Европейское средневековое общество

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Европейское средневековое общество

Начиная с III в., когда начались вторжения варваров в империю, городская жизнь начинает приходить в упадок. Исчезли некоторые ремесла, обезлюдели многие населенные пункты, которые были вынуждены покинуть землевладельцы. Увеличение податей на содержание армии и наемников привело к еще большему обнищанию населения. Изменяется сословная структура римского общества. Вместо деления на свободных и рабов возникает новая иерархическая система, из которой исчезает сословие «всадников».

Римское общество эпохи ДОМИНАТА
ИмператорДоминус – божественный владыка
Императорский советСвященная консистория
Высшие слои общества«Светлейшие» (clarissimi), которые делились на три разряда (согласно имущественному цензу)
Средние слои общества«Достойные» (honestiores)
Низшие слои общества«Смиренные» (humiliores), состояли как из свободнорожденных плебеев, так и из колонов, отпущенников и рабов
Император Диоклетиан не только разделил империю на «Запад» и «Восток», но и разделил каждую из частей на две префектуры. Каждый из префектов наделялся гражданской и военной властью. Чтобы облегчить работу префектов, вся империя была разделена на 12 диоцезов (округов), во главе которых стояли заместители префектов (викарии). Разрастающаяся бюрократия превращалась в самостоятельную силу, противостоящую римскому обществу.

В эпоху поздней римской империи особенно большое значение в ее экономике приобретает колонат. Колоны выплачивали оброки в пользу собственников земли, при этом оставаясь свободными людьми. Постепенно социальное положение колонов ухудшалось, они попадали в экономическую зависимость от землевладельцев. Изменялся и их юридический статус. Государство насильно прикрепляло их к земле, ограничивая права колонов. Они становятся все более похожими на средневековых крепостных, хотя колонов эксплуатировал не отдельный феодал, а государство. В месте с этим растет число прекаристов – свободных держателей земельных участков. Широкое распространение получает такая форма земельного владения, как эмфитевзис (съемщики земли были обязаны вносить фиксированные платежи за пользование землей, но могли в свою очередь сдавать ее внаем, передавать по наследству и даже на известных условиях продавать).

Власть императора становится неограниченной. Значение сената резко падает. Одной из главных задач государства становится получение налогов и различных повинностей, которые идут на содержание громоздкого бюрократического аппарата и армии.

Сведения о германцах мы можем почерпнуть из произведений римских авторов. В «Записках о галльской войне» Юлия Цезаря содержится информация об общественном устройстве и хозяйстве германских племен (в I в. до н. э.), когда они еще не осели окончательно на занятой ими территории. Во времена Цезаря у германцев была распространена кровнородственная община (фара) и коллективная собственность на землю. Об уровне общественного развития германцев к концу I в. н. э. можно судить на основании произведений римского историка Тацита («Германия», «Анналы»). В это время германцы окончательно переходят к оседлости. Кровнородственную общину сменяет земледельческая община. Внутри германских родов возникает неравенство, о чем свидетельствуют появление слоя полусвободных людей (литов, альдии), которые становятся держателями земель свободных землевладельцев.

image001.jpg
Беда Достопочтенный

Германцы, расселившиеся на землях Западной Римской империи, принесли с собой более низкий уровень культуры. Знаменитый писатель (автор «Книги чудес») второй половины VI в. Григорий, епископ города Тура, отмечал, что «…никто не знал правильной латыни…», святой Иероним был наказан за то, что читал «хитросплетения Цицерона и лживые россказни Вергилия». В это же время наблюдается рост числа людей, уходящих в монастыри. Некоторые из германских королей (Теодорих) пытались сохранить римскую культуру (Остготское Возрождение) и привлекали на службу римских ученых и мыслителей (Боэция, Кассиодора, Симмаха). В то же время появляются новые произведения, рассказывающие историю отдельных народов («О происхождении и деяниях готов» Иордана, «История франков» Григория Турского, «История лангобардов» Павла Дьякона, «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного, труды Прокопия Кесарийского, «Книга Эпарха»), описания жизни великих государей («Жизнь Карла Великого» – Эйнгарда) а также летописи – анналы.

К VII в. практически вся территория Европы была покорена варварами-германцами: в Британии утвердились англы, саксы и юты; на Рейне – рипуанские франки; между Рейном и Одером – саксы, швабы, баварцы; в Галлии – салические франки; на Роне – бургунды; в Италии – остготы, а затем – лангобарды; в Испании – вестготы и свевы; в Скандинавии и Северной Европе – даны и свевы. Основанные ими королевства просуществовали недолго, кроме королевства франков. Феодальные отношения складывались в Западной Европе в результате синтеза разлагавшихся родоплеменных отношений у германцев и разлагающегося рабовладельческого общества Рима. Такой путь развития был характерен для Вестготского, Бургундского, Франкского, Вандальского, Остготского и Лангобардского королевств. Несколько иначе шел процесс феодализации в тех странах, где взаимодействие германцев и римлян было незначительным или совсем отсутствовало (Англия, Швеция).

Население бывших римских провинций сохранило свои обычаи, законы, судопроизводство. Германцы по примеру римлян и галло-римлян стали создавать собственные законы, основанные на обычном праве, или «Правды». До нас дошли Вестготская, Бургундская. Салическая, Рипуанская, Алеманнская, Баварская, Саксонская, Фризская, Тюрингская и англосаксонская «Правды». Запись обычного права лангобардов называлась «Эдиктом Ротари». Самой старой из них является «Салическая Правда» или «Закон салических франков». Важным источником для изучения истории Византии является «Земледельческий закон», представляющий собой византийско-славянский свод обычного права, напоминающий «Правды» германцев. Варварские «Правды» делили свободных людей в соответствии с их имущественным положением и знатностью на высший и низший слои. В конце VI в. наследственные наделы свободных крестьян превращаются в полную, свободно отчуждаемую земельную собственность – аллод, что дает толчок к развитию неравенства.

Варварское общество эпохи раннего средневековья
Высший слой
«Большие» и «почетные люди» (nobiles, maiores, honestiores, meliores)Новая и старая варварская родовая знать, королевские дружинники (антрустионы), а также частично сохранившиеся римские магнаты
Низший слой
«Малые» или «низшие люди»
(minores, inferiores, minoflidi)
Свободные крестьяне – общинники (фараманны) Объединенные в большие семьи – общины (фары или марки)
Несвободные
и полусвободные
Вольноотпущенники, колоны, рабы (литы, лэты, альдии, прекарии)

Первые короли не получали податей, они не имели государственной казны и армии. Король вместе с многочисленной свитой переезжал из одного поместья в другое, не зная о том, что происходит в различных частях страны (так правили правители из рода Меровингов). Споры и тяжбы решались согласно старогерманскому обычаю – сотней (происходило народное собрание под председательством выбранного сотника, а приговор выносили старейшины). Общее собрание всех свободных франков происходило один раз в год на Мартовском поле. В повседневной жизни короли опирались на дружину (антрустионов или лейдов – в дословном переводе – люди), которую составляли личные слуги короля. Для привлечения их на службу короли награждали их натурой (кормили, содержали, предоставляли места для охоты, поместья).

image004.png
Карл Мартелл

Короли для управления различными областями назначал графов (маркграфов или маркизов) и майордомов. Расширение их прав приводило к уменьшению прав свободных франков. Они перестают участвовать в судебных собраниях и военных походах. C конца VI в. намечается обособление трех самостоятельных областей в составе Франкского королевства: Нейстрии, Австразии и Бургундии (позднее выделилась еще одна область – Аквитания). Ослабление королевской власти, расширяет права и функции майордомов, и с середины VII в. майордомы становятся крупнейшими землевладельцами и сосредотачивают государственную власть в своих руках. Около 700 г. майордом Австразии Пипин устранил других майордомов и захватил власть в свои руки. Еще больших успехов добился его сын Карл Мартелл.

image007.jpg

Карл Мартелл (от martellus — молот) – майордом Франкского государства (в 715 — 741 гг.). Он нанес поражение знати Нейстрии и Аквитании и восстановил политическое единство Франкского королевства, и фактически сосредоточил в своих руках верховную власть. Для усиления централизации и укрепления военного могущества королевства покончил с прежним порядком дарения королями земельных владений в полную собственность и стал широко практиковать пожалование земель в условное держание – бенефиций (или феод или лен). Развитая форма феодальной собственности «феод», представлял собой наследственную земельную собственность представителя господствующего класса, связанную с обязательным несением военной службы и выполнением других обязательств в пользу вышестоящего сеньора. Земельный фонд для раздачи бенефициев он создавал путём конфискации владений непокорных магнатов и секуляризации церковных земель. Преобразования Карла Мартелла ускорили развитие феодальных отношений во Франкском государстве. Его успехи (разгром арабов и покорение фризов и алеменнов) обеспечили переход королевской власти к новой династии – Каролингам (при его сыне Пипине Коротком). Карл увеличил число своих вассов (вассалов) – военных слуг. Так как военная служба обходилась очень дорого, то нести ее могли только очень состоятельные люди (кабелларии – всадники).

image010.png

Феодал руководил только своими вассалами, которые принесли лично ему клятву верности - и даже король мог приказать только своему вассалу - графу, но ничего не мог потребовать от барона, являющегося вассалом того же графа (король не мог требовать от графа отдать приказ барону). Но даже от собственного вассала его сюзерен (или сеньор) не мог требовать уступок в виде земель или денег. Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с собой отряд воинов. Вассал принимал участие в судебных слушаниях, организуемых сеньором. Если сеньор попадал в плен, то вассал был обязан его выкупать.

Главой всех феодалов считался король: он был высшим судьей и возглавлял феодальное ополчение. Для разбора самых важных дел короли (Каролинги) созывали общие собрания. В конце весны сходилось так называемое Майское поле, на которое являлись сановники, священнослужители, королевские вассалы. Это собрание являлось также военным смотром. Осенью сходилось малое собрание, которое состояло только из крупных магнатов и королевских сановников. Часть земель король раздавал в виде бенефициев – военным вассалам, другая часть королевских вассалов (палатины или паладины) служила при дворце, исполняя поручения короля. Король был сеньором для герцогов и графов. Герцоги и графы являлись сеньорами для баронов и виконтов, которые в свою очередь были сеньорами рыцарей. Постепенно складывается система (организация) отношений, получившая название феодальная лестница.

Постепенно в европейских странах сложилась особая система управления. Общество разделилось на несколько сословий: духовенство (первое сословие), военные или дворянство/феодалы (второе сословие) и простой люд (третье сословие). Духовенство по своему положению было близко к военным, и его ряды пополнялись чаще всего за счет дворян.

В результате союза светской и духовной власти, возникшего вследствие принятия франками христианства (еще при Хлодвиге) сразу в католическом варианте, франкские короли, а затем и государи других европейских стран, делали церкви богатые земельные пожалования. Поэтому церковь вскоре стала крупным землевладельцем: она владела одной третью всех обрабатываемых земель Западной Европы. Занимаясь ростовщическими операциями и ведя хозяйство в принадлежащих ей владениях, католическая церковь представляла собой реальную экономическую силу, что было одной из причин ее могущества. Долгое время церкви принадлежала монополия в области образования и культуры. В монастырях сохранялись и переписывались античные рукописи, комментировались труды античных философов, прежде всего, Аристотель. В V – IX вв. школы имелись только при монастырях, средневековые университеты были, как правило, связаны с церковью. Священнослужители составляли программу обучения, подбирали учащихся.

image013.jpg
Средневековая миниатюра

Во второй половине IX в. появляются светские школы, многие из них были открыты в Англии. В них обучались дети из знатных семейств. Книг было мало, и стоили они чрезвычайно дорого. Несмотря на это, в некоторых странах Европы сохранился высокий уровень преподавания. В Италии в XI в. на базе Болонской юридической школы был открыт первый в Европе университет. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167 г.), затем университет в Кембридже (1209 г.). Средневековая университетская наука называлась схоластикой. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшейся от античной системы образования: в церковных школах преподавались следующие дисциплины: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Основным отличием дворян от простого люда было то, что они не участвовали в процессе производства материальных благ, а представители третьего сословия не имели права носить оружие и владеть им. Военное сословие не было однородным. Во главе его стояли крупные сеньоры (князья, графы, герцоги), они владели огромными земельными наделами, вели самостоятельные войны, чеканили монету, чинили суд на подвластных им землях. В их подчинении находились более мелкие феодалы (бароны, лорды, капитаны). Они владели несколькими замками и в случае войны могли прийти на помощь своему сеньору с отрядом воинов. Внизу феодальной лестницы (в нее не входили представители третьего сословия) находились мелкие вассалы, которые несли личную военную службу. Нам они известны под общим названием «рыцари» от немецкого «Ritter».

Никто из феодалов не работал на принадлежавшей ему земле. Работа лежала на представителях третьего сословия (вилланах или пейзанах) – крестьянстве и лицах, служащих в управлении у господ (министериалов). Торговля (особенно в эпоху раннего и среднего средневековья) была развита слабо, так как господствовало натуральное хозяйство. Кроме того, заниматься торговлей было небезопасно.

image015.jpg
Сбор урожая. Средневековая миниатюра

Крестьянство делилось на два разряда. Одни были лично свободны (йомены) и выплачивали своему господину подати (чинш) за право пользования землей (цензиву). Другие находились в крепостном состоянии (сервы). Они не могли уйти с занимаемых земель, но у них нельзя было отнять их собственный небольшой надел земли или продать или передать их другому феодалу без земли. Крепостные несли в пользу феодала два рода повинностей: барщину (отработочная повинность) и оброк (натуральная повинность). Феодалы также имели право собирать и другие налоги, например особый налог – талью, а также получать плату с тяжебщиков и штраф с осужденных. Кроме этого, все крестьяне должны были платить десятину церкви. Когда владение феодала было большим, владелец земли поручал вилликам (приказчикам, которые чаще всего и сами были крепостными) собирать подати с крестьян и осуществлять надзор за выполнением работ.

Настоящим разорением для крестьянства было право феодалов на охоту (крестьянам охотиться было запрещено) и право на частную войну.

image018.jpg
Средневековый город

Сложившаяся в итоге система государственного устройства послужила поводом к феодальной раздробленности, охватившей в эпоху средневековья все государства, и не только европейские, вступившие в феодальные отношения.

Значительные изменения произошли в Европе в XII в. Увеличивается население европейских государств. Появившиеся «лишние» люди вынуждены или уходить в поисках новых незанятых земель, или искать новые способы добычи источников дохода и пропитания. Быстро развивается ремесленное производство, появляются первые мануфактуры, что дает толчок к развитию техники, торговли, предпринимательства. Появляются особые ремесленные поселки. Старые ярмарки уже были недостаточны для сбыты многочисленных предметов ремесла. Для устройства нового рынка местный сеньор (король, граф, епископ) давал особое разрешение и отводил для него обособленное место, находящееся под его охраной. Так возникают новые населенные пункты, ориентирующиеся на торговлю и ремесленное производство. Города и горожане были выгодны для феодалов, так как владели значительными финансовыми средствами и в случае необходимости могли помочь своему сеньору. За это горожане получали льготы, в том числе и личную свободу, а торговцы еще и свободу передвижения и распоряжения своим имуществом.

Разрастаясь, торгово-ремесленные поселения (слободы) начинают окружать себя стенами, превращаясь в самостоятельные города (бурги, а их жители получают особые имена: бюргеры – в германских землях, или буржуа – во Франции). Процесс образования, становления и расширения городов не был однозначным. Развивались как города, основанные еще римлянами (Лион, Милан, Кельн, Лондон) так и вновь возникшие (Магдебург, Женева, Брюгге, Гамбург).

Постепенно у зажиточных и самостоятельных горожан возникало законное желание освободиться от власти своих сеньоров. Особенно это было характерно для городов Северной Италии, Северной Франции и Германии. Здешние купцы составляли союзы, которые назывались: гильдии, ганзы, коммуны. Эти союзы имели тайные обряды и вооруженные отряды. В тех городах, где союз был очень силен, он становился во главе горожан, провозглашавших коммуну и боровшихся за нее. Во главе города-коммуны стоял выборный старшина, или голова (или мэр). Он правил вместе с советом присяжных, которые выбирались горожанами. Коммуна становилась небольшой республикой. Но лишь немногие города (вольные) добились таких прав, большинство подчинялось сеньору, владевшему землей, на которой находился город. Основной состав населения городов составляли ремесленники, объединявшиеся, как и купцы, в союзы (цеха). Ремесленники в цехах делились на мастеров, подмастерьев и учеников.

Признаки ремесленного производства
мелкое производство (небольшие размеры предприятия - мастерской, небольшое число работников и производимой продукции – цеховая организация труда
отсутствие разделения труда
ручные орудия труда
производство изделий на заказ или на продажу
личный труд мастера, использование труда подмастерьев и учеников
В дальнейшем города стали опорой центральной власти в ее борьбе с крупными феодалами за централизацию. В XIII – XIV вв. в передовых европейских странах (в первую очередь в Англии) начинается процесс перевода крепостных на денежный оброк и освобождение крестьян от крепостной зависимости. Феодалам требуется все больше денег, и они отпускают крестьян на волю (копихолдеры), заключив с ними определенный договор или условие (копи) на право пользования землей. Теперь феодалы были вынуждены нанимать на службу слуг и батраков, не имевших собственной земли.

В XV в. в Европе сформировались три крупных государства – Англия, Испания и Франция, в которых сложилось особое государственное устройство, получившее название – сословная монархия. Каждое из них объединяло большую нацию, образовавшуюся из разных народностей, но имевшую общий единый язык. В них существовали единые законы, налоги, суд. Крупные феодалы лишились своей независимости. Управление сосредотачивалось в руках монарха и его ближайших сподвижников, но монарх вынужден был опираться на всесословный выборный орган власти (парламент, кортесы, генеральные штаты и другие), представляющий все сословия. Иначе сложилась судьба Германии и Италии (и ряда другие современных государств). На их землях не возникло единого государства, они продолжали существовать в состоянии раздробленности.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх