Конкистадор. Злодей и «безумец» де Агирре, или герой Америки

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Лопе де Агирре (Lope de Aguirre; около 1518 — 1561 гг.) — конкистадор баскского происхождения. Будучи истинным баском, он с пренебрежением относился к испанцам, что не помешало ему стать преданным воином испанского короля Филиппа II.
1748842078629.png
Испанский историк XVII в. Педро Симон описывал Агирре следующим образом: «Он был врагом добрых людей и добрых дел, в особенности презирал молитвы. И не позволял никому молиться в его присутствии. Когда он видел своих солдат с чётками в руках, то отнимал чётки и ломал, приговаривая, что не желает командовать солдатами-христианами или любителями помолиться … зато, если понадобится, его люди должны сыграть в кости с дьяволом, ставя на кон свои души. Он говорил своим товарищам … что земля есть удел, предназначенный для сильнейших, и что он знает наверняка: спасения не дано, а быть живым означает пребывать в аду; а раз он сам не может быть чернее ворона, он намеревался творить всевозможное зло и жестокости, дабы его имя звучало по всей земле и даже достигало девятого неба … мол, он покажет королю Кастилии завещание Адама, из которого будет ясно, кого именно небеса уготовили в наследники Индий.»
1748842138948.png
Агирре родился в сельской местности, в Араотской долине (Valle de Araotz), в баскской провинции Гипускоа (часть королевства Кастилии, на севере Испании) в городке Оньяте. Он был сыном мелкопоместного идальго. О его юности и отрочестве ничего не известно. Агирре было около двадцать лет и жил он в Севилье, когда (его дальний родственник) Франсиско Писарро вернулся из Перу с сокровищами инков. Де Агирре понравилось, что Франсиско Писарро не забыл при этом и о себе, обогатившись за королевский счёт.
Агирре появился в Новом Свете в 1534 г. в составе экспедиции Педро де Эредиа; он в это время находился в отряде Алонсо де Эредиа.
Известие о большом количестве золота в Перу побудило его принять участие в экспедиции (из 250 человек) под командованием Родриго Бурана. Он прибыл в Перу около 1536 или 1537 гг. и вскоре стал известен своим насилием, жестокостью и мятежными наклонностями. Вместе с Кристобалем Вакаде Кастро (испанский колониальный чиновник, губернатор Перу) в 1538 г. он участвовал в битве при Салинасе.
Агирре участвовал в подавлении восстания Гонсало Писарро (троюродный брат знаменитого Эрнана Кортеса) в Перу в чине сержанта (часть конкистадоров взбунтовалась, стараясь сместить с важных постов ставленников Карла V и Филиппа II; повстанцы арестовали вице-короля Бласко Нунеса Велу, поместив его в тюрьму острова Сан-Лоренсо). В 1544 г. он сражался на стороне первого вице-короля Перу, Бласко Нуньеса Вела (вице-король Перу должен был проводить новую политику по защите прав коренного населения Перу, для этого королём были приняты новые законы, разработанные священником Бартоломе де Лас Касасом), который приехал из Испании с приказом выполнить новые законы, покончить с энкомьендой (форма зависимости населения испанских колоний от колонизаторов; введена в 1503 г.; отменена в XVIII в.) и расширить права коренного населения. Однако конкистадорам, которые уже давно жили в Перу, эти законы пришлись не по нраву, так как они запрещали им чрезмерно эксплуатировать индейцев и подрывали их финансовое благосостояние. Это привело к тому, что в 1544 г. Гонсало Писарро и Франсиско де Карвахаль собрали собственное войско с целью отмены этих законов и свержения Нуньеса.
Лопе де Агирре принял участие в заговоре Мельчора Вердуго, чтобы освободить наместника (вице-короля) и, таким образом, столкнулся с Гонсало Писарро. После того как попытка заговора не увенчалась успехом, он сбежал из Лимы в Кахамарку и начал набирать людей, чтобы помочь наместнику. А наместник тем временем бежал по морю в Тумбес и сформировал небольшую армию, полагая, что вся страна встанет на сторону королевской власти.
Сопротивление вице-короля Гонсало Писарро и его помощника Франсиско де Карвахаля, известного как Эль-Демонио-де-лос-Андес, длилось два года. Наконец, наместник был побеждён в Аньякито 18 января 1546 г. Мельчор Вердуго и Лопе де Агирре бежали в Никарагуа, а дальше отправились в Трухильо с небольшим отрядом (из 33 воинов). Мельчор Вердуго – наградил соратников – присвоил звание капитана Родриго де Эскивелю и Нуньо де Гусману, сержант-майора Лопе де Агирре и звание контадора (казначея) священнику Алонсо де Энао. Кстати, позже Энао участвовал в экспедиции Педро де Уруса на территорию Омагуа (Омагуас) в поисках Эльдорадо (мифическая южноамериканская страна, богатая золотом и драгоценными камнями).
В 1548 г. Агирре перебрался в Потоси (город (в современной Боливии) богатый месторождениями серебра), затем в Лиму, Кито, Куско, Лас-Чаркас. В Лас-Чаркасе он принял участие в восстании против королевской власти, возглавленном Себастьяном де Кастильей.
Позднее, в1551 г., Лопе де Агирре вернулся в Потоси (тогда часть Перу). Судья Франсиско де Эскивель арестовал его, обвинив в нарушении законов о защите индейцев (жестокость принесла де Агирре нелицеприятную кличку El Loco (псих, безумец)). Судья не принял во внимание доводы Агирре и его защиты. Лопе был приговорён к публичной порке. После порки де Агирре объявил судье де Эскивелю о вендетте за нанесенное оскорбление потомственному дворянину. Агирре со своей уязвленной гордостью ждал срока окончания полномочий судьи. Опасаясь мести, бывший судья скрывался и менял место жительства. Агирре преследовал его до Кито, а затем — до Куско. Легенда гласит, что Агирре преследовал Эскивеля пешком три года и четыре месяца, в течение которых он проехал около 6000 км. Наконец Агирре завершил свою месть в библиотеке особняка магистрата в Куско (проткнув бывшего судью шпагой). За это убийство Агирре был приговорён к смертной казни, однако ему удалось бежать и укрыться в Тукумане. В 1554 г. Агирре был помилован Алонсо де Альварадо (испанский конкистадор и полководец, принимал участие в завоевании Мексики под предводительством Эрнана Кортеса; затем (в 1534 г.) участвовал в кампании Франсиско Писарро), который собирал войско для борьбы с мятежом Франсиско Эрнандеса Хирона (конкистадор; прибыл в Перу в 1535 г.. вместе с будущим первым вице-королём Перу Бласко Нуньесом Велой; Франсиско Эрнандес Хирон принимал участие в большинстве скандальных гражданских беспорядков в Перу с момента прибытия в Новый Свет). В битве при Чукинге 20 мая 1554 г. Лопе де Агирре участвовал на стороне Короны. В этом сражении он получил серьёзное ранение в правую ногу, что привело к постоянной хромоте, а во время стрельбы из бракованной аркебузы он получил ожоги обеих рук.
В 1560 г., незадолго до освобождения от своих обязанностей, вице-король Андрес Уртадо де Мендоса (испанский дворянин, военный и колониальный чиновник; вице-король Перу с 1556 по 1561 гг.) организовал экспедицию по завоеванию легендарного царства Омагуа — вариация Эльдорадо. На самом деле, вице-король не верил в успех этого предприятия, его главной целью было избавиться от опасных для него людей. Лопе де Агирре принял участие в этой экспедиции, в которую входило около 300 испанцев и несколько сотен коренных жителей. Де Агирре взял в это опасное приключение и свою родную дочь Эльвиру. 26 сентября 1560 г. экспедиция отправилась в плавание по реке Мараньон на двух бригантинах, двух баржах и нескольких плотах и каноэ.
1748842342869.png
Педро де Урсуа (миниатюра XVI в.)
Когда авантюристы добрались до берегов Атлантики (по реке Ориноко или одной из рек Гайаны), Агирре взбунтовался и убил (заколол кинжалом) сначала Урсуа (1 января 1561 г. возле Мачипаро), а потом и сменившего его Фернандо де Гусмана. 23 марта 1561 г. сторонники Агирре (186 офицеров и солдат) провозгласили его «властелином Перу, Тьерра-Фирма и Чили», а сам он называл себя «гневом Божьим, князем свободы». Кроме того, они объявили о войне с Испанской империей. Агирре даже направил письмо Филиппу II с объяснением своих планов свободы и самоуправления. Однако, следует отметить, что его письмо о восстании, адресованное королю Филиппу II, является скорее письмом разочаровавшегося в идеалах человека, чем высокомерным посланием тирана.
В июле 1561 г. он высадился на остров Маргарита, где рассказал жителям, что у него есть большое сокровище инков, а те, в том числе жадный губернатор дон Хуан Вилладрандо, поверили ему (снабдив необходимыми припасами и продовольствием). А Агирре заключил в тюрьму губернатора и членов городского совета, которые впоследствии были убиты (также погибли (были убиты) около 50 местных жителей).
29 августа 1561 г. он покинул остров Маргарита и отправился в город Борбурата, который расположен на материке, где его открытое восстание против испанской монархии изменило ситуацию в регионе. Борбурата стал жертвой нападения Агирре и его «мараньонов». В своей попытке захватить Панаму он оккупировал Нуэва Валенсия-дель-Рей, что вызвало паническое бегство жителей в горы, в то время как другие нашли убежище на островах озера Такаригуа. Конкистадор Хуан Родригес Суарес с четырьмя солдатами хотел устроить засаду и убить повстанцев, но индейцы, последовавшие по его следам, окружили их, и после трёх дней боев убили Родригеса Суареса и его спутников. Пересекая горы Ниргуа, Агирре напал на Баркисимето. В ответ на предупреждение Педро Алонсо Галеаса, дезертировавшего из экспедиции, испанские войска, дислоцированные в Мериде, Трухильо и Эль-Токуйо под командованием Диего Гарсии де Паредеса и Эрнандо Серрада Марина отправились в Баркисимето, чтобы арестовать Лопе и казнить его. В этот момент Агирре дошёл до того, что убил свою дочь Эльвиру, этот факт он будет оправдывать следующим образом: «Потому что тот, кого я так сильно люблю, не должен спать с грубыми людьми». Он бился до конца и убил нескольких своих преследователей.
Наконец, 26 (или 27) октября 1561 г. двое «мараньонов» направили на него свои аркебузы; один из них выстрелил, но смог только задеть Агирре, вызвав его насмешку. Другой своим выстрелом убил Агирре на месте. Затем солдат Кустодиу Эрнандес по приказу Гарсиа де Паредеса отрубил Агирре голову. Его тело было расчленено, останки отданы на съедение собакам, за исключением головы, которая была помещена в клетку и выставлена как предупреждение в Эль-Токуйо, а его изуродованные руки были доставлены в Трухильо и Валенсию. На посмертном процессе в Эль-Токуйо он был признан виновным в оскорблении короля.
По свидетельствам современников, Агирре отличался крайней жестокостью: его руки были обагрены кровью: священника, двух монахов, четырёх женщин, он лично зарезал не менее тысячи индейцев. При этом Агирре выступал за равные права чернокожих и индейцев и стал героем венесуэльских легенд. Память об Агирре в народном воображении сохраняется и сегодня: беспощадные пожары, которые бушуют в Венесуэле, считаются его призраками и духами его людей; крестьяне сельских районов Баркисимето говорят, что духи Агирре и его спутников всё ещё «появляются» в полночь рядом с тем местом, где он был убит, а в Эль-Токуйо его смерть отмечается шествием (27 октября).
Симон Боливар назвал письмо Агирре королю Филиппу II «первой декларацией независимости Америки» и приказал его распространять.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх