Материал для урока - Кубань

amitexing

Александр Несмачный
Команда форума
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ (КУБАНЬ)
Современное название Кубань – тюркское. Иногда его связывают с тюркским этнонимом куманы (половцы); более убедительно образование из карачаевско-балкарского къобан «река, большая река».
Река Кубань по-адыгейски называется Пшиз. С точки зрения научной этимологии Пшиз – сильно искаженный вариант слова «псиж». Псиж – старинное адыгейское название Кубани. Оно состоит из двух компонентов: псы «вода», «река» и ж (жъ) – суффикса со значением «большой», «большая», «огромный». Таким образом, пшиз//псиж означает «большая, огромная река». Кубань уникальна в топонимическом отношении – свои названия ей давали народы, в разное время населявшиеся ее берега. За последние 2500 лет она сменила около 200 вариантов названий, в числе которых Гипанис (у Геродота и Страбона – «быстротечная»), Антикитес («обильная рыбой» – во времена греческой колонизации), Вардан (у Птолемея – «дождевая»), Псалтис, Купа, Копа («поросшая камышом» - во время генуэзской колонизации), Куфис, Укруг, Псыжь и другие. В древнерусских летописях реку именуют Бурлик или Быстрик.

Название Краснодарский край было принято в 1937 г., когда было обнародовано решение об образовании Краснодарского края в составе РСФСР.

Географические условия Краснодарского края

В 1792 г. Екатерина II пожаловала земли Кубани черноморским казакам. Переселение черноморцев относится к 1792 – 1793 гг. В конце XVIII в. Черноморское казачье войско занимало северо-западную часть современного Краснодарского края, границей казачьих земель служила река Кубань. В первой половине XIX в. территория казачьих земель расширяется за счет земель «новой линии» и земель, отведенных Кавказскому линейному войску (северо-восточные и центральные районы). Границей, разделяющей земли казаков и горцев, оставалась река Кубань. В ходе Кавказской войны земли, занятые горцами, были завоеваны русской армией и казачьими отрядами. Кубанская область была образована в 1860 г., а в 1896 г. Была образована Черноморская губерния. После окончания гражданской войны была образована Кубано-Черноморская область, а 7 декабря 1920 г. столица Кубани – город Екатеринодар был переименован в Краснодар.
Территория Краснодарского края омывается с юго-запада Черным морем, с северо-запада – Азовским. Большую часть (2/3 территории) Кубани занимает Азово-Кубанская равнина, в ее состав входят: Прикубанская степная равнина, Приазовская дельтовая низменность, Закубанская наклонная равнина. Около 1/3 территории занимает горная система Большого Кавказа. На западе находится Таманский полуостров с системой грязевых вулканов. На востоке расположен западный склон Ставропольской возвышенности. Хребты Большого Кавказа начинаются недалеко от Анапы и имеют направление с северо-запада на юго-восток. Высшей точкой является гора Цахвоа (3345 м). Горные вершины Чугуш, Фишт, Псеашко, Цахвоа и другие поднимаются выше линии вечных снегов и несут на себе 64 ледника.
Климат на равнине умеренно-континентальный, степной, в горах более влажный, прохладный, в северной части Черноморского побережья носит средиземноморский характер, переходящий к юго-востоку во влажный субтропический. Средняя температура января от - 5° С в западном Предкавказье до 4° С на севере Черноморского побережья и 5° С на юге, июля 22° - 24° С.
Речная сеть насчитывает более 13 тыс. рек. Крупнейшей является Кубань, принимающая притоки Уруп, Лабу, Белую и другие. Из рек Черноморского побережья наибольшей является Мзымта. Побережье Азовского моря и Таманский полуостров изобилуют лиманами (их около 250). Наиболее крупными из них являются Бейсугский и Ейский.
Основными почвами являются черноземы, занимающие равнинно-степную часть края, предгорно-степную и часть Таманского полуострова. К северу от реки Кубани находятся равнинные степные ландшафты. На предгорно-холмистых территориях расположены лесостепные ландшафты.
Животный мир обширен и разнообразен. Для равнин Западного Предкавказья характерны: лисица, ласка, хорек, заяц-русак, хомяк, различные мышевидные грызуны; в горных лесах обитают бурый медведь, лисица, рысь, лесной кот, лесная и каменная куницы, кабан, благородный олень, косуля, соня, черный дятел, клест-еловик, снегирь; в высокогорье – тур, серна, снежная полевка, тетерев, улар. Всего насчитывается: 320 видов птиц, 163 вида рыб, млекопитающих – 86; рептилий – 21; земноводных – 11 видов, причем среди них много эндемиков, то есть не встречающихся в других регионах.

Животный мир территории Краснодарского края в древности

Значительная часть территории нынешнего Краснодарского края и республики Адыгея была дном моря Тетис ещё около 20 млн. лет назад. Современные очертания наш регион приобрёл только около 1,8 – 2 млн. лет назад, тогда же начала активно формироваться фауна современного облика, просуществовавшая, незначительно меняясь, вплоть до времени активного заселения Северо–Западного Кавказа человеком, под воздействием которого эти изменения стали более значительными. По сравнению с древностью видовой состав рыб существенных изменений не претерпел: как и сейчас, водилась сельдь, хамса, судак, тарань, сазан, лещ, сом, камбала, но осетровые рыбы (севрюга, осётр, белуга) и тунец встречались чаще и были излюбленным объектом промысла в древности и средневековье. Земноводные и пресмыкающиеся водились те же, что и в настоящее время: тритоны, жабы, лягушки (из земноводных), водные черепахи, ужи, медянки, гадюки, полоза (из пресмыкающихся), но их количество было выше, чем в настоящее время. В плавнях водилось много водоплавающей птицы – уток, гусей, лебедей. В степях встречались перепела, дрофы, куропатки, в степной и горной части края водилось много хищных птиц. В лесах водились также лисы, волки, шакалы, медведи, но особенно многочисленными они не были. В степной части края водилось много грызунов. Видовой состав птиц и млекопитающих со времён древности и средневековья претерпел некоторые изменения – многие виды животных значительно уменьшили свою численность. Вымерли дикий бык тур, кавказский зубр, дикая лошадь тарпан, луговой тетерев.


Дополнительные материалы по истории Кубани

Человек на территории Причерноморья и Северного Кавказа появился более 300 тысяч лет назад. На территории Краснодарского края найдены пещерные и открытые стоянки, которые относятся к эпохе каменного века (Губская, Ильская, Каменномостская и другие).
Памятники эпохи раннего металла, найденные на Кубани, датируются III тысячелетием до нашей эры. К этому периоду относятся первые насыпные курганы, открытые на территории нашего края. В середине третьего – конце второго тысячелетия до нашей эры в горных районах Кавказа и на Черноморском побережье развивается дольменная культура. Примерно в это же время в степях правобережья Кубани появляются племена, относящиеся к ямной культуре, а в Закубанье – племена, относящиеся к майкопской культуре.
Второе тысячелетие до нашей эры – эпоха бронзы. В этот период в Закубанье утверждаются племена, принадлежащие к северокавказской культуре. В первой половине второго тысячелетия до нашей эры на землях Кубани появляются племена, относящиеся к катакомбной культуре. Начиная с восьмого века до нашей эры на Кавказе наступает эпоха железа.
Благодаря сохранившимся письменным источникам мы знаем названия племен, населявших Северный Кавказ и Причерноморье в первом тысячелетии до нашей эры, это – киммерийцы, скифы, сарматы, тавры, синды, меоты, зихи и другие. Основную часть населения Кубани в этот период составляли племена меотов. Впервые о них упоминают греческие авторы шестого века до нашей эры. К северу от меотов проживали племена сарматов (савроматов). Примерно в это время Кубань подверглась нашествию скифских племен. Памятниками этой эпохи являются Келермесские, Ульские, Семибратние (Семибратские) курганы.



Во втором веке до нашей эры на Кубань вторгаются родственные сарматам племена сираков. Позднее, на рубеже первого - второго веков нашей эры, в Причерноморье приходят аланы, они вступают в союз с племенами сарматов. Мощный алано-сарматский союз просуществовал до четвертого века нашей эры, когда он был разгромлен вторгшимися гуннскими племенами. В Закубанье в это время племена меотов и зихов заложили основы формирования адыгейского и кабардинского народов.
На Таманском полуострове, где проживали племена синдов, в период греческой колонизации возникают многочисленные поселения – колонии: Фанагория, Кепы, Киммерий, Гермонаса. На берегу Черного моря были образованы поселения Синдская гавань, Горгиппия и другие.
В 480 г. до н. э. колонии Тамани и Керчи образовали Боспорское царство. После восстания рабов под предводительством Савмака ослабевший Боспор теряет независимость и становится частью Понтийской державы. Правитель Понта Митридат VI Евпатор долгие годы вел борьбу против Рима, но потерпел поражение от войск Помпея и Лукулла. После его смерти борьбу против Рима попытался продолжить его сын Фарнак, но и он был разбит римскими легионами. Дальнейшая судьба Боспорского царства неразрывно связана с Римской империей. В третьем веке нашей эры усиливается натиск на его границы кочевых племен – готов, герулов, гетов. Нашествие гуннов, в четвертом веке нашей эры приводит к окончательному распаду Боспорского царства.

Культура древней Кубани

Культура населения Северного Кавказа в III тысячелетии до н. э., в эпоху ранней бронзы, получила название майкопской по знаменитому памятнику – майкопскому кургану. Племена майкопской культуры занимали территорию от Таманского полуострова до Дагестана. Наибольшее количество памятников, относящихся к майкопской культуре, наблюдается в районе рек Белой и Фарса. Майкопский курган был раскопан в 1897 г. известным русским археологом Н. И. Веселовским. Майкопский курган по своему богатству, художественной и исторической ценности найденных вещей является выдающимся памятником культуры Северного Кавказа. К памятникам майкопской культуры относятся могильник близ станицы Новослободской, а также старомышастовский клад. Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками, открытыми в районе Майкопа: Мешоко, Скала, Хаджох, Каменномостская пещера, Ясенева поляна.


Выдающимися памятниками конца VII – VI вв. до н. э. являются знаменитые Келермесские, Костромской и Ульские курганы. Исследователи по-разному определяют их создателей: большинство считает их скифскими, а другие – меотскими. Келермесские курганы были открыты в 1903 г. Д. Г. Шульцем. Они относятся к рубежу VII – VI в. н. э. В 1897 г. профессор Н. И. Веселовский недалеко от станицы Костромской раскопал пять курганов, известных под названием Разменных. Ульские курганы были раскопаны Н. И. Веселовским в 1898, 1908, 1909 гг.
Большой интерес представляют памятники синдской культуры. Синды населяли территорию Таманского полуострова и Черноморского побережья. Здесь была расположена Синдская гавань. Другим крупным городом Синдии было Семибратнее городище. На территории Синдики было образовано множество древнегреческих городов-колоний: Ахиллей, Потрей, Тирамба, Кепы. В первой четверти V в. до н. э. они объединились под главенством города Пантикапея в Боспорское царство, в состав которого вошла и Синдика. Семибратние курганы были раскопаны В. Г. Тизенгаузеном в 1875 – 1876 гг. Семибратние курганы связаны с остатками крупного синдского города (название которого мы не знаем). Он был расположен на левом берегу реки Кубани, на восток от Семибратних курганов. Его расцвет приходится на V – IV вв. до н. э. В середине IV в. до н. э. он входит в состав Боспорского царства. В эпоху Митридата VI Евпатора Боспорское царство входит в состав Понтийской державы.
Основным населением Прикубанья и Восточного Приазовья в эпоху раннего железа были меоты. Среди ремесел у меотов широкое распространение получило керамическое производство. До наших дней сохранились остатки меотских городищ по правобережью реки Кубань от станицы Марьинской до станицы Темижбекской. Памятником меотской культуры являются Елизаветинские курганы, раскопанные Н. И. Веселовским в 1912 – 1915 и 1917 гг. К Елизаветинским курганам примыкает курган станицы Ивановской, который датируется IV в. до н. э. Весной 1888 г. Е. Д. Фелициным был раскопан курган у реки Адагум (близ Крымска). В нем находилось погребение меотского вождя IV в. до н. э. Великолепным памятником меотской культуры является Карагодеуашский курган, находящийся в Закубанье, также раскопанный Фелициным. Здесь же в[Text Wrapping Break]1896 г. В. М. Сысоевым был раскопан Курджипский курган.


Со II в. до н. э. начинается проникновение в глубь степей правобережья Кубани сарматских (савроматских) племен. Археологическими памятниками этой эпохи являются курганы, расположенные близ станиц Динской, Раздольной, Новотитаровской, Старонижестеблиевской, хуторов Бойкопонура, Элитного, города Кореновска.
В I в. н. э. на Кубани усиливаются племена сираков – одного из сарматских племен. Они селятся среди меотов. Впоследствии происходит ассимиляция сираков и меотов. В археологических памятниках этой эпохи (I в. – первая половина III в. н. э.) найдено много богатых погребений. В 1901 – 1903 гг. Н. И. Веселовским было раскопано 120 курганов по правобережью реки Кубань между станицами Казанской и Воронежской и около 10 курганов в Закубанье в районе станицы Некрасовской.


Изучение древней истории Кубани продолжается и в наше время. Огромный вклад в развитие фундаментальной исторической науки, археологии и популяризации исторических знаний внесли работы кубанских ученых: Н. В. Анфимова, А. М. Ждановского, И. Т. Кругликовой, И. И. Марченко, П. П. Матющенко и многих других.

Дополнительные материалы по истории
православия на Кубани

По свидетельству историка Епифания жившего в IV в., апостолу Андрею Первозванному пришлось проповедовать и на территории Северного Причерноморья. Во время своего третьего миссионерского путешествия в 40 г. н. э. апостол Андрей с учениками оказался на Северном Кавказе. Основной его путь пролегал по черноморскому побережью Кавказа. Апостол побывал в городе Никопсия, который историки помещают или на месте Нового Афона, или около села Ново-Михайловского.
О том, что на территории Крымского полуострова и на Тамани еще в первые века нашей эры проповедовали первые христианские апостолы и их ученики, свидетельствуют сохранившиеся до наших дней катакомбные церкви.
Распространение христианства на территории Таманского полуострова в период раннего средневековья подтверждено рядом археологических находок. Автор «Церковной истории» Евсевий (Ефсавий) Кесарийский, участвовавший в работе Никейского собора 325 г., донес до наших дней имя первого епископа азиатской части Боспорского царства – Феофила, который наравне с другими отцами церкви участвовал в подписании Символа Веры на Никейском соборе.
С момента провозглашения христианства государственной религией Римской империи его позиции еще более укрепились среди населения Северного Кавказа. Массовое обращение в христианство началось при византийском императоре Юстиниане в VI в., раньше всего христианство утвердилось на Тамани и на побережье Черного моря.
До наших дней сохранились каменные храмы и монастыри, датируемые VI – IX вв. Археологами на Тамани были найдены предметы периода раннего христианства, это: нательный крест с изображением святого Георгия (VII в.), голова статуэтки Божьей Матери (V – VI вв.), лампадки, светильники с христианской символикой, стеклянные сосудики под елей (V – VI вв.), блюдо с клеймом – изображением Иисуса Христа в виде человека – рыбы (VI в.). После крещения алан христианство начинает активно проникать вглубь территории Северного Кавказа. В ущелье реки Большой Зеленчук был основан Северный Зеленчукский храм – кафедра Аланской епархии.
Помимо Византии, распространению на Северном Кавказе христианства способствовали миссионеры и проповедники из Армении и Грузии.
После образования в Х в. Тмутараканского княжества, в Тмутаракань перемещается центр распространения христианства. Здесь в период правления князя Мстислава, после его единоборства с князем Редедей (рассказ об этом поединке содержится в летописях и в «Слове о полку Игореве») и победы над касогами в 1022 г., была построена церковь Богородицы, ставшая центром местной епархии. После 1094 г. в русских летописях не встречается упоминаний о Тмутаракани.
В XIV – XV вв. распространение христианства на Кавказе связано с миссионерской деятельностью католического духовенства.

Вариант построения урока

ТЕМА: Повторение пройденного в 5 классе «История Кубани в античную эпоху».
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Учебники по курсу кубановедения для 5 и 6 классов, атлас «История Кубани», дополнительная учебно-методическая литература, лента времени, карточки для учащихся.
ЦЕЛЬ УРОКА: Дать представление об общем и особенном в истории Кубани и России. Довести до учащихся понятие о месте своей малой Родины в историческом развитии страны.

  1. Образовательная – формирование знаний по истории родного края;
  2. Воспитательная – вызвать живой интерес к конкретным историческим фактам, отражающим историю малой Родины;
  3. Развивающая – обучение работе с исторической картой.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Вспомнить основные понятия, изученные в 5 классе на уроках «кубановедения» по истории. Дать краткое описание нового курса.
ПЛАН УРОКА:

  1. Знакомство с новым курсом «История Кубани в период средневековья».
  2. Повторение основных понятий и положений курса «История Кубани в эпоху античности».
ХОД УРОКА:
  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с новым учебным курсом и учебником.
  3. Повторение материала, изученного в 5 классе.
  4. Обобщение материала. изученного на уроке.
  5. Домашнее задание.
  6. Выставление оценок.
ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА:
После завершения вводной (организационной) части учитель знакомит учащихся с новым учебным курсом. Рассказ учителя об учебнике «История Кубани с древнейших времен до конца XVIII века» (под редакцией Б. А. Трехбратова), о дополнительных учебных пособиях «Атлас Истории Кубани», «Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения» (под редакцией В. Н. Ратушняка), «История Кубани: Краснодарский край. Республика Адыгея». Учитель характеризует эпоху средних веков и указывает хронологические рамки изучаемого периода. При объяснении используется лента времени:



Учитель знакомит учащихся с периодом истории, который они будут изучать в течение учебного года. Примеры приводятся с помощью ленты времени (образование Тмутараканского княжества, правление князя Мстислава). В процессе объяснения ученики знакомятся с особенностями курса кубановедения.
Закрепляя знания учащихся, учитель просит учеников вспомнить даты и эпизоды античной истории Кубани (например: восстание Савмака, начало греческой колонизации Причерноморья) и показать их (даты) на ленте времени и найти на карте и (или) в атласе места, связанные с этими событиями.



Объясняя новый материал, учитель рассказывает об изменениях в жизни человека и общества, используя схему и проводя аналогию с античной эпохой


Сведения о прошлом
Письменные источникиВещественные
источники
Фольклор
Античность
Средневековье

Для наглядности используются отрывки из литературных произведений («Слово о полку Игореве», «Миф об аргонавтах», «Свод законов Русской правды», фрагменты законов правителей Горгиппии), а также фото-, кино-, видео-материалы.
Для закрепления полученных знаний ученики получают раздаточный материал (карточки) и, работая по группам, готовят ответ на вопрос «Как изменилась жизнь человека в эпоху средневековья?».
Подводя итог проведенному занятию, учитель просит дать ответы на следующие вопросы:

  • Какой период истории предстоит изучить на уроках кубановедения ученикам 6 класса?
  • Каковы хронологические рамки этого периода?
  • Что такое «античный период» мировой истории?
  • Что означает понятие «средние века»?
В конце урока учитель задает домашнее задание и выставляет оценки за урок.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх