затем Жанна и воодушевленные ее солдаты атакуют осадные укрепления, построенные англичанами вокруг города .. и 8 мая 1429 г. англичане снимают осаду, Орлеан освобожден) и в долине Луары Дева Жанна фактически ничем более себя не проявила – попытка взять Париж оказалась провальной (в сентябре 1429 г., французские войска под командованием Девы численностью около 10000 человек пытались штурмом взять укрепления Парижа, который обороняли солдаты кардинала Винчестерского и пикардийцы капитана Л’Иль-Адама), а в Компьене она попала в плен. Карл о Деве «забыл», или сделал вид, что забыл.

1632239039540.png
Средневековая миниатюра, изображающая неудачный для Жанны д'Арк штурм Парижа
Единственную попытку освободить Жанну предпринял её соратник – Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Ре («Синяя борода»), тот самый маршал Франции, которого десять лет спустя обвинят в совершенно жутких преступлениях и после суда казнят.
Имеются сведения о том, что барон де Ре собрал наёмников и отправился к Руану, но опоздал – Жанна уже была сожжена (30 мая 1431 г. в Руане; впоследствии в 1456 г. она была реабилитирована а в 1920 г. канонизирована – причислена католической церковью к лику святых). Якобы смерть Девы и стала тем переломом в его сознании, который привёл блестящего рыцаря к печальному финалу ...
 

Вложения

Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх