Игорь Петрович Иванов

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1747291219771.png
Игорь Петрович Иванов (1923 – 1992 гг.) — советский педагог, доктор педагогических наук, академик АПН СССР с 27 января 1989 года, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. Академик Российской академии образования.
Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики «КТД» (организации коллективных творческих дел), создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», создателем педагогики социального творчества.
Иванова считают одним из инициаторов коммунарской методики.
И.П. Иванова считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 г. в Ленинграде он создал творческую группу педагогов — Союз энтузиастов (СЭН), в 1959 г. — Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) — школу районного актива старшеклассников, в 1963 г. — Коммуну им. А.С. Макаренко (КИМ) — содружество студентов, увлечённых идеями великого воспитателя и педагога.
Одна из известных книг Иванова — «Энциклопедия коллективных творческих дел» — до сих пор пользуется популярностью среди педагогических сообществ России.

Игорь Петрович Иванов родился (в семье сотрудника Особого отдела ГПУ Петра Константиновича, сына петербургского рабочего-столяра и прачки, и Ольги Константиновны, дочери военного врача и учительницы литературы) в 1923 г. в городе Батуми (Аджария, Грузия), вырос и учился в Ленинграде (в гимназии № 1 (1‑ю опытную школу)). В 1924 г. семья возвратилась в Ленинград. Отец после окончания металлургического института был направлен на три года на учебу в Гарвардский университет, затем работал главным металлургом на крупном предприятии.
Игорь Иванов увлекался творчеством, занимался спортом, много читал, знал 3 языка. Особенно хорошо знал немецкий язык и любил читать произведения Гёте. Перечитав множество книг в местной библиотеке, он знакомится с книгой А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», которая определила всю его последующую жизнь. В 1931 г. Игорь окончил школу с отличием (в тот период золотых медалей выпускникам не присуждали) в июне 1941 г.
В период Великой Отечественной войны Игорь Иванов работал на военных заводах в городах Уфе и Горьком (в армию не был призван по состоянию здоровья из-за прогрессирующей близорукости), где на военно-авиационном заводе он познакомился с инженером химической лаборатории из Ленинграда Любовью Александровной Верещагиной, будущей женой и самым преданным другом на всю жизнь.
После войны поступил в строительный вуз, но через год поступил на философский факультет Ленинградского Государственного педагогического института имени А.И. Герцена (в 1945 г.) и с отличием окончил его в 1949 г. по специальности «философия». Во время учебы целенаправленно занимался педагогикой и психологией. Напряженную учебу в университете совмещал с работой учителем логики в военном училище, где получил первый опыт преподавания.
Во время обучения принимал активное участие в деятельности студенческого театра. В 1949 г., после окончания института остался там работать: читал лекции и вёл семинарские занятия. В студенческие годы Игорь Иванов задумывается над вопросами идеологического и философского характера, о законах относительной самостоятельности идеологии, о происхождении марксизма, о противоречивости мировоззрения личности, о методе исторического анализа и движущих силах в развитии человеческого общества. Основательность научного анализа в его докладах вызывает интерес как у студентов, так и у педагогов вуза.
В 1949 г. Игорь Петрович поступает в аспирантуру Ленинградского НИИ педагогики АПН РСФСР, руководителем которого был выдающийся психолог и педагог Борис Геннадьевич Ананьев. Его научным руководителем становится крупный теоретик педагогики Павел Никодимович Груздев. Тема, с которой пришел в аспирантуру молодой ученый, – цель и пути воспитания.
Основа знаний философии не позволяет делать поверхностные выводы, что побуждает Игоря Петровича увлечённо погрузится в практику. Противоречия между теорией и реальной практикой работы педагогом требуют осмысления сути воспитания и всех происходящих в нём процессов, а также логического анализа этих процессов, в результате чего выявляются проблемы, поиск решения которых побуждают Игоря Петровича к поиску такой организации жизни, которая могла бы стать источником нравственного становления человека, а также ряд вопросов взаимодействия комсомольцев и пионеров.
С 1950 г. Игорь Петрович работал в ленинградской школе № 21, преподавал логику и психологию, одновременно являясь классным руководителем в классе девочек (в тот период времени в СССР в школе было раздельное для юношей и девушек обучение). В январе 1951 г. И.П. Иванов становится заместителем заведующего Отделом школ Ленинградского обкома ВЛКСМ. Два года работы дали ему возможность изучить состояние воспитания школьников в учебных заведениях. В это время он задумывается над вопросами сущности воспитательного процесса, реализации идей Макаренко, развития творческой инициативы и самодеятельности пионеров.
В начале октября 1952 г. Игорь Петрович назначается заведующим сектором педагогических учебных заведений отдела по работе среди школьной молодежи ЦК ВЛКСМ, где он, в частности, рецензировал учебную литературу, издаваемую Академией педагогических наук РСФСР, участвовал в заседаниях президиума.
С 15 мая 1953 г. Игорь Иванов принял решение восстановиться в аспирантуре, где погрузился в работу над вопросами работы школьного комсомола.
1747291296097.png
Борис Герасимович Ананьев (1 августа 1907 — 18 мая 1972 гг.) — советский психолог, академик АПН РСФСР (1955 г.).
Специалист в области дифференциальной, возрастной и педагогической психологии, истории и методологии психологии. Основоположник онтопсихологии — дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию и направленной на изучение целостного жизненного пути человека.
Ананьев известен как создатель системной модели человекознания с центральной ролью психологии
Под руководством Б.Г. Ананьева Игорь Петрович проводил исследования в области воспитательной деятельности общественных организаций в школе. В 1954 г. И.П. Иванова пригласили на должность старшего научного сотрудника в АПН СССР, где он продолжил работать над идеями воспитания детей в коллективе, выдвинутые А.С. Макаренко и другими отечественными педагогами.
В 1956 г. в Ленинграде Иванов создаёт творческую группу педагогов — Союз энтузиастов (СЭН), а в 1959 г., вместе с командой молодых учёных и пионервожатых, Игорь Петрович внедрил в жизнь проект по развитию самоуправления в детских коллективах, создав в районном Доме пионеров и школьников города Ленинграда Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) – школу районного актива старшеклассников. Такие коммуны начинают действовать в нескольких школьных дружинах Фрунзенского района в Ленинграде. С 1959 г. И.П. Иванов руководит педагогическим исследованием по организации коллективов детей и взрослых в школах, а также в, созданных им, творческих объединениях. Вскоре такие коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали создаваться по всей стране.
В 1961 г. Игорь Петрович Иванов принял предложение стать деканом факультета педагогики (начального обучения) Ленинградского государственного педагогического института (ЛГПИ) имени А.И. Герцена (ныне РГПУ имени А.И. Герцена). В 1962 г. Игорь Иванов навсегда уходит из первой Коммуны юных фрунзенцев и в 1963 г. создаёт Коммуну им. А.С. Макаренко (КИМ) при ЛГПИ – общественно-педагогическое содружество студентов, преподавателей, педагогов-практиков, увлеченных идеями великого воспитателя и педагога. Именно с КИМ связано развитие воспитательных возможностей коллективных творческих дел (КТД) – деятельного, творческого и организационного механизма, который Игорь Иванов именовал педагогикой общей заботы. Ее можно назвать педагогикой социального творчества: дети и взрослые становились хозяевами собственной жизни, создавали то, на что были творчески способны. Осуществляемые ими дела, искренняя забота об окружающем мире, развитие всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество и, главное, атмосфера свободы сплачивали.
Вслед за Антоном Семеновичем Макаренко Игорю Петровичу удалось разработать целостную педагогическую систему, определить основные закономерности – принципы и пути формирования деятельного творческого коллектива, создать уникальную воспитательную систему, включающую теорию и методику (технологию) развития личности в процессе коллективной творческой деятельности, направленной на созидание.
Технология коллективной организаторской деятельности, теория и методика коллективного творческого воспитания являются краеугольным камнем концепции педагога-новатора, результатом удивительного социально-педагогического эксперимента.
В коммунарской методике все было взаимосвязано и значимо: и коллективные дела, и система отношений, и способы самоуправления на основе включенности в организаторскую деятельность каждого, и характер деятельности, и педагогический инструментарий.
В 1971 г. И.П. Иванов защитил докторскую диссертацию и получил учёную степень «доктор педагогических наук».
Методика организации коллективных творческих дел благодаря коммунарским сборам стала доступна широким кругам педагогической общественности. В 1973 г. возникло Коммунарское макаренковское содружество (КМС). Из первого КМС выросло содружество макаренковских комсомольских педагогических отрядов и содружество макаренковских секций (новое КМС) педагогических обществ.
Из макаренковской педагогики Иванов вычленяет три основы, три фундаментальные идеи и разрабатывает их всю жизнь.
Первая идея — «дела государственного значения» (также называется одна из глав в одной из его книг).
Вторая идея — коллегиальная организация жизни. Не отдельного дела, а именно жизнедеятельности коллектива; самоуправление как норма права, как обязательная составляющая жизни коллектива.
Третья идея — характер отношений между людьми в едином воспитательном коллективе и особенно, позиция педагога как старшего товарища.
Итак. Идеи Игоря Петровича, такие как: «Демократизация школы», «взаимное воспитание ученика и учителя», «самоуправление» перевернули советскую педагогику 1950-х гг. Идея Игоря Петровича проста – её задача заключалась в поиске способов усвоения ребятами методики организации деятельности пионерского отряда, где взрослые занимают позицию старшего товарища и вместе с ребятами строят жизнь коллектива. Идеи воспитания Игоря Иванова легли в основу и вот уже много лет успешно развиваются во Всероссийском детском центре «Орленок». Многие ученики и соратники И.П. Иванова (Л.Г. Борисова, профессор, доктор философских наук; Е.В. Титова, кандидат педагогических наук; И.Д. Аванесян, кандидат педагогических наук; С.А. Шмаков, профессор; и другие) продолжают внедрять идеи «коммунарской методики» в жизнь.
С 1989 г. Игорь Петрович являлся действительным членом Академии педагогических наук. После продолжительной болезни 9 августа 1992 г. Игоря Петровича Иванова не стало. Он был похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.
Из истории становления коллективного творческого воспитания в Союзе энтузиастов
Этот союз объединил несколько старших пионерских вожатых, заинтересованных в решении вопросов организации жизни школьников в пионерской дружине. В состав СЭНа входили вожатые разных районов и первоначально местом сбора были Кикины палаты, где в те годы располагался Дом пионеров и школьников Смольнинского района Ленинграда. Они искали такие способы организации, которые бы позволили каждому пионеру не только активно участвовать в общественно-полезной работе, но и побудили их думать над тем, как можно улучшать окружающую жизнь, ЧТО они для этого могут делать, ПОЧЕМУ именно эти дела улучшат кому-то жизнь, КАК лучше всего осуществить задуманное. В результате совместного поиска ими были обоснованы методы социального анализа окружающей жизни, которые были облачены в игру в разведчиков дел и друзей. Методика разведки позволяла вовлечь в активную работу мальчишек, позволяла проявлять инициативу и самостоятельность при сборе данных. Маршруты разведки были предельно просты: двор, детский сад, совет ветеранов, музей, аптека. Юные разведчики должны были действовать как настоящие следопыты, необходимо было быть внимательными ко всем мелочам повседневной привычной жизни. Ребятам в разведке нужно было найти ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы принести людям радость и пользу?!
Разведка имела свои приёмы организации, она завершалась сбором-стартом, где обсуждались данные разведки, коллективно планировалась работа отряда по тем операциям, которые стали итогом разведки. Игра полувоенная дала и новое название должностям, вместо председателя совета отряда появились командиры отрядов, старшие стали называться комиссарами, вместо мероприятий появились «дела» и «операции».
СЭНовцам приходилось преодолевать постоянное непонимание со стороны школьных педагогов, сказывалась привычка выполнять инструкции, а не думать самостоятельно. Эти и ряд других причин побудили искать такой район в городе Ленинграде, где оказалось бы возможным действовать централизованно, то есть через Дом пионеров. Развернуть такую работу на своей базе согласилась Антонина Ивановна Скурихина, директор Дома пионеров Фрунзенского района.
С 1959 г. развитие идей коллективной организации деятельности продолжилось во Фрунзенском Доме пионеров и школьников уже на другом уровне. Создатели методики увидели, что инициатива и самостоятельность в делах на пользу и радость людям меняет весь характер отношений, в пионерском отряде возникает азартная весёлая творческая атмосфера, заражающая всех желанием действовать. Этому новому явлению в жизни пионерской организации необходимо было дать научное обоснование. Обобщение опыта позволило многое объяснить, но и поставило новые задачи, которые, в свою очередь, привели к замыслу новой программы работы пионерской организации. И такая программа была сделана, но полной поддержки в Центральном Совете Пионерской Организации не получила. Однако некоторые позиции были приняты для методических рекомендаций. Было принято и предложение С.Л. Соловейчика, журналиста из «Комсомольской правды», использовать эту программу для организации работы во Всероссийском лагере ЦК ВЛКСМ «Орлёнок». Для пробы разрешили провести специальную коммунарскую смену, где командирами и комиссарами отрядов выступали коммунары из КЮФа.
1747291384804.png
Симон Львович Соловейчик (1 октября 1930 — 18 октября 1996 гг.) — советский и российский публицист, преподаватель, теоретик педагогики, журналист, теле- и радиоведущий
Новый этап разработки методики начал своё осуществление с внешне привычной и понятной формы — районная Школа пионерского актива – Коммуна Юных Фрунзенцев.
Организация жизнедеятельности в КЮФе строилась как решение жизненно-практических задач, что рождало «калейдоскоп» коллективных творческих дел.
КЮФ подтвердил (реальностью своего существования) правомерность творческого поиска новой методики организации работы пионерских отрядов и дружин. Коммунарская методика — так стали называть журналисты те приёмы организации, которые видели в Коммуне. Просто, коротко и понятен источник, из которого пришла та или иная форма работы. Задумываться о педагогических основах, о закономерностях и принципах, на которых должен стоять педагог, особенно не стремились. В ход пошли формы работы, то есть о коллективной творческой жизни самих детей в содружестве со старшими товарищами речи не было у подавляющего большинства последователей, а точнее бездумных подражателей.
Огромную роль в распространении образа жизни коммунарского коллектива, максимально приближенного к первоисточнику, сыграло то, что коммунарская методика была положена в основу работы во Всероссийском лагере ЦК ВЛКСМ «Орлёнок», что принесло ему легендарную славу, но и породило модификацию идей в виде «орлятской методики». Неординарность опыта, который привезли на первый лагерный сбор члены КЮФа, вызвало желание у редакции «Комсомольской правды» и прежде всего у С.Л. Соловейчика открыть рубрику «КЮК» — Клубы Юных Коммунаров, что закрепило успех смены в «Орлёнке» и породило первую волну коммунарского движения в стране.
Осмысление методики и её научное обоснование осуществлялось уже в коллективе педагогов и студентов, который родился 3 ноября 1963 г. и получил название Коммуна имени Макаренко. Коммуна была создана в ЛГПИ им. А.И. Герцена на педагогическом факультете, где готовили учителей начальных классов и методистов детских садов.
Поиски единомышленников привели к созданию нового педагогического сообщества — Коммунарского Макаренковского Содружества. Чаще всего они объединялись под флагом Макаренковских секций Педагогического Общества СССР. В педагогических вузах возникло движение макаренковских педагогических отрядов. Члены КМС собирались дважды в год на конференции и творческие встречи, летние съезды. Было много споров, дискуссий, обмена опытом. Рождались новые идеи, укреплялась вера в идеи коллективного творческого воспитания. Материалы этих встреч стали основой для машинописных сборников «ТЭМП» (товарищество энтузиастов макаренковской педагогики). Организующим центром деятельности КМС была Коммуна имени Макаренко.
Среди наиболее важных дел КиМа была работа по созданию Кимовской Энциклопедии Макаренковской методики. Всего по замыслу И.П. Иванова КЭММов должно было быть девять, но в полном объёме выполнить задуманное он не смог, т. к. перенёс сложное заболевание, лишившее его возможности работать с прежней активностью. Однако очень многое уже было сделано, а, главное, получила своё обоснование целостная концепция педагогики общей заботы. Научная разработка концепции продолжается в научных исследованиях его учеников, членов Коммуны имени Макаренко.
В чем выражается специфика коллектива, создаваемого на основе данной концепции воспитания?
Прежде всего, в естественной нравственности поступков на пользу и радость людям. Добро твориться весело, без принуждения, как само собой разумеющееся. В коллективах много песен, шуток, всевозможных розыгрышей и, в тоже время, напряженная работа мысли, интересные встречи, неожиданное открытие мира в доселе привычном и обыденном. Привлекает красота межличностных отношений. И ребята, и взрослые ощущают свою нужность, полезность. Они созидатели, творцы, им действительно есть чем гордиться, они умеют слушать друг друга и высказывать свое мнение, обосновывать точку зрения и искать совместно максимально точное решение жизненно-практической задачи. Здесь не страшно ошибиться, сказать что-то невпопад. Здесь серьезно занимаются самообразованием, самовоспитанием. Здесь естественно желание стать лучше, научиться жить в соответствии с законами коллектива.
При передаче готового опыта активная роль принадлежит всегда педагогу. Именно он определяет, что важно, а что нет. Что и для кого хорошо с его точки зрения. Ребенку остается пассивная роль, согласно с которой он должен точно и своевременно выполнять поручения. Исполнительность, безоговорочное послушание воспринимается, как положительный результат работы, а всякое сомнение, рассуждение, возражение порождает статус трудного ребенка. Активность взрослого и пассивность ребенка при передаче готового опыта младшим от старших — неоднородна, она имеет яркие принципиальные отличия, которые позволяют выделить регрессивные типы воспитательных отношений. Авторитарный тип широко известен — его главный порок в подавлении воли и стремления думать над тем, что делаешь. Педагоги этого типа энергичны и деятельны, они не способны ждать, когда ребенок поймет и захочет, для них главное собственное мнение, свой «единственно верный» взгляд на мир. Они могут быть бестактны, невнимательны, и даже грубы и жестоки. Решая за детей что, почему, когда и как делать, они лишают их самого главного — чувства ответственности за свои поступки и, в конечном счете, за свою жизнь. Подростки вырастают в ожидании хозяина, который скажет им, что делать, ждут человека, на которого можно переложить ответственность за происходящее и, даже страдая, ничего не способны предпринять, так как никогда сознательно не принимали значимых для своей жизни решений, у них нет чувства перспективы, они живут сытостью текущего дня.
Противоположность авторитарному типу воспитательных отношений составляет тип чрезмерно мелочной опеки. Он свойствен педагогам, с любовью относящимся к детям и потому считающим себя в праве решать за них и для них. Действуя за детей и для детей, педагог также лишает их самих права думать, обосновывая это тем, что у них слишком мал жизненный опыт. Тщательно продумывая и интересно организуя жизнь детей, такие педагоги выращивают особо эгоистичных потребителей — иждивенцев. Не задумываясь над тем, кем и как создаются, почему и откуда возникают в их жизни те или иные удовольствия, за что они их получают, дети привыкают получать готовое не затрачивая усилий. Даже включаясь в придуманные педагогом дела, они ждут прежде всего удовольствий и развлечений, никак не связывая свои поступки с социальной ответственностью, осознанием действий, с личностными возможностями и способностями.
Очень распространен сейчас тип «свободного» воспитания или другое его определение либерально-попустительский тип. Здесь сущность воспитания трактуется, как неприкосновенность свободы индивида, его права на свой жизненный путь, неповторимость личности, но игнорируется социальный закон о том, что человек, во всей своей индивидуальности живет среди людей. Индивидуальность заметна только среди других индивидуальностей, а не в одиночестве и неприкаянности. Исповедуя такую педагогическую сущность, взрослый предоставляет детей самим себе: ищите, находите, принимайте решение, я вам не мешаю. Методом проб и ошибок выкарабкиваются дети в жизнь, усвоив равнодушие и отчужденность взрослого поколения, и уже ни при каких обстоятельствах не принимают мораль старшего поколения, перенося на всех боль одиночества и непонимания.
Воспитательные отношения в том или ином виде присущи каждому воспитательному коллективу. Более четверти века известна педагогике их роль, однако далеко не каждый педагог задумался над тем, какому типу отношений он тяготеет и, следовательно, каким будет характер результата его работы.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх