Отношения России и Северного Кавказа в XVII в.

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
События начала XVII в. привели к ослаблению позиций России на Северном Кавказе (дружественные отношения между Москвой и Кабардой установились еще во второй половине XVI в.). Занятое решением внутренних проблем Московское царство (Смута — период в истории России с 1598 по 1613 гг. (согласно некоторым точкам зрения по 1618 г.), ознаменованный стихийными бедствиями, сопровождающейся многочисленными случаями самозванства и внешним вмешательством, интервенцией, гражданской, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшими государственно-политическим и социально-экономическим кризисами.) не могло помешать активизации в регионе своих традиционных соперников в лице Турции и Крымского ханства. Последние предпринимали энергичные шаги по покорению, прежде всего, адыгских народов, организуя с этой целью многочисленные походы на Кавказ. Но добиться этого им не удавалось, хотя ряд местных владетелей и признали себя подданными крымского хана. Немалую роль в этом сыграла русская крепость на Тереке, служившая фактором сдерживая амбициозных замыслов агрессоров.
Не прекращались дипломатические отношения Московского царства с Закавказьем. Туда отправлялись русские посольства, которые сопровождали верные горские владельцы, обеспечивающие безопасность дипломатических миссий.
На далекой северокавказской окраине было непросто разобраться во всех хитросплетениях борьбы за престол, развернувшейся в Москве. Каждый раз посланцам с Кавказа приходилось иметь дело с новым царем. Менялись правители, но неизменным оставался курс на сближение с Россией немалой части северокавказских владельцев.
Когда в 1613 г. в Астрахани обосновался сторонник Лжедмитрия II И. Заруцкий (помимо Астрахани, на сторону Ивана Заруцкого стал и Терский городок ((Терский город, Терка́, Терки́ (изначально острог, в финале существования редут), в поздних источниках Терско́й город, Терек) — русское поселение-крепость поселение на Северном Кавказе в XVI — XVIII вв.; первоначально поселение было возведено в устье Сунжи, несколько раз сносилось, восстанавливалось и переносилось, как город сформировалось в дельте Терека на исчезнувшей ныне речке Тюменке — территория, соответствующая современному северо-восточному Лагестану (к северо-востоку от Кизляра); Терский город являлся оплотом экспансии Русского государства на Северном Кавказе и Западном Прикаспии, его местоположение делало его важным военно-стратегическим пунктом на южных окраинах страны; административно он относился к Астраханскому краю, имел своего воеводу, который, в свою очередь, подчинялся астраханскому воеводе; в период расцвета (XVII — первые годы XVIII вв.) город был вторым после Астрахани по величине и значимости в крае, сюда сходились многие торговые пути; в первые годы XVIII в. успешное развитие Терского города было прервано в результате набега Малых Ногаев («кубанских татар») и последовавших за этим охранительных правительственных мер – город превратился в чисто военное поселение, которое вскоре было оставлено), бывший донской атаман не терял надежды снова поднять казачество, посылал «прелестные» грамоты на Дон, но не имел успеха; весной 1614 г. Заруцкий был принуждён запереться в Астраханском кремле – к Астрахани из Москвы шли боярин Иван Одоевский, окольничий Семен Головин и дьяк Василий Июдин; не стал Заруцкий дожидаться и высланной против него московской рати, отправленной П.П. Головиным), против него терским воеводой Петром Головиным (Пётр Петрович Меньшой Головин (умер 14 декабря 1627 г.) — русский государственный и военный деятель, сын боярский и голова, воевода, затем боярин) и кабардинским князем Сунчалеем Янглычевым был послан отряд местных казаков, кабардинцев под предводительством стрелецкого головы Василия Хохлова (атаман испугался появления под Астраханью «казанца Василья Хохлова с ратными людьми»). Участвуя в разгроме отрядов самозванцев, они способствовали поимке «смутьянов», внеся свой вклад в установление долгожданного мира на Руси.
Стремясь отблагодарить Сунчалея за службу, Москва расширяла его власть над населением Терского городка, а это, в свою очередь, приводило к недовольству тех пророссийски настроенных горцев (речь идет об ококах ((варианты: акозы, акочане, окохи, окоцкие люди, окочане, окочаны, окоченя, окуки, окучане) старорусский экзоэтноним XVI — XVII вв., использовался в документах Русского царства и, вероятно, среди русскоязычного населения Северного Кавказа по отношению к некоему нахскому «обществу», территория проживания которого в русских источниках известна как Окоцкая земля; название упоминалось наряду с другими народностями Северо-Восточного Кавказа; большинство исследователей, считает, что под ококами русских документов стоит понимать равнинных аккинцев-ауховцев), которые не желали считать себя слугами кабардинского князя. В дальнейшем подобные конфликты вновь повторятся и будут негативно влиять на российско- северокавказские отношения. Москве приходилось выбирать, кто более отвечал её интересам в крае, отдавая предпочтение кабардинским феодалам, стремящимся распространить свою власть на соседние горские племена и объективно препятствующим освоению ими земель на плоскогорье. Сказывался тот факт, что царское правительство не всегда могло получить от других племен надежного гаранта их верности.
Но и надежность кабардинских правителей оставляла желать лучшего. Непрекращающееся соперничество между князьями ограничивало их возможности в борьбе с внешней угрозой. В XVII в. Кабарда разделяется на Большую (от Кумы и Кубани до слияния рек Баксан и Терек) и Малую (между левым притоком Терека Урупом и Сунжей), в границах которых происходила междоусобная война.
Тем временем отношения России и Оттоманской Порты (Турции) всё более обострялись. В ходе начавшейся русско-турецкой войны 1672 – 1681 гг. (хронологические рамки войны до сих пор вызывают споры в среде разных исторических школ; это связано с тем, что конфликт разворачивался на фоне польско-турецкого противостояния; причиной войны стало вмешательство Османской империи в русско-польское противостояние, разворачивающееся на территории современной Украины; повод ее стала протурецкая политика гетмана Дорошенко) выходцы с Северного Кавказа в составе московской рати участвовали в боях под Чигирином, у Харькова, Чугуева, осуществляли охрану переправ через Днепр у Киева. Тогда за заслуги перед российским престолом и доблесть, проявленную в сражениях, князь Касбулат Муцалович Черкасский даже получил от царя Алексея Михайловича право собирать таможенную пошлину, взимаемую на Тереке. Проявил себя князь и на дипломатическом поприще, став посредником на переговорах с крымским ханом и турецким султаном и внеся свою лепту в заключение Бахчисарайского мира (соглашение о перемирии 3 января 1681 г. между Турцией, Крымским ханством и Россией).
Но и после этого договора отношения России с Турцией и ее крымским вассалом оставались отнюдь не безоблачными. Набеги на русские пограничные земли не прекращались. Лишь после взятия Петром I крепости Азов в 1696 г. ситуация на Кавказе претерпевает серьёзные изменения. Открывались перспективы в укреплении российско-северокавказского единства.
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх