Метапредметы

Сегодня учителю и ученику не обойтись без метапредметов. Давайте попробуем разобраться.

Метапредметы (ЗНАНИЕ, ЗНАК, ПРОБЛЕМА и другие) – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Они, как пишет Ю.В. Громыко в своей монографии «Мыследеятельностная педагогика», «с одной стороны, обязательно построены в соответствии со схемой предметно-дисциплинарной организации (они сами сконструированы как учебные предметы), с другой стороны, они выступают в рефлексивной функции по отношению к другим предметным и непредметным системам – процессам мышления, действия в конкретной практической области. С этой точки зрения, осваивая метапредметы, каждый учащийся учится обнаруживать в любых системах – предметных и непредметных – данные организованности и работать с ними.»

Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом предмета физики, химии, биологии, истории и т.д., запоминает важнейшие определения и лежащие в их основе понятия. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, важнейшие понятия, которые определяют данную предметную область знания. Он переоткрывает в мышлении то, как эти понятия были созданы. И через это – процесс возникновения того или другого знания. На это только первый уровень работы ученика. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы и химии), ученик предметом своего осознанного отношения делает уже не понятия, но сам способ своей работы на разном предметном материале. Он начинает рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии или из химии, из истории или из физики). И тогда ученик обнаруживает, что несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью – с организованностью знания. Понятие же является одним из важнейших моментов данной организованности.

Универсализм метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Отсюда – МЕТАпредметность как принцип, положенный в основу данных учебных предметов нового типа.

Попадая в среду метапредметов, ученик в новых условиях должен выделять и строить саму «предметность» как таковую. Он учится осознавать, где проходят границы между одним учебным предметом и другим, как осуществляется генезис знания в рамках каждого из них. На метапредметах ученик получает возможность восстановить основания любой предметной формы как формы знания.

Это означает, что в форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии:

  • с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема»; а также обычный учебный материал переорганизуется в соответствии
  • с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.
Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что хотят сделать. Поэтому учащиеся на этом метапредмете осваивают специальные техники и приемы, для того, чтобы научиться работать со схемами на разном предметном материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (например, на химии – формулы химических соединений и записи химических реакций; на истории – различные таблицы с данными; на геометрии – чертежи фигур и сами фигуры; на физике – формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.). Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.

В рамках другого метапредмета – «Знание» – формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т.е. способность работать с системами знаний). Одна из них – техника «знающего незнания». Осваивая ее, школьники научаются выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия. Курс «Знающее незнание» может выстраиваться на любом предметном материале. Например, используем «Путешествие Одиссея». Базисное задание, которое выполняют дети, связано с тем, что они должны составить карту того пути, который проделал странствующий Одиссей, отплыв от Трои и до прибытия на остров нимфы Калипсо. Выполняя это задание, учащиеся должны расшифровать важнейшие сцены и образы у Гомера, доказывая, что маршрут пролегал именно так. Для этого они должны сформулировать свой маршрут поиска: что именно они не знают и что именно они должны найти в текстах. Рефлектируя на последнем этапе, как осуществлялся ими их маршрут поиска, они овладевают самой техникой знающего незнания, которую затем переносят на другой учебный материал.

Метапредметы включают в себя также такой тип универсализма, как работа с текстами. Например, на метапредмете «Проблема» учащиеся постигают суть русской революции (1917 года), восстанавливая разные позиции (социал-демократическую, либеральную, монархическую), опираясь на разные тексты. Через это школьники учатся формировать собственную позицию относительно данного события.
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх