Казачья Лавра – Михайло-Афонская Закубанская пустынь находится в поселке Победа (150 жителей) в 12 км восточнее Каменномостского (Хаджох или Каменномост) поселка (в горной части республики Адыгея).
... Кавказская война длилась полвека. Но в 1859 г. сдался Шамиль, а следом примеру имама последовал его наиб Мухаммед-Амин, в Абадзехии организовавший подобие «государства» со столицей в Хаджохе.
К 1864 г. сопротивление на Западном Кавказе прекратилась, и Россия предложила горцам выбор – уходить со своих гор либо на прикубанскую равнину, либо прочь – покинуть земли предков. Большинство горцев, веря, что Россия не даст житья мусульманам, выбрали второй вариант.
Новыми обитателями Западного Кавказа стали армянские переселенцы из Турции и кубанские казаки, ехавшие сюда за провинности или по жребию, но к 1870 г. вполне обвыкшиеся в чуждом краю.
В 1874 г. казаки обратились к властям с просьбой построить монастырь (на добровольные пожертвования) и нашли 270 десятин общественной земли на горном плато у горы Физиабго.
В 1877 г. на реку Белая (прежде была известна как Сагуаше или Сагваса – от черкесского Шъхьагуашьэ; ранее она служила границей двух крупных адыгских племён – левобережных абадзехов и правобережных темиргоев – первые, – 80 родов, делившихся на «ближних» (степных) и «дальних» (горцев), – относились к «демократическим» племенам – каждая община тут существовала автономно, а важные вопросы решали советы тлекотлешей (военной знати) и старейшин; темиргои, напротив, были сильнейшим из «аристократических» племён во главе с пши (князем)) прибыла группа монахов во главе с отцом Мартирием, в миру – Мартыном Островых (или Острового) из Херсона. Приняв монашеский постриг в Чернигове, в 1876 г. он уехал в Кутлумушский монастырь на Афон, где, выкупив с единомышленниками несколько келий, хотел остаться на всю жизнь. Но ...
Мартирий с братией вырыли кельи под горой Физиабго (переименовав её в Фавор) между Даховской и Абадзехской станицами (Каменномост тогда был лишь присёлком), а в 1883 г. там был официально учреждён монастырь. Из Кутлумуша Мартирий привёз ещё и частицу Животворящего Креста Господнего, и к началу ХХ в. Закубанскую пустынь в народе называли Казачьей Лаврой. На пике популярности обители здесь проживало (вместе с послушниками) до 180 человек, монастырь принимал до 150 тысяч паломников в год.
В монастыре построили пять храмов – Архистратига Михаила, преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий, были открыты церковно-приходская школа, странноприимный дом.
А потом …
С 1926 г. в монастыре располагался дом отдыха ГПУ, с 1944 г. – детская колония, … Преображенский храм и главное сердце монастыря – Успенский собор взорвали, и наконец с 1972 г. – база отдыха «Романтика», знаменитая на весь Советский союз (она закрылась в 2001 г.). Все постройки монастырю вернули Указом Президента Республики Адыгея в 2003 г. Тогда же возродили Троицкий храм. Восстановилось подворье с храмами Гурия, Самона и Авива, на горе высотой почти 1000 м заново построили Преображенский храм, восстановили церковно-приходскую школу, старанноприимный дом, где на ночлег останавливаются паломники.
Первым настоятелем возрождённого монастыря вновь стал отец Мартирий (в миру Пянтин).
Успенский собор был разобран в 1946 – 1948 гг.
Из его кирпича к 1952 г. построили школу при колонии …
«Главным» остался Троицкий собор (1884 – 1902 гг.), к которому в 2003 – 2005 гг. пристроили колокольню.
И сегодня Михайло-Афонский монастырь …:
Напротив входа в Троицкую церковь – склеп отца Мартирия. Основатель обители погиб в 1909 г. по дороге из Ставрополя: зимней ночью на лесной дороге старца окружили волки, и перепуганные лошади понесли да опрокинули повозку в овраг.
Над склепом – деревянная Успенская церковь (2011 г.) напоминает про разрушенный собор. Поодаль видны Казанская часовня (2011 г.), поставленная к 10-летию возрождения обители ...
...и Александровская церковь (2008 г.) в игуменском корпусе. Причём – не Александра Невского, а Александра Константинопольского, игумена обители Неусыпающих, жившего на рубеже IV – V вв. В храме – иконы, написанные греками с Афона.
Михайловский храм (2008 г.) посвящением напоминает о первой деревянной церкви пустыни, которую Мартирий со товарищи привезли из станицы Сахрайской. Она сгорела ещё в 1923 г.
Часовни дополняет памятник казакам, героям и Георгиевским кавалерам Первой Мировой войны из окрестных станиц …
Не по далеку – лестница к Подземному монастырю уводит на тёмное дно оврага …
Сердце Подземной обители – огромный купольный зал, в котором прежде псалмы звучали непрерывно день и ночь. Александр Константинопольский не просто так был известен как Игумен Неусыпающих – его способом служения Богу было непрерывное пение псалмов, для которого братия делила день на равные вахты.
Общая длина подземных ходов с несколькими закутками-кельями - около 300 м, но в монастыре считается, что это лишь малая часть ныне заваленной огромной системы, первые ходы которой вырыли ещё византийцы, спасаясь святыни от ереси иконоборцев.
Со дна оврага по мощёной дорожке, можно взобраться на Физиабго.
На дальней стороне горы – источник Святого Пантелеймона с питьевыми кранами, чанами для святой воды и купелями.
А далее … Лестница от источника поднимается к часовне и колоколенке на вершине Физиабго (992 м).
Паломников в пустыне немало. В 2015 г. монастырь посещал и Патриарх Кирилл.
... Кавказская война длилась полвека. Но в 1859 г. сдался Шамиль, а следом примеру имама последовал его наиб Мухаммед-Амин, в Абадзехии организовавший подобие «государства» со столицей в Хаджохе.
К 1864 г. сопротивление на Западном Кавказе прекратилась, и Россия предложила горцам выбор – уходить со своих гор либо на прикубанскую равнину, либо прочь – покинуть земли предков. Большинство горцев, веря, что Россия не даст житья мусульманам, выбрали второй вариант.
Новыми обитателями Западного Кавказа стали армянские переселенцы из Турции и кубанские казаки, ехавшие сюда за провинности или по жребию, но к 1870 г. вполне обвыкшиеся в чуждом краю.
В 1874 г. казаки обратились к властям с просьбой построить монастырь (на добровольные пожертвования) и нашли 270 десятин общественной земли на горном плато у горы Физиабго.
В 1877 г. на реку Белая (прежде была известна как Сагуаше или Сагваса – от черкесского Шъхьагуашьэ; ранее она служила границей двух крупных адыгских племён – левобережных абадзехов и правобережных темиргоев – первые, – 80 родов, делившихся на «ближних» (степных) и «дальних» (горцев), – относились к «демократическим» племенам – каждая община тут существовала автономно, а важные вопросы решали советы тлекотлешей (военной знати) и старейшин; темиргои, напротив, были сильнейшим из «аристократических» племён во главе с пши (князем)) прибыла группа монахов во главе с отцом Мартирием, в миру – Мартыном Островых (или Острового) из Херсона. Приняв монашеский постриг в Чернигове, в 1876 г. он уехал в Кутлумушский монастырь на Афон, где, выкупив с единомышленниками несколько келий, хотел остаться на всю жизнь. Но ...
Мартирий с братией вырыли кельи под горой Физиабго (переименовав её в Фавор) между Даховской и Абадзехской станицами (Каменномост тогда был лишь присёлком), а в 1883 г. там был официально учреждён монастырь. Из Кутлумуша Мартирий привёз ещё и частицу Животворящего Креста Господнего, и к началу ХХ в. Закубанскую пустынь в народе называли Казачьей Лаврой. На пике популярности обители здесь проживало (вместе с послушниками) до 180 человек, монастырь принимал до 150 тысяч паломников в год.
В монастыре построили пять храмов – Архистратига Михаила, преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий, были открыты церковно-приходская школа, странноприимный дом.
А потом …
С 1926 г. в монастыре располагался дом отдыха ГПУ, с 1944 г. – детская колония, … Преображенский храм и главное сердце монастыря – Успенский собор взорвали, и наконец с 1972 г. – база отдыха «Романтика», знаменитая на весь Советский союз (она закрылась в 2001 г.). Все постройки монастырю вернули Указом Президента Республики Адыгея в 2003 г. Тогда же возродили Троицкий храм. Восстановилось подворье с храмами Гурия, Самона и Авива, на горе высотой почти 1000 м заново построили Преображенский храм, восстановили церковно-приходскую школу, старанноприимный дом, где на ночлег останавливаются паломники.
Первым настоятелем возрождённого монастыря вновь стал отец Мартирий (в миру Пянтин).
Успенский собор был разобран в 1946 – 1948 гг.
Из его кирпича к 1952 г. построили школу при колонии …
«Главным» остался Троицкий собор (1884 – 1902 гг.), к которому в 2003 – 2005 гг. пристроили колокольню.
И сегодня Михайло-Афонский монастырь …:
Напротив входа в Троицкую церковь – склеп отца Мартирия. Основатель обители погиб в 1909 г. по дороге из Ставрополя: зимней ночью на лесной дороге старца окружили волки, и перепуганные лошади понесли да опрокинули повозку в овраг.
Над склепом – деревянная Успенская церковь (2011 г.) напоминает про разрушенный собор. Поодаль видны Казанская часовня (2011 г.), поставленная к 10-летию возрождения обители ...
...и Александровская церковь (2008 г.) в игуменском корпусе. Причём – не Александра Невского, а Александра Константинопольского, игумена обители Неусыпающих, жившего на рубеже IV – V вв. В храме – иконы, написанные греками с Афона.
Михайловский храм (2008 г.) посвящением напоминает о первой деревянной церкви пустыни, которую Мартирий со товарищи привезли из станицы Сахрайской. Она сгорела ещё в 1923 г.
Часовни дополняет памятник казакам, героям и Георгиевским кавалерам Первой Мировой войны из окрестных станиц …
Не по далеку – лестница к Подземному монастырю уводит на тёмное дно оврага …
Сердце Подземной обители – огромный купольный зал, в котором прежде псалмы звучали непрерывно день и ночь. Александр Константинопольский не просто так был известен как Игумен Неусыпающих – его способом служения Богу было непрерывное пение псалмов, для которого братия делила день на равные вахты.
Общая длина подземных ходов с несколькими закутками-кельями - около 300 м, но в монастыре считается, что это лишь малая часть ныне заваленной огромной системы, первые ходы которой вырыли ещё византийцы, спасаясь святыни от ереси иконоборцев.
Со дна оврага по мощёной дорожке, можно взобраться на Физиабго.
На дальней стороне горы – источник Святого Пантелеймона с питьевыми кранами, чанами для святой воды и купелями.
А далее … Лестница от источника поднимается к часовне и колоколенке на вершине Физиабго (992 м).
Паломников в пустыне немало. В 2015 г. монастырь посещал и Патриарх Кирилл.