Знаменитые поэты Ирана

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Саиб Табризи

1639667277292.jpeg
Саиб Табризи / Тебризи (на азербайджанском Saib Təbrizi), полное имя Мирза Мухаммед Али Саиб Тебризи (на азербайджанском Mirzə Əli Saib Təbrizi Muhammed; 1601 — 1677 гг.) — персидский поэт, писавший преимущественно на персидском языке (фарсидском), а также на родном азербайджанском. Был популярен и в Индии, Средней Азии и Турции. Родился в Сефевидском государстве, в Тебризе. Саиб Табризи — преимущественно лирический поэт. К числу ранних его произведений относится известная поэма «Кандахар-наме» (или «Гандахар-наме» о битве при Гандахаре), посвященная Кандагарскому походу шаха Аббаса II. Он оставил семь диванов / дастанов (сборников), один из них включает стихи на тюркском диалекте его родного Тебриза. Особый интерес представляют его газели (многие из них философского содержания), 17 написаны на азербайджанском языке. В своих стихах на азербайджанском Тебризи развивал поэтические традиции Физули.
Саиб Табризи родился в семье тебризского купца Мирзы Абдаль-Рахима, который переселился в начале XVII в. в Исфахан, столицу шахства при Аббасе I. Там Саиб продолжает образование и свою поэтическую деятельность. Педагогами его являются выдающиеся ученые того времени Каши и Шафаи. После окончания учебы его уже знают в Исфагане, как образованнейшего человека и талантливого поэта. В дальнейшем, образование, как это было принято в те времена, Саиб продолжает в путешествиях. Он посещает Мекку и Медину, оттуда едет в Турцию. Там он встречается с учеными и поэтами, знакомит их со своим творчеством. Его дядя, Шамсаддин Табризи, был известным придворным летописцем, за свои блестящие каллиграфические способности прозванный «Ширин Гялям» («Сладкое перо»).
Поэт много путешествовал по арабским странам и Малой Азии, впал в немилость и вынужден был покинуть Исфахан. Дважды ездил в Индию, где пробыл шесть лет (был представлен при дворе Шах Джахана). В Индии он бывал на поэтических меджлисах, участвовал в философских дебатах поэтов и сблизился со многими представителями индийского стиля — местными персоязычными литераторами и среднеазиатскими поэтами. После индийской поездки, поэт, уже получивший известность на родине, возвращается в родной Тебриз.
По приглашению шаха Аббаса II (1648 — 1666 гг.) он вошёл в его литературное окружение и вскоре удостоился звания «меликуш-шуара» — «царя поэтов». Он пишет лирические стихи и касыды. В своих касыдах и эпических произведениях он воспевает военные подвиги шаха. Саиб Тебризи создает новое направление в поэзии которое иранские исследователи называют «Исфаганским стилем». Придворную службу Саиб Табризи оставил после смерти своего покровителя. Он удалился из двора, и занимается только литературным творчеством. Саиб создает тематические сборники своих стихов: «Мир'атул-джамал», «Арайишенигяр» и «Ваджибюль-Хифз». Саиб Табризи оставил огромное поэтическое наследие. Некоторые исследователи считают, что он составил около 300000 двустиший.
Умер поэт в Исфахане в 1677 г.

Мирза Махди Астрабади

Мухаммад Махди бен Мухаммад Насир Астрабади (на персидском محمد مهدی بن محمد نصیر استرابادی; Muhammad Mahdi bin Mohammad Nasir Astrabadi) или Мирза Мухаммад Мехди Хан Астрабад — секретарь и летописец Надир Шаха Афшар. Астрабади, по мнению некоторых современных авторов, создал начальную часть поэмы «Звезда» (на персидском کوکب, Koukab).
Астрабади во время правления шаха Солтан Хоссейна (Хусейна) Сефеви имел должность садовника. После вторжения войск Надира Шаха в Исфахан в 1729 г. от себя лично и от жителей Астрабада отправил ему поздравительное письмо. В новый год (месяц Рамадан), когда Надир стал править в Хорасане, Мирза Махди поздравил его с обретением власти, и, вероятно, с того самого времени начал свою службу в роли его секретаря и летописца.
Мухаммад Астрабади лично заявлял, что в 1733 г. во время похода Надира Шаха на Исфахан он находился у него на службе, и также принимал участие в осаде города Гянджи в 1734 г. После этого (по причине своих служебных заслуг) он смог войти в ближайшее окружение Надира. В то время, когда Надир Шах в 1736 г. был провозглашен шахом, Астрабади был «секретарём Верховного совета». Спустя два-три месяца Надир Шах назначил Мустовфи аль-Мемалика руководителем областей Фарс, Ирак, Хорасан и Азербайджан. Астрабади, в свою очередь, был назначен секретарем аль-Мемалика.
Как летописец Астрабади сопровождал Надира Шаха во время его кампании в Индию в 1739 г. и присутствовал на его переговорах с Мухаммадом Шахом Гуркани, где Мухаммад Шах преподнёс ему в подарок (некий) алмаз. Со слов Абдулкарима Кашмири в 1739 г. Мирза Махди по поручению Надира Шаха стал руководителем перевода на персидский язык Библии (сам Астрабади ни разу не упоминал об этом). В 1156 г. по Хиджре Надир Шах собрал учёных в Наджафе для того, чтобы установить джафаритский мазхаб шиитов в качестве пятого мазхаба в Исламе. Мирза Махди присутствовал на этом собрании и лично составил детальное описание этого события.
В последние годы своей жизни Астрабади оставил государственную службу и сосредоточил внимание на завершении своих трудов. Астрабади имел большую библиотеку, состоящую из книг и рукописей на персидском, арабском и турецком языках, а также внушительный комплекс работ великих мастеров каллиграфии, её он даровал своим детям. В тексте дарственной, который частично был опубликован, перечислены названия многих известных книг.
Известными результатами деятельности Астрабади являются:
- Сборник писем и положений, написанных либо самим Астрабади, либо составленных и отредактированных при его посредничестве.
- Введение к книге Санглях (на персидском سنگلاخ, Sanglakh), состоящее из пояснений и правил грамматики турецкого языка.
- Санглях — турецко-персидский словарь, включающий в себя сложную лексику поэзии Амира Алишера Навои.
- Сборник стихов. Несмотря на то, что многие знали Астрабади как «короля поэтов» во время правления Надира Шаха, до наших дней дошло небольшое количество его стихотворений. Известны две поэмы, имеющие непосредственное отношение к нему. Также существует копия сборника стихов Астрабади, в которых воспевается Пророк и имамы, а также описывается рождение Надира Шаха и его вхождение в Мешхед.
- Хроники.
- «Закат пророчества».
- Повесть о дне провозглашения Али преемником Мухаммада.

Мохаммад Садек Марвази

Мирза Мохаммад Садек Марвази (на персидском میرزا محمد صادق مروزی; дата рождения неизвестна — 1835 гг.) — персидский писатель, историк, дипломат и летописец эпохи Каджаров.
Он родился в городе Мерв (современный Туркменистан), потом переехал в Хорасан. В юности он жил в Мешхеде, где обучался арабскому языку и персидской литературе. Во время вторжения туркменов в Хорасан в 1786 г. переехал в Кашан. Там он женился на девушке из Кума, там же учился словесному искусству у Хаджи Сулейман-хана. Со временем Марвази стал известен под именем «Хома» (на персидском هما; что значит «Волшебная птица»).
В 1801 г. Мохаммад переехал жить в Тегеран, где стал работать личным секретарём у Фетх Али-шаха и написал по его приказу историческое сочинение в 3-х томах под названием «История Каджаров» (летопись, описывающая события, случившиеся в Иране в правление шахов из династии Каджаров). Первая книга описывала историю династии Каджаров с 1212 по 1221 гг. хиджры (с 1798 по 1806 гг. по григорианскому календарю). Вторая книга описывала историю с 1222 по 1232 гг., (с 1807 по 1817 гг. по григорианскому календарю). Третья книга была посвящена событиям, происходившим с 1233 по 1246 гг. по лунному календарю (с 1818 по 1831 гг. по григорианскому календарю).
За первую книгу, названную «Тарих-и джахан ара» Фетх Али-шах даровал ему должность даруга. После окончания работы над первой книгой «Истории Каджаров» был награждён самим шахом и получил должность на дипломатической службе. Марвази попал в близкое окружение наследного принца Аббаса Мирзы. Шах-заде очень уважал летописца и прислушивался к его советам. Марвази, находясь на дипломатической службе, побывал почти во всех соседних с Персией странах (в том числе Османской Турции (Оттоманская Порта) и императорской России). В 1806 г. Мохаммад посетил Ирак, обсуждая с правителями мамелюкского Ирака Али-Пашой и Сулейман пашой вопрос о судьбе курдских беженцев. Через два года в составе дипломатической миссии посетил Герат, оставив записи по истории Афганистана. В посольстве на территории Российской империи находился с октября 1825 г. по апрель 1826 г.
Умер Мохаммед Садек Марвази в Тегеране в 1835 г. Его сын (ученик и преемник), Мирза Мохаммед Джафар (умер в 1880 г.), подобно своему отцу служил при шахском дворе Каджаров, и также был известен как писатель и историк.

Мохаммед Таги Сепехр

Мохаммед Таги Сепехр Кашани (на персидском محمدتقی بن (ملا) محمدعلی کاشانی‎; около 1801 г. — 29 марта 1880 гг.), известный как Лисан-оль-мольк (на арабском لسان الملک‎ «Язык государства») — персидский ученый, историк, писатель и поэт эпохи Каджаров.
Мохаммед Таги бин мулла Мохаммед Али Кашани родился в 1216 г. хиджры в городе Кашане. В молодости изучал классические старинные науки, словесность и поэзию. В подростковом возрасте переехал из Кашана в Тегеран, и поступил на службу к Фетх Али хану Саба, главному придворному поэту Фетх Али-шах Каджара. Вместе они взялись за совместную работу по написанию книги рифм, но из-за смерти Фетх Али Сабы книга не смогла быть закончена и Мохаммед Таги был вынужден вернулся в Кашан. Однако, и в Кашане писатель занял хорошую должность: Махмуд-мирза, сын Фетх Али-шаха Каджара, хакемран Кашана, взял молодого поэта ко своему двору и даровал ему почетное прозвище «Сепехр», что значит «небесный».
Через некоторое время Мохаммед Таги был переведён в Тегеран по приказу Фетх Али-шаха и стал членом дивана судей. В 1830 г. вместе с Фетх Али-шахом уехал в Фарс. После смерти падишаха в очередной раз вернулся в Кашан, но вскоре снова переехал в столицу: воцарившийся Мохаммед-шах пригласил Кашани на должность своего управляющего и тот с радостью согласился. Эту должность Мохаммед Таги занимал вплоть до самой кончины Мохаммед-шаха в 1848 г.
Во время правления Мохаммед-шаха, Сепехр взялся за написание книги «Насх ат-Таварих» — «Короткое историописание». Этот труд освящал мировую историю от Адама до 1273 года лунной хиджры.
После вступления на престол Насер ад-Дин Шаха, Сепехр получил в управление шахрестан Кашан и был там до 1851 г., пока шах не вернулся из своего путешествия в Ирак и Исфахан. С прибытием правителя он сразу последовал к его двору в Тегеран. Кашани были поручены обязанности чтения и правки того, что шах писал самолично, также его работой было редактирование царских указов. В 1856 г. он получил почётный титул «Лисан уль-мольк», то есть «Язык государства», позже вошёл в состав законосовещательного органа маслахат-хане. В 1874 г. когда Этезад ас-Салтане встал во главе общегосударственного представительного органа «Тарбийят Маджалис Танзимат Хасанедар велойат мамалек махрусе», Сепехр стал первым казначеем и был удостоен титула хана. Умер он в месяц раби уль-ахир 1297 года хиджры, то есть в марте 1880 г. Смерть настигла поэта в Тегеране. Тело его было перенесено и захоронено в городе Наджаф.
Стоит отметить, что известные иранские поэты XX в. Сохраб Сепехри и Маасор Кашани приходились родственниками Мохаммеду Таги Сепехру.
Мохаммед Таги Сепехр, кроме истории и литературы, занимался другими науками, включая математику и философию, значительно преуспев в них. Он являлся автором таких сочинений, как «Айнейе Джахан-наме» (Зеркало совершенного мира), «Секреты огней» (Асрар аль-анвар) о добродетелях шиитских имамов, «Открытия персов в словесных науках» (Барахин аль-аджам фи каванин аль-муаджам), «Войны в истории» (Джанг фи ат-таварих) а, ещё, он оставил «Диван» своих стихов.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх