Ислам

zhuhray fg

.
Команда форума
Ислам

Буквальному переводу с арабского языка на русский слово «ислам» не поддается. Самое близкое, что можно придумать — «смирение», «покорность Богу», «предание себя ему». А известнейший знаток мусульманской теологии, норвежец Фритьоф Шуон, говорит так: «Ислам — это встреча Бога, как такового, и человека, как такового». То есть Всевышний выступает вне любых имен и качеств. Его нельзя увидеть, нельзя выразить доступными нам средствами. Он «есть вещь, но в своей вещности превосходит любую другую вещь» — так выражена эта философская идея в одном из хадисов (то есть речений, высказанных вне Корана) пророка Мухаммада.

С древности Средиземное море не столько разделяло, сколько связывало народы, жившие по его берегам. Во времена Римской империи Средиземноморье — это единый при всей своей пестроте мир. Но в раннее средневековье на пути общения средиземноморских народов появились неожиданные препятствия. 296e2b057af418b5a26f55ee0d3c1ede-0.jpgВ то время как в Европе торжествовало христианство, вдоль южного, восточного, а позже и западного берегов Средиземного моря стала распространяться новая мировая религия — ислам. С первых веков средневековья христианский мир и мир ислама тесно соседствовали и сильно влияли один на другой. Многое в средневековой истории Европы было связано именно с тем, что христиане и последователи ислама то воевали друг с другом, то мирно торговали и обменивались своими знаниями. Поэтому от границ Византии мы двинемся дальше на юг — в Аравию, где зародилась новая религия. Ей предстояло со временем найти миллионы последователей.

Ислам возник в VII в. у арабов. Арабы в те времена населяли Аравийский полуостров и прилегающие к нему с севера некоторые области Сирии. Арабы принадлежат к семитским народам. Семитские народы (евреи, ассирийцы, финикийцы, арамеи) издревле населяли обширные земли на Переднем Востоке от побережья Средиземного моря до Персидского залива. Семитские народы создали великие государства древности (Аккадское, Вавилонское, Иудейское, Набатейское царства).

Религиоведение относит мусульман наряду с иудеями и христианами к последователям авраамических религий. Фактически это означает то, что в каждой из них присутствует основополагающая история (миф, представляющий идеальный образец веры) о праотце Аврааме, жившем в XIX в. до н. э., заключившем завет с Богом, в котором Бог за послушание пообещал ему, что он будет отцом множества народов.

По древним арабским легендам, родоначальником арабов был Измаил, сын Авраама, «праотца» евреев. В Библии говорится, что Измаил был сыном Авраама и его рабыни Агари. Через некоторое время родился сын и у жены Авраама — Сарры. Измаил насмехался над младшим братом, и Сарра потребовала, чтобы Авраам изгнал Агарь и Измаила. Агарь ушла с сыном и вскоре заблудилась в пустыне. Там не было воды и пищи, и Агарь уже приготовилась к смерти. Тут она услышала голос ангела с неба, который сообщил ей, что Бог услышал Измаила и что Он произведет от Измаила великий народ. Неподалеку оказался источник с водой, и мать с сыном спаслись.

Аравийский полуостров с трех сторон омывается морями. В центре Аравии располагается огромная Аравийская пустыня. Люди жили в основном в прибрежных районах, на краю пустыни. Наиболее развитыми в Аравии были две области: Йемен в юго-западной части полуострова и Хиджаз, протянувшийся через всю Западную Аравию с юга на север. Йемен отличался плодородием, там было достаточно воды и много плодовых деревьев (особенно фиников). Йемен по-арабски означает «правый», «счастливый». Не только у арабов, но и у многих других народов правое одновременно обозначает и счастливое. Римляне, подражая арабам, называли Йемен «Счастливая Аравия» (Arabia felix). Хиджаз отличался меньшим плодородием и большей засушливостью. Йемен и Хиджаз располагались на важном торговом пути, по которому в византийскую Сирию доставляли диковинные товары из Индии (специи, шелк, жемчуг). Поэтому в Йемене и Хиджазе выросло много торговых городов. На самой границе с пустыней селились арабские кочевники — бедуины, которые занимались скотоводством. Скотоводство не всегда давало им достаточно средств к существованию, и бедуины совершали грабительские набеги на земледельцев, горожан и торговцев. Они отличались храбростью и воинственностью. Хотя жизнь бедуинов была более грубой и простой, чем у жителей городов, кочевники славились своей образной и вдохновенной поэзией.

Из доисламской арабской поэзии. Из стихов бедуина Ангары (около 525 — около 615 гг.), знаменитого героя-поэта:


Я заветы родича боевые храню и чту,
Когда, оскаливши зубы, к нам идет война
И пускай в её водовороте всё кипит —
Не страшит, а манит к себе героев глубина
Посылали меня друзья вперед, я не отступил,
Хоть вражьих копии передо мной была стена.
Подбодряют толпы друг друга криком, а я один
Прорываюсь к ним, и мне поддержка не нужна.
Вонзаются прямо в грудь коня копья острые —
Как у колодезной веревки у них длина
Но я без страха бросал гнедого против них;
Как одежда, кровь на груди его густа, плотна
От ударов он уйти скорее старается,
И слышно ржание, и слеза на щеке видна.
А умей сказать — он бы мне пенял, он бы сетовал,
Говорил бы мне, как его судьба тяжела, грустна.

У доисламских арабов широко почитались красноречие, гостеприимство и верность своему договору. Среди примитивных качеств доисламского общества можно выделить следующие: существовала кровная месть, была традиция закапывать заживо новорождённых девочек, или же закапывать новорождённых детей, если арабы боялись не прокормить их.

Из стихов поэтессы аль-Хансы (конец VI в. — 664 гг.):

Мы были звездами в небе, ты же месяцем был
И ярким светом своим в потемках людям светил.
Упал вдруг месяц с небес — родимый братец погиб,
И мне теперь меж родных никто уж больше не мил.
Судьба тебя упекла — осталась слава твоя,
Путем прекрасным ты шёл, да бросить нас поспешил.

Богатство южно-аравийских государств издавна поражало современников. Из Библии известно о царице Савской, правительнице Сабейского государства в Йемене. Царица Савская услышала о мудрости иудейского царя Соломона (X в. до н. э.) и прибыла в Иерусалим, чтобы испытать его. Соломон без труда ответил на все хитроумные вопросы царицы. Изумленная и покоренная его умом, она подарила Соломону много золота, благовоний, драгоценных камней, а также корабль с грузом красного дерева.

296e2b057af418b5a26f5f5ee0d3c1ede-2.jpgАрабы в большинстве своём были язычниками. Их религии имели много общего с верованиями других древних семитских народов. Особенно арабы почитали бога Утренней звезды и называли его Астар (бог войны и плодородия). Арабы поклонялись и богу луны (Син), богине-матери (Лат). Грозным и губительным богом считалось также Солнце. Арабы почитали бетили — природные и рукотворные каменные столбы, которые являлись и домом бога и его воплощением. Единой религии не было, в разных местностях Аравии почитались разные боги. Кроме местных аравийских верований среди арабов распространились иудаизм (первая монотеистическая религия на Земле) и христианство.

Нужно заметить, что курайшиты-язычники (к этому племени относился и будущий пророк Мухаммад (Мухаммед)), как и другие арабы-язычники, несмотря на свои языческие религиозные убеждения верили в Аллаха, но при этом также поклонялись идолам.

dd.jpgАллах (на арабском الله‎‎) — арабское слово, означающее Бога. В исламе слово Аллах традиционно используется в любом языке, означая как собственно Бога, так и одно из его имён. По вере мусульман, Аллах — создатель и управитель всего сущего. Помимо него никто не обладает этими качествами. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие невозможным. У Аллаха нет равных, и в этом выражается его абсолютное единство. Аллах — имя собственное, соответствующее истинному Богу, Творцу и Господу всего сущего, Единственному. Аллах вечен и не имеет начала и конца. Постижение его человеческим разумом невозможно.

Имя «Аллах» образуется из артикля «Аль» и слова «Илях», которое имеет значение «тот, кому поклоняются», «достойный поклонения». Артикль «Аль» указывает на единственного истинного бога. Необходимо отметить, что слово Аллах не имеет формы множественного числа и всегда произносится в единственном числе.

Слово аль-Илях было известно ещё древним семитам, предкам современных арабов и евреев. Древние семиты называли бога Элох (Элоах). Это слово встречается в Ветхозаветной книге «Бытие», где одним из титулов Бога является именно Элох(им). Родственные слова существуют в других семитских языках, в том числе современном иврите и арамейском. Арабы, исповедующие другие авраамические религии (иудаизм и христианство), используют это слово в молитвах и богослужениях для обращения к богу. В арабском переводе Библии слово «Бог» также переведено как «Аллах». Обычно, когда речь идёт об исламе, для обозначения бога всё равно применяется слово «Аллах», даже не в арабоязычной среде.

296e2b057af418b5a26f55ee0d3c1ede-3.jpgВ Коране говорится, что язычники считали, что идолы приблизят их к Аллаху: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»». Согласно исламской историографии, сначала арабы (потомки Исмаила, сына Ибрагима (Авраама)) были монотеистами, однако потом заимствовали идолов у амаликов. При этом они продолжали почитать Каабу. Большинство из них были крайне консервативны по отношению к своей религии, находя причины такого консерватизма в том, что их отцы верили в тех же идолов.

«Создатель» новой религии – Мухаммад родился около 570 г. в Мекке, городе торговцев и языческих святилищ. Мухаммад очень рано остался сиротой и воспитывался у своих родственников. Когда Мухаммад был ребенком, говорит легенда, предзнаменования уже указывали на его великое будущее. Когда Мухаммад вырос, он долгое время бедствовал, работал за гроши у богатых торговцев и у своих родственников.

Мекка, в которой жил Мухаммад, являлась торговым и финансовым центром Аравии. Город располагался на пересечении путей из Йемена в Сирию и из Эфиопии (Абиссинии) в Ирак. Валютой, употреблявшейся в обороте в те времена, был динар. Динар также упоминается в Коране. В соответствии с кораническими аятами это была монета из золота в 24 карата, или 4,25 гр. Мусульманам предписывается использовать такие деньги при совершении сделок, выплате очистительного налога (закята) и для сбережений.

В 25 лет Мухаммад женился на богатой женщине по имени Хадиджа и стал вести её торговые дела. Хадиджа превращается в ближайшего друга и единомышленника Мухаммада. Каждый год Мухаммад уединялся в горных пещерах поблизости от Мекки. Там он постился и предавался благочестивым размышлениям. Сначала у Мухаммада было очень мало последователей. Он открылся только близким родственникам и друзьям. Однажды он решается сообщить о новой религии всем жителям Мекки. Мекканцы вознегодовали, услышав призыв Мухаммада отвернуться от языческих богов и уверовать в Единого Бога. Проповедь Мухаммада также призывала уверовать в Истинного Бога и отказаться от поклонения природным силам. Слова Мухаммада в первую очередь были обращены к язычникам — арабам, персам. Мухаммад предостерегал людей о грядущем Страшном суде, который произойдет в конце времен, и на котором каждый получит от Бога воздаяние за совершенные при жизни добро и зло. Мухаммад говорил, что проповедуемое им учение не противоречит истинному иудаизму и христианству, но подтверждает их.

296e2b057af418b5bba26f55ee0d3c1ede-4.jpgМухаммад с почтением относился к Богородице — Матери Христа. Позднее, когда мусульмане вошли в Мекку и стали рушить идолов в Каабе, один воин хотел смыть водой настенное изображение Богородицы с Христом. Мухаммад запретил ему делать это, прикрыв ладонями лики Богородицы и младенца. Верования христиан, иудеев и мусульман во многом похожи. И главное — в том, что последователи всех трех религий поклоняются единому божеству, различия же касаются прежде всего того, какими способами (обряды, догматы, уклад жизни) проявляется вера христиан, иудеев и мусульман в единого бога. Кроме того, мусульманами признается особенно важным, что все авраамические религии родственны друг другу формой полученного ими откровения, то есть священными писаниями (арабское выражение «ахл аль Китаб», «люди Книги», объединяет представителей трех конфессий). При этом, правда, Коран принципиально отличается от Пятикнижия Моисеева и Евангелий. Он не боговдохновен, подобно Библии, где наряду со словом Божьим звучит и человеческое. Коран содержит прямую речь Всевышнего, переданную Мухаммадом. Мусульмане свято уверены, что их пророк приходил на землю не для создания новой религии, а для восстановления старой, истинной веры Авраама, который, согласно Корану, и был первым мусульманином. Иудеи и христиане тоже знали поначалу свет истины, но со временем он для них померк.

Мекканцы посчитали его отступником, предавшим веру дедов, всячески притесняли его семью и сподвижников. Под угрозой оказалась и сама жизнь пророка. Тогда Мухаммад и горстка его последователей покинули Мекку и отправились на север в город Ясриб (Йасриб, переименованный после смерти Мухаммада в Мадинат-ан-Наби, «Город Пророка» (сокращенно — Медину)). Это событие именуется у арабов хаджра (переселение). От года переселения (622 г.) начинается отсчет мусульманской эры. В Медине Мухаммад возвел первую мечеть, определил порядок мусульманского богослужения. Основав новую религию, Мухаммад распространил единобожие среди множества языческих племен и народов, что явилось причиной быстрого культурного подъема на огромных пространствах от Атлантического океана до китайских границ. Мухаммад был не только вероучителем, но и искусным политиком. Христианству понадобилось более трех столетий, чтобы превратиться из маленькой религиозной общины в государственную религию и стать основой жизни миллионов людей. Мухаммаду удалось совершить подобное преобразование за последние десять лет своей жизни. Начав как гонимый всеми пророк, он закончил жизнь государем мусульманской державы. Он делается правителем Медины и начинает войну с мекканцами. Аравийские города и кочевые племена один за другим присоединялись к Мухаммаду, но вскоре, в 632 г. он умирает.

296e2b057af418b5a26f55ee0d3c1ede-5.jpgСтремительное распространение ислама в первые века после его возникновения было подобно приливной волне. Кочевые, не слишком многочисленные и разрозненные племена бедуинов к тому времени больше тысячи лет кочевали по своей великой пустыне из оазиса в оазис, не помышляя ни о каких завоеваниях, но великая идея Мухаммада о халифате – праведном государстве на этом свете, долженствующем объединить все народы, — словно воспламенила их. При жизни пророка подавляющая часть Аравийского полуострова оказалась политически объединенной под властью Медины. В царствование же первых трех его наследников, так называемых «трех праведных халифов» (632 – 656 гг.), исламская держава уже включала в себя и Багдад (вскоре этот город превратится в столицу), и Иерусалим, и Египет. На севере триумфальное шествие мусульман было задержано упорным византийским сопротивлением — с Византийской империей арабы впоследствии так и не справились. Но на западе и востоке их владения неуклонно расширялись вплоть до 750 г., когда на пике своего могущества династия Омейядов господствовала одновременно над Пиренеями и Гиндукушем, её знамена развевались на берегах Инда, Нила и Куры, армяне, корсиканцы, белуджи и берберы были её подданными.

Мухаммад не стал, подобно своим предшественникам на пророческом поприще, облекать существо ниспосланных ему откровений в проповеди, а передавал их буквально, так, как говорил Всевышний. В Коране читаем: «Арабы говорят: мы веруем. Скажи: вы не уверовали, а покорились исламу». В чем разница? Не всякая ли вера предполагает подчинение? Получается, что не совсем. Любопытную аналогию к этому сложному философскому построению предлагает, кстати, сама «Книга» мусульман, самое метафорическое из всех священных писаний. Сначала откровение божье мусульманскому пророку было передано им через проповеди. Так появился столп религии. И лишь после смерти Мухаммада оно было обращено в Коран (по-сирийски слово «кериана» означает «чтение вслух»), чтобы весь белый свет мог узнать это откровение. В результате чего получился тот ислам, который мы знаем.


Коран (на арабском أَلْقُرآن‎‎ — аль-К̣ур’а̄н) — священная книга мусульман. В ней записаны полученные Мухаммадом от Бога откровения, которые в Коране сведены в главы (суры). Ислам в переводе с арабского означает особое действие человека по отношению к Богу, а именно — «предание себя» Богу. Предать себя богу означает уверовать в единого бога и добровольно согласиться следовать его воле, которая является самым добрым и справедливым наставлением для человека. Мусульманин (слова «ислам» и «мусульманин» однокоренные) — это человек, который «предал себя» Богу. Как считают мусульмане, первым «предался Богу» первочеловек Адам. Но вера потомков Адама со временем ослабела, и они впали в язычество. Тогда бог избрал для проповеди единобожия пророка Авраама. Авраам обратил свой народ в истинную веру. Для напоминания людям о единобожии Бог посылал еврейского пророка Моисея, а потом Иисуса Христа.

296e2b057af418b5a26f55ee0d3c1edfe-6.jpgМусульмане верят, что Коран — это божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом. Коран — несотворенное Слово Господне, вечное свидетельство пророчества и последнее небесное откровение, которое подтвердило истинность всех предыдущих священных Писаний, отменило провозглашенные ими законы и утвердило последнее и самый совершенный небесный закон.

Мусульмане считают Коран основным чудом Мухаммада, доказательством его пророчества, кульминацией серии божественных посланий. Божественные послания, согласно исламской вере, начались с Адама, включали в себя Свитки Авраама, Таурат (Тору), Забур (Псалтырь) и Инджиль (Евангелие). По убеждению мусульман, Коран заменил законы предыдущих пророков.

Коран был записан со слов Мухаммада его сподвижниками. Мусульмане верят, что передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммад получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан). Коран служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так гражданского и уголовного.

Существует несколько мнений о происхождении названия – Коран. Согласно одному мнению, оно является производным от глагола «караа», который означает «читать». Согласно другому мнению, оно произошло от глагола «иктарана», который означает «связываться». Согласное третьему толкованию, оно произошло от слова «кира», что означает «угощение». Богословы считают, что Коран получил такое название, поскольку является даром Божьим для верующих. В самом Коране использованы различные имена последнего откровения, из которых самыми распространенными являются:

  • Фуркан (различение добра и зла, истины и лжи, дозволенного и запретного);
  • Китаб (Писание);
  • Зикр (Напоминание);
  • Танзиль (Ниспослание);
  • Словом «мусхаф» именуют отдельные свитки или экземпляры Корана.

В исламе священный Коран — это «конституция», которую Аллах ниспослал своему посланнику для того, чтобы каждый человек мог наладить взаимоотношения с господом, с самим собой и обществом, в котором он проживает, и выполнить свою жизненную миссию так, как этого пожелал господь миров. Является вечным чудом, которое нисколько не потеряет своей важности и актуальности вплоть до наступления Дня воскресения.

Уверовавший в него избавляется от рабства перед творениями, становится рабом своего Господа и начинает новую жизнь, поскольку его душа словно рождается заново для того, чтобы он смог служить Аллаху и заслужить его милость.

fff.jpgМусульмане принимают эту милость, придерживаются божественного руководства, следуют его предписаниям, подчиняются его велениям, избегают его запретов и не преступают его ограничений. Следование кораническим путем — это залог счастья и преуспевания, тогда как отдаление от него — причина несчастья.

В мекканский период ниспослания Корана ислам не был государственной религией, и в мекканских сурах большее внимание уделяется доктринам пророчества, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожия, которая отвергает существование других богов, помимо истинного Творца всего сущего бытия, и предписывает обязательность служения только Ему.

В Откровениях мединского периода большее значение отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам войны и мира, права, семейным отношениям и другим. Божественные повеления в ряде случаев ниспосылались постепенно, от более легких форм к более сложным формам, например, первоначально мусульмане молились два раза в день, а затем пришло повеление о пятикратной молитве. Ниспослание Корана по частям способствовало лучшему восприятию его народом, облегчало изучение и практическое применение Корана в повседневной жизни.

Коран не содержит в себе ничего принципиально нового, не известного верующим ранее. В нем повествуется о древних пророках (Адам, Лут, Ибрахим, Йусуф, Муса, Иса и так далее) и о различных событиях их жизни. Коран повествует и о событиях, которые должны произойти в будущем, например, предсказывает реванш византийцев в войне с персами. Действительно, спустя несколько лет, в конце 620-х гг., император Ираклий сумел нанести персам ряд поражений и вернуть потерянные провинции.

В Коране повествуется также о проблемах происхождения и сущности бытия, различных форм жизни, о космологии и космогонии, содержатся Божественные повеления о служении. Таким образом, в Коране содержатся общие принципы всех аспектов индивидуального и общественного бытия. В Коране насчитывается 114 сур (глав). Все главы разделены на аяты (стихи). В общей сложности в Коране больше 6200 аятов и более 320 тысяч букв (харф). Текст Корана разделен на 30 равных частей, каждая из которых
по-арабски называется джуз.

Некоторые суры были ниспосланы Мухаммаду в Мекке, другие — в Медине. Мекканские суры были ниспосланы Мухаммаду до хиджры (переселения в Медину) или по пути в этот город. В свою очередь, мединские суры были ниспосланы в Медине либо во время какого-нибудь путешествия, совершенного Мухаммадом после хиджры.

Мусульмане считают, что содержание Корана не может быть изменено, так как Всевышний пообещал его охранять вплоть до Судного дня: все суры Корана, кроме девятой, начинаются словами: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». В первой суре Корана эти слова включены в текст в качестве первого аята.

296e2b057af4f18b5a26f55ee0d3c1ede-8.jpgВажнейшие суры и аяты Корана:

  • Сура 1. Самая известная сура «Фатиха» («Открывающая Книгу»), называемая также «Матерью Корана», неоднократно читается мусульманами в каждой из пяти обязательных ежедневных молитв.
  • Сура 2, аят 255, называемый «Аят Трона». Одно из самых ярких высказываний о вселенском владычестве Аллаха над всем, что Он создал. Именно этот аят, по словам Мухаммада, стоит в Коране на первом месте.
  • Сура 24, аят 35, «Аят о Свете» — стих, описывающий славу Божию.
  • Сура 36. «Йа-Син». В учении ислама эта сура является «сердцем Корана».
  • Сура 112. Очень короткая глава «Ихляс» является своеобразным «символом веры» ислама. Её название «Чистое исповедание».

Коран снизошел в мир от Аллаха в полном виде в ночь Кадр, но ангел Джабраил передавал его Пророку по частям в течение 20 лет. По распоряжению Пророка ниспосланные ему аяты сразу же записывались. Для этого у него было около 40 секретарей. Зейд ибн Сабит говорил, что после того как секретарь записывал Откровение, Пророк заставлял его ещё раз прочитать аяты и только после этого разрешал читать Божественные Откровения народу. При этом он настаивал, чтобы сподвижники заучивали Откровения наизусть, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Многие мусульмане запоминают, по крайней мере, часть Корана наизусть. Как правило, это стихи, необходимые для исполнения молитв. Те, кто выучил весь Коран, носят звание Хафиза.

Откровения записывались на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи, ткани. Записи делались по мере ниспослания Аллахом аятов, но ниспослание было смешанным. Только Пророк объявлял, в какую именно суру и в каком порядке они должны быть записаны. Были и Откровения, которые не должны были войти в Коран, а носили временный характер и позднее были отменены.

296e2b057af418b5a26f55ee0df3c1ede-8.jpgВсе аяты Корана, но в виде отдельных записей, были собраны ещё по решению первого халифа Абу Бакра. Источники этого периода гласят, что через двенадцать лет после смерти пророка Мухаммада, когда Осман стал халифом, в ходу были различные части Корана, сделанные известными сподвижниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того, как Осман стал халифом, он приказал сделать копии Корана и разослать в разные мусульманские страны.

Собранные воедино, сведённые в один список в период правления халифа Османа (644 — 656 гг.), эти Откровения составили канонический текст Корана, который дошёл до наших дней в неизменном виде. Первый полный такой список датируется 651 г.

Почти все источники, классические и современные, согласны с тем, что Коран поощряет развитие науки и научного знания. Мусульманские богословы заявляют, что Коран, безусловно, не является научным трудом, однако упомянутые в нём факты, связанные с самыми различными областями знаний, указывают на то, что научный потенциал Корана многократно превосходил тот уровень познаний, который человечество достигло к моменту появления Корана. Этот вопрос был и остается объектом исследований ученых.

296e2b057af418b5a2f6f55ee0d3c1ede-9.jpgВ современном исламском мире широко распространено убеждение, что Коран предсказал многие научные теории и открытия.

К Корану существует огромное количество комментариев, направленных на разъяснение смысла стихов, уточнения их знаний. Арабское слово «тафсир» означает «разъяснение», «раскрытие». Тафсиры имеют раннюю историю. Мухаммад был первым, кто рассказывал о значении стихов первым мусульманам. В число ранних толкователей входили некоторые сподвижники, такие как Али ибн Абу Талиб, Ибн Аббас, Ибн Масуд, Ибн Умар. Толкование было приурочено к выделению языковых аспектов стиха, к контексту откровения, а иногда и к толкованию одного стиха с помощью другого. Учение о толковании Корана начало складываться как самостоятельная область науки в X в., когда усилиями знаменитого богослова ат-Табари и комментаторов его поколения, таких как Ибн Абу Хатим, был подведен итог раннему периоду толкования Корана. Вслед за ними фундаментальные труды в этой области составили Ибн Маджа, аль-Хаким и другие комментаторы.

Для более чем миллиарда мусульман Коран — священная книга, требующая к себе особого отношения. Мусульмане относятся к Корану с благоговением.

По шариату, мусульманин несёт следующие обязанности перед Кораном:

  • верить в то, что Благородный Коран является словом Всевышнего Аллаха, и учиться читать его в соответствии с правилами произношения;
  • брать Коран в руки лишь после омовения;
  • Коран необходимо читать в «чистых» местах;
  • держать Коран следует на «высоких» местах. Нельзя класть Коран на пол;
  • следует строго следовать всем предписаниям, указанным в Коране. Всю свою жизнь нужно строить в соответствии с нравственными принципами Корана.

Богословы считают, что перевод смыслов Корана должен опираться на достоверные хадисы пророка Мухаммада, соответствовать принципам арабского языка и общепринятым положениям мусульманского шариата. Некоторые считали, что при издании перевода обязательно указывать на то, что он является простым разъяснением смысла Корана. Перевод не может служить заменой Корану во время намазов.

Специалисты разделяют переводы Корана на две большие группы: буквальные и смысловые. В связи со сложностью перевода с арабского языка на другие (в частности, на русский язык) и неоднозначностью толкования многих слов и фраз, наиболее предпочтительными считаются именно смысловые переводы. Однако нужно понимать, что толкователь может допускать ошибки, так же как и автор перевода.

296e2b057af418b5a26f55eef0d3c1ede-10.jpgСунна (на арабском سنة‎‎) в переводе с арабского означает путь, дорога. В исламском законодательстве под сунной имеют ввиду высказывания и действия пророка Мухаммада, то есть жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы. Сунна является вторым источником шариата после Корана. Сунниты и шииты считают сунны столь же боговдохновенными, как и Коран. Также существует сунна праведных халифов. Второе значение сунны — это дела, совершение которых желательно, но не обязательно. Обязанности, которые по преданию выполнял пророк Мухаммад (меиб). Сунна состоит из двух частей:

правила, которые требуется исполнять постоянно, пропуская лишь в крайне редких случаях. Например «сунна» утреннего, первая и вторая «сунна» полуденного, «сунна» вечернего и вторая «сунна» ночного намазов;

  • правила, выполняемые непостоянно. Например, «сунна» послеполуденной молитвы и первая «сунна» ночной молитвы.
  • Проблема соотношения сунны и Корана занимает важное место в трактатах по основам религии (усул ад-дин). В IX — X вв. в трудах по основам фикха обсуждался вопрос допустимости иных источников решения правовых казусов, кроме Корана и сунны.

Хадис (на арабском الحديث‎‎) — изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммада, сумма которых образует сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка. Слово «хадис» в переводе с арабского языка буквально означает «новый», «слово», «новость». В исламском богословии изучением хадисов занимается специальная наука — хадисоведение (усуль аль-хадис).

Хадис имеет две составные части: иснад (санад) и матн. Иснад (на арабском اٍسْنادٌ‎‎) – это цепочка людей, передававших друг от друга то, что сказал (совершил, одобрил) пророк Мухаммад. Иснад составляется от пророка или сахаба или таби'ий и до ученых, составивших собрания хадисов Пророка Мухаммада. Часть иснада, которая ближе к нам, является его началом; часть, которая, ближе к пророку, является завершением иснада. Человек, упоминающийся в иснаде, называется равий. Иснад – это перечисление имен всех равиев, передававших хадис. Передача хадиса от одного равия к другому называется ривайат, а передаваемый хадис – марвий. Матн (на арабском مَتْنٌ‎‎) – это непосредственно то, что сказал (совершил, одобрил) пророк Мухаммад. Матн является основной частью хадиса. Матн следует после иснада. По существу, основой хадиса является матн. Иснад же является подтверждением того, что сказанное в матн принадлежит непосредственно пророку или сахабу.

296e2b057af418b5af26f55ee0d3c1ede-11.jpgПервая книга хадисов — «Муваттаъ» — была собрана имамом Маликом, большим учёным, который родился и жил в Медине в 93 — 179 гг. хиджры. Эта книга получила название Муватта Малика. В ней он дал подробные иснады и упорядочил все хадисы по соответствующим темам. И хотя Муватта является справочником по исламской юриспруденции, она, вместе с тем, является одним из первых научных трудов по хадисам. Некоторые считают этот труд одним из основных в данной области. В этой книге перед каждым хадисом имам Малик даёт иснад, то есть подробно описывает цепочку передачи этого хадиса. В некоторых случаях иснад прослеживается до самого пророка, в некоторых случаях — только до одного из его сподвижников. Но поскольку эта книга содержит не только хадисы, но и сведения по исламскому правоведению, в ней можно найти также мнение самого имама Малика по тому или иному вопросу.

С течением времени, после составления Муватта, появились ещё шесть книг — научных исследований хадисов, которые стали считаться самыми достоверными трудами по хадисам: сахих имама Бухари (194 — 256 гг. после хиджры); сахих имама Муслима (202 — 261 гг. после хиджры); Сунан Абу Дауда (202 — 275 гг. после хиджры); Сунан Ат-Тирмизи (умер в 279 г. после хиджры); Сунан Ан-Насайи (215 — 303 гг. после хиджры); Сунан Ибн Маджи (209 — 273 гг. после хиджры).

Таухид — единобожие, то есть признание того, что Аллах является единственным Творцом — Господом всего сущего (таухиду-ррубубийа), и то, что только он достоин поклонения (таухиду-ль-улухийа) и обладает такими атрибутами и качествами, которыми никто не обладает (таухид-уль-асма уа сыйфат). Таухид является основой исламской религии, его главной составляющей.

296e2b057af418b5a26f55efe0d3c1ede-11.jpgОсновным принципом доктрины исламского единобожия является утверждение того, что существует только один Бог — Творец всего сущего. Все процессы во вселенной и мироздании творятся только Им, посредством Его слова, исполнителями которого являются ангелы. Исламская доктрина единобожия отвергает христианские представления об ипостасях Бога, выраженные в троице. Также отвергаются утверждения о том, что якобы у Бога могут быть сыновья или дочери, как это делают христиане, считая пророка Иисуса сыном Божьим. Отвергаются и утверждения иудеев о том, что Творец благоволит только одному избранному народу.

Неотъемлемой частью исламской доктрины единобожия является необходимость служения Аллаху и совершение ему актов поклонения. Служение и поклонение нельзя совершать никому и ничему помимо Аллаха. Актами служения являются не только конкретные религиозные обряды, но и вся жизнь, все поступки человека. Ибн Таймия дал следующее определение поклонению: «Поклонение — это то, что любит Аллах и чем он доволен из дел и слов, скрытых и явных, или же это состояние души, такие как надежда, страх и упование».

Таухид — (производное от арабского глагола «ва ха да») обозначает «объединяющий, унифицирующий», относит к Аллаху единство, уникальность. Это фундаментальная идея ислама, монотеизма.

Виды таухида:

  1. Таухидур-рубубийя: Единственность Аллаха в его господстве. Суть этого заключается в убеждённости раба в том, что Аллах является единственным Творцом, Кормильцем и Управителем всего сущего, Который одарил благами все его творения, а выдающихся людей, то есть пророков и их последователей, наградил истинными вероубеждениями, прекрасной моралью, полезными знаниями, а также стремлением творить праведные дела.
  2. Таухидул-улухийя: Единственность Аллаха в его божественности — в поклонении. Суть этого заключается в знании и убеждённости в божественности только одного Аллаха, обращении поклонения ему одному и преданности религии одного Аллаха.
  3. Таухиду фи асмаиллахи (Аль-Асма уа Ас-Сыфат): Единственность Аллаха в его атрибутах, именах, свойствах.

В исламской традиции существует понятие атрибутивных имен Аллаха. Все эти имена выражают качества Аллаха, которыми он выражает свое присутствие в мире. То есть, несмотря на множественность имен Аллаха, все они принадлежат только ему. Известен хадис пророка Мухаммада: «У Аллаха девяносто девять имен, сто без одного. Тот, кто станет перечислять их — войдет в Рай». Например, именами Аллаха являются упомянутые в Коране Ар-Рабб (Господь), Ар-Рахман (Милостивый), Ар-Рахим (Милосердный), Аль-Хайй (Живой), Аль-Ахад (Единый) и другие. Однако число имен Аллаха не ограничивается девяносто девятью, потому что у Аллаха есть имена, не упомянутые в Коране и Сунне.

В исламе, бытие Аллаха непостижимо для человеческого разума. В отличие от сотворенной им природы, он сам не сотворен никем. Аллах создал всё сущее из ничего и привел всё в упорядоченное состояние, то есть всё мироздание, и все формы бытия находятся между собой в состоянии неразрывной связи и гармонии. Он также управляет всеми процессами и событиями в сотворенном мире.

Мусульмане верят, что всё в мироздании совершается только по воле Аллаха, который способен сделать абсолютно всё. Только он обладает абсолютной волей и могуществом. Ничто не происходит без его ведома. Аллах видит и слышит абсолютно все непостижимым для человека образом, и ничто невозможно скрыть от его взора. Он является единственным истинным Хозяином всего сущего.

Согласно Корану, кроме Аллаха других богов не существует. По этой причине единственным объектом для служения и поклонения является только он. Аллах запрещает служение лжебогам. Язычество, суеверия, поклонение и страх перед сотворенными стихиями и мифическими персонажами являются тягчайшими грехами (ширк) перед Аллахом, которые он не прощает, не иначе как после искреннего раскаяния человека.

Шахада (на арабском الشهادة‎‎ — аш-Шаха̄да — свидетельство) — исламский символ веры, свидетельствующий веру в Единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Мухаммада. Необходимое и достаточное условие для принятия ислама. С точки зрения ислама, с момента произнесения шахады в Божественном Присутствии («с искренностью в сердце» согласно хадису от Анаса ибн Малика), человек считается мусульманином и должен соблюдать остальные постановления шариата и сунны, по крайней мере те, которые ему известны, а в случае неизвестности, нужно следовать рациональным и мирным принципам.

296e2b057af418b5a26ff55ee0d3c1ede-13.jpgИслам, помимо Мухаммада, признает также и других пророков (есть версии о том, что их было 124 тысячи, есть версии, что их было 224 тысячи), но при этом оговаривает, что Мухаммад является не просто одним из пророков, а является последним в цепи всех посланников и пророков. Кроме того, он послан не к отдельному народу, как это было со всеми остальными посланниками, а ко всем людям на земле. Его шариат (то есть комплекс морально-нравственных и религиозно-юридических правил и принципов), согласно учению ислама, будет действителен до Судного Дня. Все остальные шариаты, с которыми приходили пророки, утратили свою силу (все они носили временный характер). Таким образом, мусульмане, принимая такие Священные Писания, как Тора и Евангелие, не признают их законы действующими, а, кроме того, указывают на то, что они впоследствии были искажены людьми.

Мухаммад занимает самое высокое положение среди пророков (поэтому один из его эпитетов — Господин Пророков). Согласно исламу, вера в пророческую миссию Мухаммада является обязательной для всех людей, в том числе и для христиан и иудеев, которые должны были последовать его призыву и принять последний шариат.

Пророки (на арабском نبي‎‎) в исламе — люди, избранные богом (Аллахом) для передачи откровения (вахй). По представлениям мусульман, разъясняя истинный путь, указанный Всевышним, пророки тем самым спасли людей, поверивших в Священное Писание, от многобожия и идолопоклонства. Для укрепления пророков бог награждал их способностью совершать чудеса.

Первым человеком и первым пророком был Адам.

По представлениям мусульман, необходимо знать о пяти качествах пророков:

  1. Сыдк (на арабском صدق‎‎): — правдивость. Говорят только правду.
  2. Амаана: — верность. Люди чести. Им можно следовать во всём.
  3. Таблиг (на арабском تبليغ‎‎): — способность передавать предписания и запреты Всевышнего Аллаха, несмотря ни на какие трудности.
  4. Фетнатун: — ум и понятливость. Эти качества пророков выше, чем эти же качества самых способных людей.
  5. Исматун: — чистота нрава. Безгрешность. Все Пророки, согласно исламу, были далеки от греховных поступков.

296e2b057af418b5a26f55eef0d3c1ede-14.jpgУ последнего избранника Аллаха, Мухаммада, есть ещё пять качеств:

  1. Он выше всех предыдущих пророков.
  2. Он ниспослан для всех людей мира и джиннов.
  3. Мухаммад — последний в ряду пророков.
  4. Он ниспослан в качестве благости для всего сущего.
  5. Шариат — религиозные законы, ниспосланные через него, будут действовать до самого Судного Дня.

Пророки так же, как и другие люди, должны были трудиться, добывая свой хлеб насущный. Так же, как и другие, они болели, умирали. Все это говорит об их земном, а не божественном происхождении. Болезни пророков не были настолько серьезны, чтобы могли помешать их пророчеству. Всевышний Аллах разъясняет людям в Коране мотивы избрания посланников: «посланников благовествующих и увещающих, чтобы не было для людей против Аллаха довода после посланников. Поистине, Аллах велик, мудр!». Всевышний Создатель не наказывает, не послав предварительно пророка и не разъяснив свои законы. Если бы Аллах карал, не указав людям истинный путь, то право было бы племя, которое взывало к Господу: «… — Господи, отчего бы тебе не послать к нам вестника, чтобы нам последовать за твоими знамениями раньше, чем испытать унижение и позор?». Но Аллах предупреждает строго — ни один человек в Судный День не сможет оправдаться словами: «мы не знали истинного пути, не знали своих обязанностей».

34 наиболее известных пророка:


Часть пророков, получивших от Всевышнего Аллаха твердые законы и Книгу, называют Расуль-ул-Лах — Посланник Аллаха. Других, передающих народу законы и книгу предыдущего Посланника, называют Наби-ул-Лах — Вестник Аллаха. По представлениям мусульман, для пророков не было ничего более важного, чем передать Волю Всевышнего. Все свои силы, а зачастую и саму жизнь они отдавали на то, чтобы передать Божьи послания.

С̣ах̣аба (на арабском الصحابة‎‎‎‎) — это сподвижники пророка и посланника Мухаммада и его современники, которые видели пророка и уверовали в него и стали мусульманами. Кто из них принял ислам первым:

Сахабы, которые передали наибольшое число хадисов:

По мнению суннитов, наиболее достойными из них являются: Абу Бакр, Умар, Усман, Али ибн Абу Талиб. После них идут те, кто был при жизни обрадован вестью о рае: уже упомянутые Абу Бакр, Умар, Усман, Али ибн Абу Талиб, а также Тальха ибн Убайдуллах, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Саъд ибн Абу Ваккас, Абу Убайда ибн Джаррах, Саъд ибн Зайд и Абдуррахман ибн Ауф. Затем идут участники битвы при Бадре и битвы при Ухуде. Шииты считают наилучшими из сподвижников Мик̣дада ибн аль-Асвада аль-Кинд, Абу З̱арра аль-Гифар, Салмана аль-Фарис и Аммара ибн Ясира.

Помимо сподвижников-арабов, у Мухаммада были сторонники и из числа других народов:

- абиссинцы: Ан-Нахдия, Биляль ибн Рабах̣, Любайна, Умм Айман, Умм Убайс, Усама ибн Зайд;

- ассирийцы: Аддас;

- византийцы: С̣ухайб ар-Рама;

- евреи: Абдулла ибн Салам, Райх̣ана, С̣афия;

- копты: Марья аль-К̣ибт̣ия;

- персы: Мунаббих ибн К̣амиль, Салим Мавля Абу Х̣узайфа, Салман аль-Фариса, Файриз ад-Дайламу.

В отличие от христианства ислам не знает института священников. И на пути хаджа, и у домашнего очага, в час рождения и смерти, в горе и в радости мусульманин общается с богом самостоятельно, без посредников и толкователей. Отсюда — парадокс: последователи Пророка, постоянно обвиняемые в нетерпимости, во все века имели больше свободы и возможностей судить о собственной вере, чем католики или православные.

К XI — XII вв. сложился монументальный свод правил, обычаев и законов, сведенный воедино несколькими поколениями. Ныне мусульмане почитают его как «вечный и неизменный». Он, в свою очередь, состоит из восьми разделов: фарза, то есть действий, предписываемых каждому верующему. Важиба, за невыполнение которого будешь записан в великие грешники, но не проклят. Сунната — его хорошо бы выполнять, чтобы потом иметь заступником на Страшном суде самого пророка. Мустахаба, и вовсе не обязательного, но все же способного добавить человеку добродетелей в глазах Всевышнего. Мубаха — всего, что можно и делать, и не делать совершенно произвольно. Харама — списка грехов-преступлений. Макруха — перечня грехов поменьше. И, наконец, мустакруха, объединяющего поступки вредные и глупые, но особого вреда никому не причиняющие.


296e2b057af418b5a26f55ee0d3cy1ede-16.jpgзучение шариата является долгом каждого мусульманина согласно фарзу, а люди сторонние, «всматриваясь» в него, могут сделать множество любопытных выводов относительно самой молодой из мировых религий. То характерное обстоятельство, что ислам — единственный из конфессий поддерживает торговлю и всячески приветствует её как дело богоугодное, напрямую вытекает из харама, который чуть ли не большую часть из своих 170 пунктов посвящает имущественно-денежным делам. Пророк же под страхом божественного проклятия запрещает и продавать заведомо испорченные товары, и держать у себя заработок рабочего, не выплачивая его сразу, и передавать имущество, принадлежащее наследникам, другим лицам, и хранить чужое имущество, когда известен владелец, задерживать долги и даже запасаться урожаем с целью дальнейшей перепродажи по более высокой цене. Впрочем, по хараму нельзя убивать, прелюбодействовать, совершать самоубийство.

Остальные разделы шариата полны причудливых, на наш взгляд, предписаний, советов, рекомендаций. Например, долг мужа содержать жену, одевать её и кормить (то же — по отношению к детям прописан в фарзе, а долг жены подчиняться мужу — в важибе). А вот что касается соблюдения светских законов, если они противоречат шариату, мусульманин не обязан им подчиняться.

Закят — одно из ключевых понятий в исламе. Это — доля бога в имуществе мусульманина, иными словами — обязательная доля, отчисляемая каждым человеком, который хоть чем-то владеет, на благотворительность, исчисляющаяся 2,5 % всех доходов в год. Закят буквально означает «очищение», имеется в виду, что специальный налог очищает сердце мусульманина от жадности и эгоизма. Предназначен он, во-первых, бедным и сиротам. Из средств закята оснащаются снаряжением солдаты, сокрушающие неверие и устанавливающие справедливость. Религия настаивает, что мусульманин, не платящий закят, — не просто грешник, но вероотступник.

То обстоятельство, что в исламе разрешено многоженство, совсем не отменяет для мусульманина обязанности любить каждую из тех, кого он взял в свой дом. Брак для мусульманина — половина веры, внушает Коран.


Кровожадные рекомендации и заявления, которыми, скажем, Ветхий Завет не беднее Корана, вряд ли позволяют объявлять всех иудеев и христиан врагами чужих свобод. То же — и с мусульманами. Тем более что на каждый воинственный «клич» в Коране найдутся три других, где говорится об уважении к «людям Книги» — христианам и иудеям, и о необходимости жить с ними в добрососедстве.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх