Мата Хари – сценический псевдоним голландской танцовщицы и шпионки Маргареты Гертруды Зелле/Зулле. Она с успехом выступала в модных салонах Парижа, Монте-Карло, Берлина, Вены, Милана, Мадрида (хотя и не была красавицей), но прославилась она не только своими танцами …
При этом ее биография – наполовину вымысел, наполовину правда, и только незначительная часть сведений о ней имеет подтверждения в виде архивных сведений.
Она родилась (7 августа 1876 г. в Леэвардене (в те годы этот город был столицей Фрисландии, одной из провинций Нидерландов)) в семье шляпника Адама Зелле/Зулле и его жены Антье (Антье ван дер Мелен). У неё было три брата (старший и два младших). В детстве её называли Грит. Её отец, Адам Зелле, был известен как человек с большими амбициями и стремлением к роскоши, хотя и не принадлежал к дворянству. Впоследствии, следуя примеру отца, Маргарета также пыталась добиться права носить благородную фамилию, подав прошения на изменение своей фамилии, которые были отклонены.
Успешные биржевые спекуляции (в нефтяном бизнесе) позволили её отцу некоторое время жить достаточно обеспеченно. В 1883 г. он приобрёл большой дом на улице Grote Kerkstraat. Когда Маргарет исполнилось 6 лет, отец подарил ей карету, запряжённую козами. Даже спустя годы в Леэвардене вспоминали маленькую девочку со смуглой кожей, миндалевидными глазами и чёрными волосами, которая каталась на этой карете, напоминая восточную принцессу.
Однако финансовая стабильность семьи вскоре закончилась. В 1889 г. Адам Зелле обанкротился из-за неудачных спекуляций, и семье пришлось переехать в более скромную квартиру. В 1890 г. супруги Зелле разошлись, а в 1891 г. Антье Зелле умерла от туберкулёза. После её смерти Адам Зелле забрал двух сыновей с собой в Амстердам, где вскоре вновь женился, а Маргарета и её брат Иоханнес были отправлены к разным родственникам.
Её бабушка по материнской линии заботилась о детях и оплачивала их воспитание. Маргарета отправилась жить (в город Снек) к своему крестному отцу, который был женат на одной из сестёр Адама Зелле. Он отправил её учиться в Лейден на воспитательницу детей, но Маргарета вскоре бросила обучение.
Причины её ухода из школы объясняются по-разному. Некоторые источники утверждают, что причиной стали отношения между директором школы и 15-летней Маргаретой. Есть предположения, что это был скандал, что вызвало общественное возмущение и заставило её покинуть школу. Однако директор не понёс никакого наказания, оставшись на своей должности.
Через несколько месяцев своенравная девица сбежала от крестного в Гаагу, где жил ее родной дядя. Однако там она тоже не обрела заветную свободу, и 18-летняя девушка принимает решение любым способом вырваться из этого строгого дома.
В 1895 г. Маргарета познакомилась со своим будущим мужем, офицером голландской колониальной армии Рудольфом Джоном Маклеодом (Мак Леодом), который был старше её на 20 лет (ему было 39 лет). 11 июля 1895 г., когда Маргарете было всего 19 лет, они поженились.
После свадьбы пара некоторое время жила с сестрой Рудольфа Джона, а медовый месяц провела в Висбадене.
30 января 1896 или 1897 г. у пары родился сын Норман-Джон. Однако семейная жизнь быстро начала ухудшаться. Маргарета была недовольна своим положением, а Рудольф Джон Маклеод обладал сложным характером. Постоянные ссоры и напряжённые отношения с семьёй мужа привели к тому, что их брак уже на раннем этапе стал далёким от гармонии.
1 мая 1897 г. Маргарета и её муж сели на пароход («Принцесса Амалия») и отправились в Батавию (ныне Джакарта) на острове Ява, который тогда был колонией Голландской Ост-Индии. 2 мая 1898 г. родилась дочь Жанна-Луиза, которую называли Нон.

Вильгельмина (Елена-Паулина-Мария; 1880 – 1962 гг.) — королева Нидерландов, царствовавшая с 1890 по 1948 гг.В Маланге, Маргарета начала активно участвовать в культурной жизни. В 1898 г. в честь восшествия на престол королевы Вильгельмины Маргарета сыграла роль королевы в пьесе Августа фон Коцебуэ «Крестоносцы», что стало её первым публичным выступлением.
Рудольф Джон ревновал жену из-за её участия в сценических выступлениях и её поведения, которое он считал слишком вольным, но при этом упрекал её в расточительности, что усугубляло напряжение в отношениях. Различия в возрасте и характерах становились всё более очевидными. Одна из «домашних разборок» закончилась переездом Маргарет к молодому воздыхателю, офицеру ван Редесу (впрочем, супруг также не отличался верностью, и даже поколачивали жену и детей). Женщина должна была как-то отвлекаться от суровой действительности, поэтому, однажды оказалась в танцевальной группе, где занимались изучением индонезийских традиций и национальными танцами.
28 июня 1899 г. их сын Норман умер в результате отравления. Точные обстоятельства его смерти неизвестны. По рассказу одной из прислуги, которая на смертном одре призналась в отравлении мальчика, это было местью за то, что Рудольф Джон чем-то обидел мужа прислуги.
Дочь Жанну-Луизу удалось спасти, но она дожила всего до 21 года. Умерла вероятнее всего из-за сифилиса (врожденного, возможно ее заразил «гуляющий» отец).
В сентябре 1900 г. Рудольф Джон Маклеод ушел в отставку. Маргарета хотела вернуться в Европу, но Рудольф Джон опасался, что их пенсии не хватит на достойную европейскую жизнь.
Их отношения продолжали ухудшаться, и в марте 1902 г. супруги вернулись в Нидерланды. Они поселились у сестры Рудольфа Джона в Амстердаме, но жили в разных комнатах.
И, вскоре они окончательно разошлись. 30 августа 1902 г. суд вынес решение о раздельном проживании, и Рудольф Джон должен был выплачивать Маргарете алименты (дочь он забрал с собой). Однако бывший супруг не выполнял своих обязательств, и Маргарета была вынуждена самостоятельно зарабатывать на жизнь.
В октябре 1903 г. она отправилась в Париж с намерением начать карьеру манекенщицы, но успеха не добилась. Чтобы выжить, она работала моделью у различных художников. Через некоторое время, разочарованная, Маргарета вернулась в Нидерланды, но спустя год снова попыталась найти себя в Париже, пробуя себя в роли наездницы в Цирке Молье (там Маргарет называла себя Леди Греша Мак-Леод). Однако и эта попытка не увенчалась успехом (не принесла финансового благополучия).
В 1903 – 1905 гг. Маргарета Маклеод/Мак Леод создала свой танец с вуалью, а также придумала костюм и легенду индийской храмовой танцовщицы. Это быстро завоевало популярность среди её аудитории. В те времена специалисты по индийским и яванским танцам были редкостью, поэтому у неё не было причин опасаться разоблачения.
Мата Хари дебютировала в марте 1905 г., в зале прославленного музея восточных искусств «Мюзэ Гимэ». Его владельцем был богатейший промышленник, любитель искусства месье Эмиль Гимэ/Гиме, который и решил оказать помощь своей любовнице, оценив ее пластику и гибкость. Некоторые источники утверждают, что это он придумал для нее псевдоним Мата Хари. Она танцевала прямо в музейном зале, облаченная в роскошные одеяния, принадлежавшие ее покровителю, и это выступление произвело настоящий фурор. После эротического танца на ней из одежды осталось только ожерелье из жемчуга и браслеты на руках.

Эмиль Этьен Гимэ (1836 – 1918 гг.) — французский промышленник и путешественник, собиратель коллекций азиатского искусства, основатель первого музея истории религийХотя Париж той эпохи был знаком с экзотическими танцовщицами (все «восточное» было в моде), её образ с таинственной историей и экзотическим происхождением стал настоящей сенсацией.
Ее первыми зрителями были послы Германии и Японии, и еще несколько избранных посетителей. Среди ее поклонников были все слои французского общества …
Выступления Маты Хари были описаны современниками как завораживающие. Журналисты отмечали её грацию, загадочные движения и чувственность, создавая впечатление, что её танец был смесью молитвы и страсти. В своих интервью Маргарета рассказывала, что она родом с юга Индии, и что её семья принадлежала к высшей касте. Она утверждала, что с детства её обучали храмовым танцам в честь богов, и что в одном из таких танцев её увидел британский офицер, влюбился и женился на ней. Эта история стала основой её легенды.
Маргарета часто видоизменяла свою биографию, добавляя детали о своём происхождении и детстве. Иногда Маргарета говорила, что она – внучка индонезийского короля.
Мата Хари поддерживала мифы о себе, поэтому вскоре появились слухи о том, что она внебрачная дочь индийского императора Эдуарда VII и княжны из Индии, которые и отдали ее на воспитание жрецам в храм Канда Свани, и о том, что в 13 лет она танцевала обнаженной в стенах этого храма.
Хотя Маргарета прожила несколько лет в Индонезии, она не изучала индийские танцы и не имела глубокого понимания индийской культуры. Всё, что она знала, вероятно, почерпнуто из популярных источников. Тем не менее, её загадочный и экзотический образ произвёл огромное впечатление на публику. Она стала настоящей сенсацией, о ней писали газеты, а весь Париж стремился увидеть её выступления.
Маргарета выступила перед избранной публикой в музее Гимэ, где окончательно утвердила своё сценическое имя — Мата Хари, что на малайском означает «солнце» (иначе «глаз дня»). Танец, в котором она оставалась почти обнажённой, вызвал как сенсацию, так и скандал. С этого момента её выступления проходили на частных вечеринках у богатых и влиятельных людей Парижа.
1905 г. стал для Маты Хари самым успешным. Она дала 35 представлений, зарабатывая около 10000 французских франков за вечер, и вскоре стала популярной в высших кругах Парижа. Её имя стало известно, она жила в роскошных отелях, а также арендовала квартиру на улице Бальзака.
В конце года (1905 г.) Мата Хари объявила, что собирается бросить танцы и выйти замуж за восточноевропейского принца, однако это было лишь частью её стратегии поддержания интереса к своей персоне. Несмотря на конкуренцию со стороны других танцовщиц, она оставалась востребованной и продолжала выступать на сценах различных европейских городов. Ее имя гремело повсюду – так назывались сигареты, нидерландские сладости и печенье, даже почтовые открытки были украшены ее изображением.
Ее приглашают выступать в самых элитных салонах Парижа, три раза она танцевала перед бароном Ротшильдом. Настоящим триумфом закончилось ее выступление в театре «Олимпия», после которого на нее вылился целый поток хвалебных отзывов в лондонских, парижских, нью-йоркских газетах. Как ее только не называли – жемчужина, чудо, гений пластики, искусно владеющий руками, ногами и всем телом.
Позднее Пауло Коэльо в своем романе «Мата Хари. Шпионка» писал: «Она воскрешает шумерский миф о богине Инанне, идущей в запретный мир. Она должна пройти через семь дверей, и у каждой двери стоит стражник, и каждому в уплату за проход она оставляет покрывало от своих одежд».
Развод с её мужем был официально оформлен 26 апреля 1906 г. Мата Хари была признана виновной в разводе из-за скандала с её обнажёнными фотографиями, которые были распространены в обществе. Однако публика не знала об этом, и она продолжала поддерживать образ загадочной танцовщицы. После триумфальных выступлений в Париже и Монте-Карло (ей восхищались композиторы Джакомо Пуччини и Жюль Массне) она отправилась в Вену, где также добилась большого успеха. Смелость костюмов Маты Хари вызвала фурор, но её танцы воспринимались как искусство. Пресса восхищалась её выступлениями, описывая, как вуаль падала под бурные аплодисменты. В декабре 1906 г. Мата Хари впервые приехала в Берлин, и её выступление стало настоящей сенсацией.
Она несколько месяцев прожила в Берлине, и тогда же начали распространяться слухи о её настоящей личности. Она защищалась в прессе, предоставляя изменённую версию своей биографии, где рассказывала, что её отец был офицером, а она училась в интернате в Висбадене. В Берлине она выступала даже перед императором Вильгельмом II и его семьёй, что позже сыграло негативную роль на её судебном процессе.

Вильгельм II (1859 – 1941 гг.) — последний германский император (кайзер) и король Пруссии с 15 июня 1888 г. по 9 ноября 1918 г.Маргарета в Германии она сумела добиться расположения богатого помещика, лейтенанта Альфреда Киперта, который стал ее любовником. Он увез ее в Силезию …
В 1907 г. она вернулась в Париж, где её отец опубликовал книгу о её жизни («История жизни моей дочери и мои возражения ее бывшему супругу») с множеством фальсификаций, пытаясь доказать её благородное происхождение (Мак Леод повсюду, где мог рассказывал о своей бывшей супруге). В конце того же года Мата Хари исчезла из поля зрения европейской публики, отправившись в Египет.
Когда она вернулась во Францию, ей пришлось столкнуться с конкуренцией – другие танцовщицы начали копировать её стиль. Мата Хари пыталась удержать внимание публики, но её звезда начала меркнуть. В 1910 г. она получила роль Клеопатры в Монте-Карло, но режиссёр спектакля остался недоволен её выступлением. Их конфликт стал достоянием общественности, и последовавший судебный процесс затянулся до конца 1911 г., когда Мата Хари выиграла дело.

Сергей Павлович Дягилев (1872 — 1929 гг.) — русский театральный и художественный деятель, меценат. Один из основателей и главных идеологов общества «Мир искусства» и одноимённого журнала, организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», антрепренёр. Сыграл одну из решающих ролей в популяризации русского искусства в Европе и мире на рубеже XIX — XX вв., «открыл» многих талантливых артистов балета, композиторов и художниковС 1910 по 1911 гг. она жила в относительной тени, поддерживаемая своим фаворитом, банкиром Ксавье Руссо (Феликс Ксавье Руссо — парижский банкир и биржевой маклер). В 1912 г. Мата Хари попыталась получить ангажемент у Сергея Дягилева, но столкнулась с грубым отказом. Её попытки вернуться на сцену продолжались, однако с каждым годом успех становился всё более мимолётным. Она всё чаще обращалась к своему прошлому, пытаясь воссоединиться с дочерью, но её попытки были безуспешны.
В 1913 г. она вновь выступила в Берлине, но её карьера уже шла на спад. Последние её попытки вернуться на сцену не увенчались успехом, и в начале Первой мировой войны она покинула Германию, спасаясь не только от финансовых трудностей, но и от опасности, связанной с военной ситуацией.
После начала войны Мата Хари попыталась вернуться в Париж через Швейцарию, но не смогла из-за отсутствия выездной визы. Её отправили обратно в Берлин, где ей удалось достать билет на поезд до Амстердама. Там она остановилась в отеле Victoria и вскоре вступила в короткий роман с банкиром Уиллом ван дер Шальком, выдавая себя за русскую эмигрантку. Когда он узнал её настоящую личность, отношения прекратились.
В 1914 г., из-за начавшейся войны, её выступления почти прекратились. Публика больше не проявляла интереса к экзотическим танцам, так как основной темой времени стала массовая гибель солдат на фронтах. Мата Хари оказалась в финансовом кризисе, не способная поддерживать свой привычный роскошный образ жизни. В октябре 1914 г. она сняла небольшой дом в Гааге.
Из-за финансовых трудностей в конце 1915 г. она решила вернуться в Париж через Англию, чтобы продать своё имущество на вилле в Нейи. В марте 1916 г. она вернулась в Гаагу с большими трудностями, столкнувшись с неплатежеспособностью.
В этот период Мата Хари (ей было 40 лет) познакомилась с 21-летним русским офицером Вадимом Масловым (русский летчик Вадим Маслов, проходивший службу в авиации Франции (Маслов – капитан Первого Русского особого Императорского полка)). Несмотря на разницу в возрасте, они вступили в любовные отношения. Маслов вскоре вернулся на фронт, где, по слухам, потерял глаз в бою. Некоторые биографы предполагали, что его лечение могло стать возможным мотивом её шпионской деятельности, однако эта версия не получила широкого подтверждения.
В ходе своей карьеры Мата Хари часто контактировала с разными политическими и военными деятелями, и её общение с ними, как осознанное, так и случайное, в конечном итоге привело к её обвинению в шпионаже. На одном из допросов после ареста она призналась, что получила 20000 франков от немецкого консула в Амстердаме Карла Крамера (Карл Крамер (? – 1938 гг.) — немецкий консул в Амстердаме, руководитель официальной германской информационной службы, под крышей которой скрывался отдел германской разведки, возглавил службу 2 ноября 1914 г. и оставался на этом посту до 24 декабря 1919 г.) за предоставление информации Германии.
Однако она утверждала, что взяла деньги, но так и не передала никакой информации.
Обвинения в шпионаже против Маты Хари позже опроверг отставной немецкий генерал-майор Фридрих Гемпп (Фридрих Гемпп (1873 – 1947 гг.) офицером немецкой армии, генерал-майор (с 1941 г.), его считают основателем и первым начальником разведывательной службы (Abteilung (Абвер)). Гемпп (в годы Первой мировой войны – майор) утверждал, что ничего не знал о Мате Хари как о шпионке. Это заявление противоречило так называемому докладу Гемппа, который был обнародован только в 1970-х гг.

Вальтер Николаи (1873 – 1947 гг.) был первым старшим офицером разведки в императорской армии ГерманииДокументы содержат информацию о «агенте H 21», которым была Мата Хари. Согласно этим данным, Мата Хари действительно поступила на службу в немецкую секретную службу поздней осенью 1915 г. полковник (позднее генерал) Вальтер Николаи (его заместителем был майор Гемпп) попросил её приехать в Кёльн, где, пообщавшись с ней, решил подготовить её как агента (и стал ее осведомителем (!)).
Мата Хари должна была вести разведку во Франции, путешествовать по районам, представляющим военный интерес, и поддерживать связь с немецкими агентами в Дюссельдорфе и Мадриде.
Вскоре после этого Мата Хари вернулась в Гаагу, и консул Крамер прислал ей 20000 франков. В декабре 1915 г. она отправилась во Францию под предлогом сбора своей мебели, оставленной в Париже в начале войны, и остановилась в «Гранд-отеле». Благодаря своим связям, таким как бывший военный министр Адольф Мессими, Жюль Камбон и Жан Халлор, она могла легко получить информацию о планах союзников на германском фронте.
В конце декабря Мата Хари телеграфировала капитану Хоффману (своему германскому куратору), сообщив, что в ближайшее время не ожидается французского наступления.
Французская разведка узнала о Мате Хари ещё в середине 1915 г. Во время её путешествия из Парижа в Испанию она попала в поле зрения британской секретной службы. Мата Хари путешествовала под фальшивым именем Гертруды Бенедикс. Полиция обнаружила поддельные документы и арестовала её. Её доставили в Лондон, где она предстала перед сэром Томпсоном, главой британской контрразведки.
Сэр Бэзил Хоум Томсон (1861 – 1939 гг.) — британский разведчик. В 1919 г. был назначен главой разведки в Home Office и общим руководителем всех спецслужб в Соединённом Королевстве. В 1921 г. он ушёл в отставку. В июне 1913 г. Томсон был назначен помощником комиссара «C» (Crime) Лондонской полиции и стал руководителем следственного отдела Скотленд-Ярда. Когда вспыхнула Первая мировая война, этот отдел стал контрразведкой Великобритании. Томсон работал против суфражисток, а затем против шпионов из кайзеровской Германии и её союзников (принимал непосредственное участие в судебном преследовании Маты Хари).
На допросе Мата Хари смогла убедить Томпсона в своей невиновности, утверждая, что она была фавориткой немецкого военного атташе по фамилии Бенедикс. В своих мемуарах Томпсон позже вспоминал, что Мата Хари на личной встрече призналась ему, что действительно была шпионкой, но не Германии, а Франции. Томпсон отпустил её, но сообщил французской тайной полиции о её подозрительной деятельности.
11 января 1916 г. Мата Хари пересекла франко-испанскую границу в Хендае, а на следующий день прибыла в Мадрид. Там она передала донесение агенту Арнольду Калле, который отправил шифрованную телеграмму в Амстердам, сообщив немецкому консулу Крамеру о её деятельности. Однако британская секретная служба перехватила и расшифровала это сообщение. Это стало фатальной ошибкой для Маты Хари: британцы немедленно сообщили о ней французской контрразведке, что привело к её аресту и обвинению в шпионаже.
В Мадриде Мата Хари остановилась в отеле «Палас», где среди постояльцев были представители различных национальностей, включая сотрудников французского посольства и немецких агентов.
Французская разведка пристально следила за каждым шагом Маты Хари, фиксируя её встречи, походы по магазинам и даже визиты к гадалке. Несмотря на это наблюдение, не было обнаружено никаких явных доказательств шпионской деятельности, хотя подозрения сохранялись.
В итоге Мата Хари вернулась в Париж, но обнаруженные факты всё ещё не были достаточны для её ареста. Тем не менее, было известно, что она поддерживала контакты с немцами в нейтральных странах и обменивалась с ними закодированными письмами, что усиливало подозрения.

Жорж Ладу – майор армии, с 1914 г. офицер Второго бюро французской военной разведки во время Первой мировой войны. Он отвечал за вербовку Маты Хари в качестве французской шпионки, с которой познакомился в Виттеле в 1916 г. (он же познакомил ее с В. Масловым). Позже Ладу был арестован (в 1917 г.) за то, что сам был двойным агентом, но в конечном итоге с него сняли все обвинения (в 1919 г.)В декабре 1916 г. капитан (позднее майор) Жорж Ладу (1875 – 1940 гг.; руководитель секции разведки и контрразведки 2-ого бюро Генерального штаба, занимавшегося вопросами ведения разведки и контрразведки Франции) организовал для Маты Хари ловушку (фактически сделав ее своим агентом), предоставив ей имена шести бельгийских агентов, которых она должна была посетить. Пятеро из них уже подозревались в доставке недостоверных донесений, а шестой работал на Францию и Германию. Когда этот агент был застрелен немцами, Ладу заподозрил, что Мата Хари выдала шпионов.
Позже было перехвачено сообщение из немецкого посольства в Мадриде, где упоминался «агент H21» — Мата Хари. В нём говорилось, что она была отправлена назад в Испанию и просила деньги и дальнейшие инструкции. Ей было велено вернуться во Францию и продолжить свою миссию, а также получить чек на 5000 франков от Крамера.
13 февраля 1917 г. Мата Хари была арестована комиссаром полиции Приоле и доставлена к судье военного трибунала, капитану Пьеру Бушардону. Её поместили в женскую тюрьму Сен-Лазар, сначала в обычную одиночную камеру, а затем в камеру № 12, где до неё содержались известные в преступном мире фигуры.
Мата Хари говорила, что невиновна и утверждала, что была предана Франции и много ценной информации передала шефу французской разведки Ладу. Это стало еще одним пунктом обвинения — двойной агент.
Прокурор в обвинительной речи заявил: «Мата Хари стала причиной гибели 50 тыс. наших солдат, не говоря уже о тех потерях, что понесли мы по ее милости на море».
Обвинительное заключение против Маты Хари было составлено 24 июля 1917 г., спустя пять месяцев после её ареста. Суд начался в тот же день в парижском Дворце правосудия и продолжался полтора дня. Процесс проходил за закрытыми дверями.
Защищал Мату Хари адвокат Эдуард Клюне, известный в артистических кругах (и последний любовник Маргарете). Несмотря на личные симпатии к своей подзащитной, он не имел опыта работы с военным трибуналом. В своей защите он делал упор на человеческие аспекты её жизни, пытаясь представить её как слабую женщину, оказавшуюся в трудных обстоятельствах, но его аргументы не смогли убедить судей.
Обвинение строилось на подозрениях, что Мата Хари работала на Германию. Она владела немецким языком, провела медовый месяц в Висбадене и принимала деньги от дипломатов и офицеров. Хотя суд не смог представить реальные доказательства её шпионской деятельности, её связи с высокопоставленными лицами, среди которых был бывший военный министр Адольф Мессими, оказали негативное влияние на восприятие её личности. Мессими позже признался, что писал Мате Хари, но настаивал, что их переписка носила частный и безобидный характер.
Суд представил Мату Хари как женщину сомнительной морали, обвиняя её в использовании мужчин и предполагая, что такая женщина предрасположена к шпионажу. Главным доказательством обвинения стало признание Маты Хари в том, что она передала имена агентов немцам, хотя считала информацию устаревшей. Это стало для неё смертным приговором.
25 июля 1917 г. суд приговорил Мату Хари к смертной казни за двойной шпионаж (в пользу Франции и Германии) и государственную измену. По мнению государственного обвинителя Андре Морне, вред, нанесенный этой женщиной, нельзя описать словами. Именно он дал ей прозвище величайшей шпионки ХХ в. («Вред, который нанесла эта женщина, неописуем. Она, вероятно, величайшая шпионка нашего века»).
15 октября 1917 г. в 6:15 утра Мата Хари, была расстреляна на стрельбище в укреплениях Венсенского замка под Парижем. Как было принято во Франции того времени, осуждённым не сообщали заранее дату казни. Мата Хари узнала о своей судьбе лишь за час до казни. В кабинете начальника тюрьмы ей разрешили написать три прощальных письма: дочери, Вадиму Маслову и неизвестному свидетелю. Однако местонахождение этих писем остаётся неясным по сей день.
Мата Хари отказалась надеть повязку на глаза и быть привязанной к колу, лишь слабая верёвка вокруг её талии была соединена с колом. Согласно легенде, её последние слова командиру были: «Месье, спасибо». Другие приписывают ей фразу: «Смерть – ничто, как и жизнь, если уж на то пошло».
Маргарета Зелле была приговорена к смертной казни, хотя она верила, что ее помилуют. Адвокат просил тогдашнего французского президента Раймона Пуанкаре о помиловании, но его просьбу отклонили.

Раймон Пуанкаре (1860 – 1934 гг.) — французский государственный деятель, трижды занимал пост премьер-министра Франции, 10-й президент Франции (1913 – 1920 гг.)Множество мифов окружает её казнь. Говорили, что она улыбалась, посылала воздушные поцелуи солдатам или даже подкупила расстрельную команду, чтобы избежать смерти.
Родственники не изъявили желания хоронить Маргарет, ее тело передали анатомическому музею. Голову женщины отсекли, забальзамировали и передали на хранение в парижский Музей анатомии. В 2000 г. неожиданно выяснилось, что голова пропала. Есть версия, что ее потеряли в 1954 г., во время переезда музея в новое здание.
Были попытки обелить её репутацию, выставляя её лишь слабой женщиной, не понимавшей всю серьезность ситуации. Несмотря на несколько попыток пересмотра её дела, включая ходатайство в Министерство юстиции Франции, поданное в 2001 г., все они были отклонены.
После её смерти Мата Хари быстро превратилась в миф. Её образ как роковой женщины, шпионки и куртизанки был раздут прессой и последующими публикациями. Её танцы и связь с влиятельными мужчинами укрепили в обществе мнение о её «аморальности». Однако историки, изучавшие её дело, соглашаются, что её шпионская деятельность была сильно преувеличена, а сам суд над ней — ошибочным.
Первая лента о Мата Хари вышла в 1920 г., и роль куртизанки досталась Асте Нильсен. В 1932 г. в печати появился очерк Марка Алданова под названием «Мата Хари». Спустя 60 лет, в 1992 г. вышел роман Лейлы Вертенбейкер «Жизнь и смерть Мата Хари».
В 2009 г. на суд зрителей представлен мюзикл режиссера Евгения Гинзбурга «Мата Хари», спустя год «Театр Луны» выпустил постановку под названием «Мата Хари: «глаза дня».
О ее жизни можно узнать из протоколов допроса Мата Хари, на основании которых ее осудили и казнили, ещё из писем, которые она писала в тюрьме, и которые позже были переданы во французский военный архив. А в 2017 г. к 100-летию со дня её смерти голландское издательство выпустило подборку писем под названием «Не думай, что я плохая: Маргарета Зулле перед Мата Хари (1902 – 1904)».
При этом ее биография – наполовину вымысел, наполовину правда, и только незначительная часть сведений о ней имеет подтверждения в виде архивных сведений.
Она родилась (7 августа 1876 г. в Леэвардене (в те годы этот город был столицей Фрисландии, одной из провинций Нидерландов)) в семье шляпника Адама Зелле/Зулле и его жены Антье (Антье ван дер Мелен). У неё было три брата (старший и два младших). В детстве её называли Грит. Её отец, Адам Зелле, был известен как человек с большими амбициями и стремлением к роскоши, хотя и не принадлежал к дворянству. Впоследствии, следуя примеру отца, Маргарета также пыталась добиться права носить благородную фамилию, подав прошения на изменение своей фамилии, которые были отклонены.
Успешные биржевые спекуляции (в нефтяном бизнесе) позволили её отцу некоторое время жить достаточно обеспеченно. В 1883 г. он приобрёл большой дом на улице Grote Kerkstraat. Когда Маргарет исполнилось 6 лет, отец подарил ей карету, запряжённую козами. Даже спустя годы в Леэвардене вспоминали маленькую девочку со смуглой кожей, миндалевидными глазами и чёрными волосами, которая каталась на этой карете, напоминая восточную принцессу.
Однако финансовая стабильность семьи вскоре закончилась. В 1889 г. Адам Зелле обанкротился из-за неудачных спекуляций, и семье пришлось переехать в более скромную квартиру. В 1890 г. супруги Зелле разошлись, а в 1891 г. Антье Зелле умерла от туберкулёза. После её смерти Адам Зелле забрал двух сыновей с собой в Амстердам, где вскоре вновь женился, а Маргарета и её брат Иоханнес были отправлены к разным родственникам.
Её бабушка по материнской линии заботилась о детях и оплачивала их воспитание. Маргарета отправилась жить (в город Снек) к своему крестному отцу, который был женат на одной из сестёр Адама Зелле. Он отправил её учиться в Лейден на воспитательницу детей, но Маргарета вскоре бросила обучение.
Причины её ухода из школы объясняются по-разному. Некоторые источники утверждают, что причиной стали отношения между директором школы и 15-летней Маргаретой. Есть предположения, что это был скандал, что вызвало общественное возмущение и заставило её покинуть школу. Однако директор не понёс никакого наказания, оставшись на своей должности.
Через несколько месяцев своенравная девица сбежала от крестного в Гаагу, где жил ее родной дядя. Однако там она тоже не обрела заветную свободу, и 18-летняя девушка принимает решение любым способом вырваться из этого строгого дома.
В 1895 г. Маргарета познакомилась со своим будущим мужем, офицером голландской колониальной армии Рудольфом Джоном Маклеодом (Мак Леодом), который был старше её на 20 лет (ему было 39 лет). 11 июля 1895 г., когда Маргарете было всего 19 лет, они поженились.
После свадьбы пара некоторое время жила с сестрой Рудольфа Джона, а медовый месяц провела в Висбадене.
30 января 1896 или 1897 г. у пары родился сын Норман-Джон. Однако семейная жизнь быстро начала ухудшаться. Маргарета была недовольна своим положением, а Рудольф Джон Маклеод обладал сложным характером. Постоянные ссоры и напряжённые отношения с семьёй мужа привели к тому, что их брак уже на раннем этапе стал далёким от гармонии.
1 мая 1897 г. Маргарета и её муж сели на пароход («Принцесса Амалия») и отправились в Батавию (ныне Джакарта) на острове Ява, который тогда был колонией Голландской Ост-Индии. 2 мая 1898 г. родилась дочь Жанна-Луиза, которую называли Нон.

Вильгельмина (Елена-Паулина-Мария; 1880 – 1962 гг.) — королева Нидерландов, царствовавшая с 1890 по 1948 гг.
Рудольф Джон ревновал жену из-за её участия в сценических выступлениях и её поведения, которое он считал слишком вольным, но при этом упрекал её в расточительности, что усугубляло напряжение в отношениях. Различия в возрасте и характерах становились всё более очевидными. Одна из «домашних разборок» закончилась переездом Маргарет к молодому воздыхателю, офицеру ван Редесу (впрочем, супруг также не отличался верностью, и даже поколачивали жену и детей). Женщина должна была как-то отвлекаться от суровой действительности, поэтому, однажды оказалась в танцевальной группе, где занимались изучением индонезийских традиций и национальными танцами.
28 июня 1899 г. их сын Норман умер в результате отравления. Точные обстоятельства его смерти неизвестны. По рассказу одной из прислуги, которая на смертном одре призналась в отравлении мальчика, это было местью за то, что Рудольф Джон чем-то обидел мужа прислуги.
Дочь Жанну-Луизу удалось спасти, но она дожила всего до 21 года. Умерла вероятнее всего из-за сифилиса (врожденного, возможно ее заразил «гуляющий» отец).
В сентябре 1900 г. Рудольф Джон Маклеод ушел в отставку. Маргарета хотела вернуться в Европу, но Рудольф Джон опасался, что их пенсии не хватит на достойную европейскую жизнь.
Их отношения продолжали ухудшаться, и в марте 1902 г. супруги вернулись в Нидерланды. Они поселились у сестры Рудольфа Джона в Амстердаме, но жили в разных комнатах.
И, вскоре они окончательно разошлись. 30 августа 1902 г. суд вынес решение о раздельном проживании, и Рудольф Джон должен был выплачивать Маргарете алименты (дочь он забрал с собой). Однако бывший супруг не выполнял своих обязательств, и Маргарета была вынуждена самостоятельно зарабатывать на жизнь.
В октябре 1903 г. она отправилась в Париж с намерением начать карьеру манекенщицы, но успеха не добилась. Чтобы выжить, она работала моделью у различных художников. Через некоторое время, разочарованная, Маргарета вернулась в Нидерланды, но спустя год снова попыталась найти себя в Париже, пробуя себя в роли наездницы в Цирке Молье (там Маргарет называла себя Леди Греша Мак-Леод). Однако и эта попытка не увенчалась успехом (не принесла финансового благополучия).
В 1903 – 1905 гг. Маргарета Маклеод/Мак Леод создала свой танец с вуалью, а также придумала костюм и легенду индийской храмовой танцовщицы. Это быстро завоевало популярность среди её аудитории. В те времена специалисты по индийским и яванским танцам были редкостью, поэтому у неё не было причин опасаться разоблачения.
Мата Хари дебютировала в марте 1905 г., в зале прославленного музея восточных искусств «Мюзэ Гимэ». Его владельцем был богатейший промышленник, любитель искусства месье Эмиль Гимэ/Гиме, который и решил оказать помощь своей любовнице, оценив ее пластику и гибкость. Некоторые источники утверждают, что это он придумал для нее псевдоним Мата Хари. Она танцевала прямо в музейном зале, облаченная в роскошные одеяния, принадлежавшие ее покровителю, и это выступление произвело настоящий фурор. После эротического танца на ней из одежды осталось только ожерелье из жемчуга и браслеты на руках.

Эмиль Этьен Гимэ (1836 – 1918 гг.) — французский промышленник и путешественник, собиратель коллекций азиатского искусства, основатель первого музея истории религий
Ее первыми зрителями были послы Германии и Японии, и еще несколько избранных посетителей. Среди ее поклонников были все слои французского общества …
Выступления Маты Хари были описаны современниками как завораживающие. Журналисты отмечали её грацию, загадочные движения и чувственность, создавая впечатление, что её танец был смесью молитвы и страсти. В своих интервью Маргарета рассказывала, что она родом с юга Индии, и что её семья принадлежала к высшей касте. Она утверждала, что с детства её обучали храмовым танцам в честь богов, и что в одном из таких танцев её увидел британский офицер, влюбился и женился на ней. Эта история стала основой её легенды.
Маргарета часто видоизменяла свою биографию, добавляя детали о своём происхождении и детстве. Иногда Маргарета говорила, что она – внучка индонезийского короля.
Мата Хари поддерживала мифы о себе, поэтому вскоре появились слухи о том, что она внебрачная дочь индийского императора Эдуарда VII и княжны из Индии, которые и отдали ее на воспитание жрецам в храм Канда Свани, и о том, что в 13 лет она танцевала обнаженной в стенах этого храма.
Хотя Маргарета прожила несколько лет в Индонезии, она не изучала индийские танцы и не имела глубокого понимания индийской культуры. Всё, что она знала, вероятно, почерпнуто из популярных источников. Тем не менее, её загадочный и экзотический образ произвёл огромное впечатление на публику. Она стала настоящей сенсацией, о ней писали газеты, а весь Париж стремился увидеть её выступления.
Маргарета выступила перед избранной публикой в музее Гимэ, где окончательно утвердила своё сценическое имя — Мата Хари, что на малайском означает «солнце» (иначе «глаз дня»). Танец, в котором она оставалась почти обнажённой, вызвал как сенсацию, так и скандал. С этого момента её выступления проходили на частных вечеринках у богатых и влиятельных людей Парижа.
1905 г. стал для Маты Хари самым успешным. Она дала 35 представлений, зарабатывая около 10000 французских франков за вечер, и вскоре стала популярной в высших кругах Парижа. Её имя стало известно, она жила в роскошных отелях, а также арендовала квартиру на улице Бальзака.
В конце года (1905 г.) Мата Хари объявила, что собирается бросить танцы и выйти замуж за восточноевропейского принца, однако это было лишь частью её стратегии поддержания интереса к своей персоне. Несмотря на конкуренцию со стороны других танцовщиц, она оставалась востребованной и продолжала выступать на сценах различных европейских городов. Ее имя гремело повсюду – так назывались сигареты, нидерландские сладости и печенье, даже почтовые открытки были украшены ее изображением.
Ее приглашают выступать в самых элитных салонах Парижа, три раза она танцевала перед бароном Ротшильдом. Настоящим триумфом закончилось ее выступление в театре «Олимпия», после которого на нее вылился целый поток хвалебных отзывов в лондонских, парижских, нью-йоркских газетах. Как ее только не называли – жемчужина, чудо, гений пластики, искусно владеющий руками, ногами и всем телом.
Позднее Пауло Коэльо в своем романе «Мата Хари. Шпионка» писал: «Она воскрешает шумерский миф о богине Инанне, идущей в запретный мир. Она должна пройти через семь дверей, и у каждой двери стоит стражник, и каждому в уплату за проход она оставляет покрывало от своих одежд».
Развод с её мужем был официально оформлен 26 апреля 1906 г. Мата Хари была признана виновной в разводе из-за скандала с её обнажёнными фотографиями, которые были распространены в обществе. Однако публика не знала об этом, и она продолжала поддерживать образ загадочной танцовщицы. После триумфальных выступлений в Париже и Монте-Карло (ей восхищались композиторы Джакомо Пуччини и Жюль Массне) она отправилась в Вену, где также добилась большого успеха. Смелость костюмов Маты Хари вызвала фурор, но её танцы воспринимались как искусство. Пресса восхищалась её выступлениями, описывая, как вуаль падала под бурные аплодисменты. В декабре 1906 г. Мата Хари впервые приехала в Берлин, и её выступление стало настоящей сенсацией.
Она несколько месяцев прожила в Берлине, и тогда же начали распространяться слухи о её настоящей личности. Она защищалась в прессе, предоставляя изменённую версию своей биографии, где рассказывала, что её отец был офицером, а она училась в интернате в Висбадене. В Берлине она выступала даже перед императором Вильгельмом II и его семьёй, что позже сыграло негативную роль на её судебном процессе.

Вильгельм II (1859 – 1941 гг.) — последний германский император (кайзер) и король Пруссии с 15 июня 1888 г. по 9 ноября 1918 г.
В 1907 г. она вернулась в Париж, где её отец опубликовал книгу о её жизни («История жизни моей дочери и мои возражения ее бывшему супругу») с множеством фальсификаций, пытаясь доказать её благородное происхождение (Мак Леод повсюду, где мог рассказывал о своей бывшей супруге). В конце того же года Мата Хари исчезла из поля зрения европейской публики, отправившись в Египет.
Когда она вернулась во Францию, ей пришлось столкнуться с конкуренцией – другие танцовщицы начали копировать её стиль. Мата Хари пыталась удержать внимание публики, но её звезда начала меркнуть. В 1910 г. она получила роль Клеопатры в Монте-Карло, но режиссёр спектакля остался недоволен её выступлением. Их конфликт стал достоянием общественности, и последовавший судебный процесс затянулся до конца 1911 г., когда Мата Хари выиграла дело.

Сергей Павлович Дягилев (1872 — 1929 гг.) — русский театральный и художественный деятель, меценат. Один из основателей и главных идеологов общества «Мир искусства» и одноимённого журнала, организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», антрепренёр. Сыграл одну из решающих ролей в популяризации русского искусства в Европе и мире на рубеже XIX — XX вв., «открыл» многих талантливых артистов балета, композиторов и художников
В 1913 г. она вновь выступила в Берлине, но её карьера уже шла на спад. Последние её попытки вернуться на сцену не увенчались успехом, и в начале Первой мировой войны она покинула Германию, спасаясь не только от финансовых трудностей, но и от опасности, связанной с военной ситуацией.
После начала войны Мата Хари попыталась вернуться в Париж через Швейцарию, но не смогла из-за отсутствия выездной визы. Её отправили обратно в Берлин, где ей удалось достать билет на поезд до Амстердама. Там она остановилась в отеле Victoria и вскоре вступила в короткий роман с банкиром Уиллом ван дер Шальком, выдавая себя за русскую эмигрантку. Когда он узнал её настоящую личность, отношения прекратились.
В 1914 г., из-за начавшейся войны, её выступления почти прекратились. Публика больше не проявляла интереса к экзотическим танцам, так как основной темой времени стала массовая гибель солдат на фронтах. Мата Хари оказалась в финансовом кризисе, не способная поддерживать свой привычный роскошный образ жизни. В октябре 1914 г. она сняла небольшой дом в Гааге.
Из-за финансовых трудностей в конце 1915 г. она решила вернуться в Париж через Англию, чтобы продать своё имущество на вилле в Нейи. В марте 1916 г. она вернулась в Гаагу с большими трудностями, столкнувшись с неплатежеспособностью.
В этот период Мата Хари (ей было 40 лет) познакомилась с 21-летним русским офицером Вадимом Масловым (русский летчик Вадим Маслов, проходивший службу в авиации Франции (Маслов – капитан Первого Русского особого Императорского полка)). Несмотря на разницу в возрасте, они вступили в любовные отношения. Маслов вскоре вернулся на фронт, где, по слухам, потерял глаз в бою. Некоторые биографы предполагали, что его лечение могло стать возможным мотивом её шпионской деятельности, однако эта версия не получила широкого подтверждения.
В ходе своей карьеры Мата Хари часто контактировала с разными политическими и военными деятелями, и её общение с ними, как осознанное, так и случайное, в конечном итоге привело к её обвинению в шпионаже. На одном из допросов после ареста она призналась, что получила 20000 франков от немецкого консула в Амстердаме Карла Крамера (Карл Крамер (? – 1938 гг.) — немецкий консул в Амстердаме, руководитель официальной германской информационной службы, под крышей которой скрывался отдел германской разведки, возглавил службу 2 ноября 1914 г. и оставался на этом посту до 24 декабря 1919 г.) за предоставление информации Германии.
Однако она утверждала, что взяла деньги, но так и не передала никакой информации.
Обвинения в шпионаже против Маты Хари позже опроверг отставной немецкий генерал-майор Фридрих Гемпп (Фридрих Гемпп (1873 – 1947 гг.) офицером немецкой армии, генерал-майор (с 1941 г.), его считают основателем и первым начальником разведывательной службы (Abteilung (Абвер)). Гемпп (в годы Первой мировой войны – майор) утверждал, что ничего не знал о Мате Хари как о шпионке. Это заявление противоречило так называемому докладу Гемппа, который был обнародован только в 1970-х гг.

Вальтер Николаи (1873 – 1947 гг.) был первым старшим офицером разведки в императорской армии Германии
Мата Хари должна была вести разведку во Франции, путешествовать по районам, представляющим военный интерес, и поддерживать связь с немецкими агентами в Дюссельдорфе и Мадриде.
Вскоре после этого Мата Хари вернулась в Гаагу, и консул Крамер прислал ей 20000 франков. В декабре 1915 г. она отправилась во Францию под предлогом сбора своей мебели, оставленной в Париже в начале войны, и остановилась в «Гранд-отеле». Благодаря своим связям, таким как бывший военный министр Адольф Мессими, Жюль Камбон и Жан Халлор, она могла легко получить информацию о планах союзников на германском фронте.
Адольф Мари Мессими (1869 –1935 гг.) французский политик и генерал, занимал пост военного министра в 1911 – 1912 гг. | Жюль Камбон (1845 —1935 гг.) — французский политический деятель, дипломат |
Французская разведка узнала о Мате Хари ещё в середине 1915 г. Во время её путешествия из Парижа в Испанию она попала в поле зрения британской секретной службы. Мата Хари путешествовала под фальшивым именем Гертруды Бенедикс. Полиция обнаружила поддельные документы и арестовала её. Её доставили в Лондон, где она предстала перед сэром Томпсоном, главой британской контрразведки.
Сэр Бэзил Хоум Томсон (1861 – 1939 гг.) — британский разведчик. В 1919 г. был назначен главой разведки в Home Office и общим руководителем всех спецслужб в Соединённом Королевстве. В 1921 г. он ушёл в отставку. В июне 1913 г. Томсон был назначен помощником комиссара «C» (Crime) Лондонской полиции и стал руководителем следственного отдела Скотленд-Ярда. Когда вспыхнула Первая мировая война, этот отдел стал контрразведкой Великобритании. Томсон работал против суфражисток, а затем против шпионов из кайзеровской Германии и её союзников (принимал непосредственное участие в судебном преследовании Маты Хари).
На допросе Мата Хари смогла убедить Томпсона в своей невиновности, утверждая, что она была фавориткой немецкого военного атташе по фамилии Бенедикс. В своих мемуарах Томпсон позже вспоминал, что Мата Хари на личной встрече призналась ему, что действительно была шпионкой, но не Германии, а Франции. Томпсон отпустил её, но сообщил французской тайной полиции о её подозрительной деятельности.
11 января 1916 г. Мата Хари пересекла франко-испанскую границу в Хендае, а на следующий день прибыла в Мадрид. Там она передала донесение агенту Арнольду Калле, который отправил шифрованную телеграмму в Амстердам, сообщив немецкому консулу Крамеру о её деятельности. Однако британская секретная служба перехватила и расшифровала это сообщение. Это стало фатальной ошибкой для Маты Хари: британцы немедленно сообщили о ней французской контрразведке, что привело к её аресту и обвинению в шпионаже.
В Мадриде Мата Хари остановилась в отеле «Палас», где среди постояльцев были представители различных национальностей, включая сотрудников французского посольства и немецких агентов.
Французская разведка пристально следила за каждым шагом Маты Хари, фиксируя её встречи, походы по магазинам и даже визиты к гадалке. Несмотря на это наблюдение, не было обнаружено никаких явных доказательств шпионской деятельности, хотя подозрения сохранялись.
В итоге Мата Хари вернулась в Париж, но обнаруженные факты всё ещё не были достаточны для её ареста. Тем не менее, было известно, что она поддерживала контакты с немцами в нейтральных странах и обменивалась с ними закодированными письмами, что усиливало подозрения.

Жорж Ладу – майор армии, с 1914 г. офицер Второго бюро французской военной разведки во время Первой мировой войны. Он отвечал за вербовку Маты Хари в качестве французской шпионки, с которой познакомился в Виттеле в 1916 г. (он же познакомил ее с В. Масловым). Позже Ладу был арестован (в 1917 г.) за то, что сам был двойным агентом, но в конечном итоге с него сняли все обвинения (в 1919 г.)
Позже было перехвачено сообщение из немецкого посольства в Мадриде, где упоминался «агент H21» — Мата Хари. В нём говорилось, что она была отправлена назад в Испанию и просила деньги и дальнейшие инструкции. Ей было велено вернуться во Францию и продолжить свою миссию, а также получить чек на 5000 франков от Крамера.
13 февраля 1917 г. Мата Хари была арестована комиссаром полиции Приоле и доставлена к судье военного трибунала, капитану Пьеру Бушардону. Её поместили в женскую тюрьму Сен-Лазар, сначала в обычную одиночную камеру, а затем в камеру № 12, где до неё содержались известные в преступном мире фигуры.
Мата Хари говорила, что невиновна и утверждала, что была предана Франции и много ценной информации передала шефу французской разведки Ладу. Это стало еще одним пунктом обвинения — двойной агент.
Мата Хари в день своего ареста, 13 февраля 1917 г.
По ее делу были допрошены десятки высокопоставленных военных и гражданских чиновников. Все они единодушно отрицали виновность этой женщины, доказывали, что она никогда не пыталась добыть «сколько-нибудь полезной информации». Слушание проходило при закрытых дверях, материалы следствия хранились в тайне, адвокату подсудимой разрешили присутствовать только на первом и последнем допросе.Прокурор в обвинительной речи заявил: «Мата Хари стала причиной гибели 50 тыс. наших солдат, не говоря уже о тех потерях, что понесли мы по ее милости на море».
Обвинительное заключение против Маты Хари было составлено 24 июля 1917 г., спустя пять месяцев после её ареста. Суд начался в тот же день в парижском Дворце правосудия и продолжался полтора дня. Процесс проходил за закрытыми дверями.
Защищал Мату Хари адвокат Эдуард Клюне, известный в артистических кругах (и последний любовник Маргарете). Несмотря на личные симпатии к своей подзащитной, он не имел опыта работы с военным трибуналом. В своей защите он делал упор на человеческие аспекты её жизни, пытаясь представить её как слабую женщину, оказавшуюся в трудных обстоятельствах, но его аргументы не смогли убедить судей.
Обвинение строилось на подозрениях, что Мата Хари работала на Германию. Она владела немецким языком, провела медовый месяц в Висбадене и принимала деньги от дипломатов и офицеров. Хотя суд не смог представить реальные доказательства её шпионской деятельности, её связи с высокопоставленными лицами, среди которых был бывший военный министр Адольф Мессими, оказали негативное влияние на восприятие её личности. Мессими позже признался, что писал Мате Хари, но настаивал, что их переписка носила частный и безобидный характер.
Суд представил Мату Хари как женщину сомнительной морали, обвиняя её в использовании мужчин и предполагая, что такая женщина предрасположена к шпионажу. Главным доказательством обвинения стало признание Маты Хари в том, что она передала имена агентов немцам, хотя считала информацию устаревшей. Это стало для неё смертным приговором.
25 июля 1917 г. суд приговорил Мату Хари к смертной казни за двойной шпионаж (в пользу Франции и Германии) и государственную измену. По мнению государственного обвинителя Андре Морне, вред, нанесенный этой женщиной, нельзя описать словами. Именно он дал ей прозвище величайшей шпионки ХХ в. («Вред, который нанесла эта женщина, неописуем. Она, вероятно, величайшая шпионка нашего века»).
15 октября 1917 г. в 6:15 утра Мата Хари, была расстреляна на стрельбище в укреплениях Венсенского замка под Парижем. Как было принято во Франции того времени, осуждённым не сообщали заранее дату казни. Мата Хари узнала о своей судьбе лишь за час до казни. В кабинете начальника тюрьмы ей разрешили написать три прощальных письма: дочери, Вадиму Маслову и неизвестному свидетелю. Однако местонахождение этих писем остаётся неясным по сей день.
Мата Хари отказалась надеть повязку на глаза и быть привязанной к колу, лишь слабая верёвка вокруг её талии была соединена с колом. Согласно легенде, её последние слова командиру были: «Месье, спасибо». Другие приписывают ей фразу: «Смерть – ничто, как и жизнь, если уж на то пошло».
Маргарета Зелле была приговорена к смертной казни, хотя она верила, что ее помилуют. Адвокат просил тогдашнего французского президента Раймона Пуанкаре о помиловании, но его просьбу отклонили.

Раймон Пуанкаре (1860 – 1934 гг.) — французский государственный деятель, трижды занимал пост премьер-министра Франции, 10-й президент Франции (1913 – 1920 гг.)
Родственники не изъявили желания хоронить Маргарет, ее тело передали анатомическому музею. Голову женщины отсекли, забальзамировали и передали на хранение в парижский Музей анатомии. В 2000 г. неожиданно выяснилось, что голова пропала. Есть версия, что ее потеряли в 1954 г., во время переезда музея в новое здание.
Были попытки обелить её репутацию, выставляя её лишь слабой женщиной, не понимавшей всю серьезность ситуации. Несмотря на несколько попыток пересмотра её дела, включая ходатайство в Министерство юстиции Франции, поданное в 2001 г., все они были отклонены.
После её смерти Мата Хари быстро превратилась в миф. Её образ как роковой женщины, шпионки и куртизанки был раздут прессой и последующими публикациями. Её танцы и связь с влиятельными мужчинами укрепили в обществе мнение о её «аморальности». Однако историки, изучавшие её дело, соглашаются, что её шпионская деятельность была сильно преувеличена, а сам суд над ней — ошибочным.
Первая лента о Мата Хари вышла в 1920 г., и роль куртизанки досталась Асте Нильсен. В 1932 г. в печати появился очерк Марка Алданова под названием «Мата Хари». Спустя 60 лет, в 1992 г. вышел роман Лейлы Вертенбейкер «Жизнь и смерть Мата Хари».
В 2009 г. на суд зрителей представлен мюзикл режиссера Евгения Гинзбурга «Мата Хари», спустя год «Театр Луны» выпустил постановку под названием «Мата Хари: «глаза дня».
О ее жизни можно узнать из протоколов допроса Мата Хари, на основании которых ее осудили и казнили, ещё из писем, которые она писала в тюрьме, и которые позже были переданы во французский военный архив. А в 2017 г. к 100-летию со дня её смерти голландское издательство выпустило подборку писем под названием «Не думай, что я плохая: Маргарета Зулле перед Мата Хари (1902 – 1904)».