Основные формы досуга сельских школьников

Зинченко И. В.
учитель истории и обществознания


Одной из остро стоящих проблем сельской местности является отдаленность от городского центра. Данный факт обуславливает ограниченность сельских жителей в разнообразии форм досуга. Социально-экономические трудности, безработица, девиантное поведение порождает внеинституциональные формы молодежного досуга. Особенно это влияет на подростков, чаще всего не задействованных ни в чем, кроме учебы.

Как известно, свободное время является одним из важных средств формирования личности обучающихся. Оно непосредственно влияет и на производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени учащимися является своеобразным индикатором их культуры. Однако вследствие нерационального использования свободного времени, сельские дети, чаще всего подросткового возраста, склонны к бродяжничеству, вредным привычкам, отставанию в усвоении учебной программы. Так, по мнению, И. В. Бестужева-Лада: «… для молодежи «посидеть компанией» – жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения! …

При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела - при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически».

Актуальность данного исследования связана с недостаточной изученностью форм досуговой деятельности в сельской местности. Цель исследования – определить формы досуга сельских школьников. Задачи, решаемые в ходе данной работы, можно разделить на теоретическую, которая заключается в определении содержания понятия «досуг»; прикладную, заключающуюся в выявлении основных форм досуга школьников; практическую, направленную на разработку практических методических рекомендаций организаторам досуга сельских школьников с целью структурирования формы досуга.

Итак, прежде чем перейти к описанию форм досуга, необходимо определить границы данного понятия. В научно-исследовательской литературе принято обращаться к «Социологическому словарю», где досуг определяется как «часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей». И всё же из множества трактовок, на наш взгляд, досуг следует понимать как «совокупность занятий в свободное время, с помощью которых индивиды удовлетворяют свои непосредственные физические, психические и духовные потребности в основном рекреационного характера». А. С. Готлиб даёт понятие формам досуга – это «виды, варианты организации культурного досуга, характеризующиеся особенностями построения, целями, задачами и содержанием, видами и формами деятельности его участников, а также местом и временем проведения». В научно-исследовательской литературе по данной теме выделяются около 500 форм досуга. На мой взгляд, необходимо остановиться на классификации С. А. Шмакова. Он выделяет досуговые занятия и классифицирует их по характеру осуществляемой ребенком деятельности в свободное время. В связи с этим, им определены следующие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемый и неконтролируемый; коллективный и индивидуальный; подражательный и творческий; опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). «Все виды досуга по отдельности и особенно применяемые в системе имеют огромное значение во всестороннем развитии личности подростка, поскольку он включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях». И. Ю. Исаева в своём пособии «Досуговая педагогика» пишет: «Многообразные виды досуговой деятельности раскрыты в исследованиях Э. В. Соколова, которые он классифицирует по группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. По его мнению, отдых снимает усталость и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать различные уровни и степень активности. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений».

Я применяю классификацию, которая даёт в целом полную картину досуга как социально-значимой деятельности:
– активную рекреацию (непрофессиональный спорт, туризм, прогулки и иные формы общения с природой, спортивные и интеллектуальные игры, разведение цветов, выгуливание собак);
– товарищеское общение, развлечения, праздники, посещения спортивных состязаний, танцевальных залов, клубов, другие формы коллективного времяпрепровождения; социальная активность и социальное творчество;
– индивидуальное потребление ценностей культуры (чтение, прослушивание радиопередач, музыкальных записей, просмотр телепрограмм, восприятие компьютерной информации);
– потребление духовных ценностей публично-зрелищного характера (кино, театр, филармония, эстрада, цирк, музей, выставка, лекторий, планетарий, зоопарк, ботанический сад);
– любительское художественное и техническое творчество (пение, музицирование, художественная самодеятельность, коллекционирование, моделирование, конструирование).

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др. Проведенный опрос показал, что большая часть респондентов вне учебных занятий предоставлены сами себе. Отсюда можно сделать вывод, что досуговые формы развиты слабо. При этом следует отметить, что на вопрос «Почему Вы не занимаетесь в свободное время ни одним из предложенных видов деятельности?», – 74,6 % опрошенных ответили, что нет возможности реализовать свои интересы. Это является показателем проблемы организации свободного времени подростков. Таким образом, можно сделать вывод о том, что формы организации досуга школьников представлены весьма скудно. Основную роль по их организации выполняет школа, и, как правило, это кружковая деятельность. Остальные формы досуга используются слабо или не используются вообще. И зачастую это связано не только с отсутствием необходимого оборудования, профессиональных кадров или условий для их реализации.

Библиографический список

1. Бестужев-Лада, И. В. Социальные проблемы молодёжи / И. В. Бестужев-Лада. - М.: Просвещение, 1992. – 140 с.
2. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Василькова Ю. В. - М.: Изд-во центр «Академия», 2002. – 160 с.
3. Готлиб, А. С. Введение в социологическое исследование: Учебное пособие / А. С. Готлиб. - М.: Флинта, 2005. – 384 с.
4. Гуров, В. Н. Социальная работа школы с семьѐй / В. Н. Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 192 с.
5. Гурьянова, М. П. Сельская школа и социальная педагогика. (Пособие для педагогов) / Гурьянова М. П. - М.: Амалфея, 2013. – 448 с.
6. Еньшина, Н. А. Социокультурная идентификация старшеклассников: в образовании и взаимодействия культур / Н. А. Еньшина / Сборник научных трудов. Отв. ред. Н. А. Матвеева, В. И. Матис. - Барнаул: БГПУ, 2001. – 202 с.
7. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика / Исаева И. Ю. - М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 198 с.
8. Осипов Г. В. Социологический словарь / Г. В. Осипов. - М.: Вече, 2014. – 499 с.
9. Шмаков, А. С. Об организации досугового пространства молодёжи проблемы и перспективы / А. С. Шмаков. - М.: Флинта, 1995. – 370 с.
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх