Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Дмитрий Михайлович Боброк Волынский (умер после 1389 г.) – безудельный князь, боярин и воевода великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Его прозвище – «Волынец».
Он родился на Волыни (точная дата рождения не известна), и точное происхождение неизвестно. В 1360-х гг. перебрался в Москву на службу к великому князю, где занял ведущее место среди московских бояр.
В начале 1370-х гг. Боброк начал противостояние с рязанским князем, который был в оппозиции к Москве. Вместе со своей дружиной он смог нанести ему сокрушительное поражение, благодаря чему существенно укрепилась власть Дмитрия Донского.
В 1376 г. участвовал в успешном походе на Волжскую Булгарию. Там он вместе с сыновьями суздальского князя Василием Кирдяпой и Иваном 16 марта нанёс поражение правителям Булгара — эмиру Хасан-хану и ордынскому ставленнику Мухаммад-Султану.
9 декабря 1379 г. Дмитрий Михайлович вместе с князьями Владимиром Андреевичем Серпуховским и Андреем Ольгердовичем отправился в поход в Брянское княжество. В итоге были захвачены города Трубчевск и Стародуб, а также ряд других владений.
В 1380 г. Дмитрий Михайлович был воеводой засадного полка в Куликовской битве, решившего её судьбу.
После Куликовской битвы с именем Дмитрия Михайловича связывают основание Бобренева монастыря под Коломной, где располагались его вотчины.
Дмитрий Михайлович считается родоначальником дворянских родов Волынских и Вороных, впоследствии Вороные-Волынские.

Этот князь родился (до 1356 г.) и вырос в крошечном пограничном княжестве. По одной из версий происхождение рода князей Волынских связано с исторической областью Волынь, расположенной на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга. Граничит на севере с Полесьем, на юге с Подольем и Галицией. Восточной и западной границей считаются реки Уж и Западный Буг. Волынь охватывает современную Волынскую и Ровненскую области, а также западную часть Житомирской и северные части Тернопольской и Хмельницкой областей Украины (к моменту отъезда с Волыни князя Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского эта территория вошла в состав Великого княжества Литовского).
Итак, как следует из прозвища «Волынский или Волынец», Дмитрий Михайлович происходил с Волыни и имел княжеское достоинство. Есть на Волыни, недалеко от Львова, местечко Бобрка на речушке Боберке. Некоторые историки считают, что Бобрка и есть небольшой удел Дмитрия Михайловича. То есть, в начале он был мелким удельным князем на Волыни и земли его располагались на границе с Польшей. Именно поэтому вся его молодость прошла в постоянных приграничных конфликтах, которые воспитали из него опытного воина и предводителя.
Правда, версии о его происхождении расходятся. По одной из них Боброк принадлежал к одной из ветвей потомков Рюрика, которые спустя время разорились. Именно поэтому Дмитрий Михайлович был вынужден пойти на службу к московским князьям.
Другие ученые предполагают, что воевода связан кровными узами с родом Гедиминовичей. Согласно третьей версии, Боброк приобрёл княжеский титул лишь в зрелом возрасте в Москве, после женитьбы на сестре московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) – Анне.
В итоге, историки до сих пор спорят из какой династии он происходил – Рюриковичей или Гедеминовичей. Однако сам факт именно княжеской его родословной не подвергается сомнению.
Есть несколько гипотез его происхождения волынского князя ...
В ростовских росписях сведения о происхождении Дмитрия отсутствуют. В «Бархатной книге» он показан с княжеским титулом. Позднейшие исследователи не пытались оспорить это известие, современной историографией оно признаётся как факт. Однако вопрос о том, из какой княжеской династии происходил Дмитрий Волынец —Рюриковичей или Гедиминовичей, остаётся открытым.
Г.А. Власьев, который первым из исследователей занимался изучением истории родов Волынских и Вороных, скептически относился к княжескому происхождению Дмитрия Михайловича. В то же время он высказал версию, что прозвище Дмитрия — Боброк — может быть связано с местом, откуда он родом: на Волыни неподалёку от Львова располагается местечко Бобрка на реке Боберка. По мнению Власьева, Дмитрий мог быть мелким владетельным князем. Упоминает Дмитрия Михайловича без титула князя и С.М. Соловьев, однако вопрос о происхождении Дмитрия он не поднимал. В грамоте 1372 г. в числе бояр Дмитрия Донского Дмитрий Михайлович упоминается без княжеского титула. В то же время в летописях Дмитрий Михайлович упоминается с княжеским титулом. В.Л. Янин предполагал, что титулование князем связано с тем, что Дмитрий был зятем великого князя. Но по мнению А.В. Кузьмина, занимавшегося исследованием истории некоторых родов, лишившихся княжеского титула, в том числе и Волынских, в актах отражался только служебный статус, а в летописях отмечалась повседневная социальная деятельность людей.
Многие исследователи считали, что Дмитрий принадлежал к династии Рюриковичей. Однако в конце XIX в. П.Н. Петров и А.В. Экземплярский выдвинули гипотезу, по которой Дмитрий происходил из династии Гедиминовичей. В качестве отца Дмитрия указывался один из сыновей Гедимина по имени Кориант, в крещении Михаил.
1757295370277.png
1757295386604.png
1757295402923.png
Кориат Гедиминович (в крещении Михаил) — удельный князь из династии Гедиминовичей, сын Гедимина.
Кориат (родился около 1300 г., умер между 1358 и 1363 гг.) владел Новогрудком и Волокысском
Дмитрий Кориатович (умер 12 августа 1399 г.) — литовский князь, сын князя Кориата (Михаила) Гедиминовича. Ряд историков отождествляют его с московским воеводой — князем Дмитрием Михайловичем Боброком Волынским
Любарт Гедиминович (в крещении — Дмитрий; 1299 — 4 августа 1383 гг.) — литовско-русский князь, младший сын Гедимина.
Последний правитель единого Галицко-Волынского княжества
Эта точка зрения была поддержана многими исследователями, в частности Г.В. Вернадским и В.А. Кучкиным. Существует также версия, что Дмитрий был сыном другого Гедиминовича – волынского князя Михаила Любартовича, внука князя Гедимина. Кроме того, в статье о Дмитрии в «Русском биографическом словаре» Дмитрий отождествляется не только с Дмитрием Кориантовичем, но и с Дмитрием Алибутовичем. Князя Дмитрия Алибуртовича В.О. Ключевский посчитал сыном князя Любарта Гедиминовича. Его точка зрения была поддержана И.А. Голубцовым. Однако ни Ключевский, ни Голубцов не отождествляли Дмитрия Михайловича и Дмитрия Алибуртовича.
Тем не менее гипотеза происхождения Дмитрия от Гедимина оспаривается рядом историков. А.В. Кузьмин, который изначально поддерживал традиционную версию происхождения Дмитрия от Кориата, позже её отверг.
Устав от беспокойной (пограничной) жизни, князь Дмитрий Михайлович с двумя своими старшими сыновьями Борисом и Давыдом (его сын Василий (трагически погиб в 15-летнем возрасте: согласно родословным упал с коня и разбился насмерть)) – детьми от первой жены сначала поступает на службу к нижегородскому (суздальско-нижегородскому) князю Дмитрию Константиновичу на должность тысяцкого (военачальника, возглавлявшего городское ополчение (тысячу)). А после он появился в Москве, примерно в 1366 – 1369 гг., и поступил на службу к князю Дмитрию Ивановичу (будущему Донскому). Воинский талант Дмитрия Михайловича был видимо оценен по достоинству, он играл ключевую роль в реформировании московским князем своего войска и вскоре князь Дмитрий даже выдал свою сестру Анну (она стала второй женой Дмитрия Боброка) за своего нового воеводу.
В 1371 г. произошёл военный конфликт между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом Ивановичем. В битве при Скорнищево московское войско, которым командовал князь Дмитрий Михайлович, нанесло сокрушительное поражение князю Олегу, который был вынужден временно отказаться от титула князя Рязанского – на его место был посажен пронский князь Владимир Дмитриевич, союзник московского князя. Этот успех нового воеводы был достойно оценен московским князем, и он делает его одним из двух главных своих военоначальников, по сути, наравне со своим двоюродным братом – князем Владимиром Андреевичем, тоже талантливым полководцем.
В 1376 г. князь Дмитрий Михайлович участвовал в важном походе (совместно с нижегородским князем, точнее его сыновьями Василием Кирдяпой и Иваном) на Волжскую Булгарию. Там он вместе с сыновьями суздальского князя Василием Кирдяпой и Иваном 16 марта 1376 г. нанёс поражение правителям Булгара - эмиру Хасан-хану (Осану) и ордынскому ставленнику Мухаммад-Султану, несмотря на наличие у них артиллерии и довольно сильного войска. При осаде города Булгар Дмитрий получил ценные трофеи — пушки, которые были доставлены им в Москву.
В результате победы был получен огромный откуп в 5000 рублей, а Волжская Булгария стала на время вассальной по отношению к Москве.
9 декабря 1379 г. Дмитрий Михайлович вместе с князьями Владимиром Андреевичем и Андреем Ольгердовичем отправился в поход в Брянское княжество (входившее в то время в состав Литовского княжества) – Северскую землю (историческая область Руси XI – XVII вв., располагалась на северо-востоке современной Украины – Черниговская и Сумская области – и на юго-западе современной России – Брянская и Курская области). В итоге были захвачены города Трубчевск и Стародуб, а также ряд других владений. Одним из результатов этой военной кампании стало то, что правивший до этого в Трубчевске князь Дмитрий Ольгердович перешёл со своим двором на московскую службу.
1757295436074.png
1757295448364.png
1757295460310.png
1757295474042.png
Русское войско встречает союзников Андрея и Дмитрия Ольгердовичей
Дмитрий Иванович Донской (12 октября 1350, — 19 мая 1389 гг.) — великий князь московский (с 1359 г.) и великий князь Владимирский (с 1363 г.). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены, княгини Александры Ивановны. Прозван «Донским» за победу в Куликовской битве.
При Дмитрии Донском Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, а Великое княжество Владимирское — наследственной собственностью московских князей.
В 1988 г. Дмитрий Донской был причислен к лику святых на Поместном соборе Русской православной церкви. День его памяти отмечается 1 июня (19 мая по старому стилю)
Владимир Андреевич Храбрый (Донской; 1353 - 1410 гг.) — удельный князь Серпуховский (1358 – 1410 г.), Дмитровский, Галицкий, Боровский (1378 – 1410 гг.) и Углицкий (1405 –1410 гг.). Русский полководец, младший сын князя Андрея Ивановича Серпуховского, внук великого князя Московского Ивана I Калиты, двоюродный брат великого князя Дмитрия Донского.
С ранней юности участвовал в войнах с Литвой и Тверью, помогая укреплять Московское княжество.
В Куликовской битве (1380 г.) вместе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынским командовал засадным полком, решившим исход боя в пользу русских, за что получил прозвище «Храбрый».
В 1382 г. способствовал изгнанию хана Тохтамыша (сражение у Волока).
Руководил обороной Москвы во время набега хана Едигея (1408 г.)
Андрей Ольгердович (около 1320 — 12 августа 1399 гг. (битва на Ворксле)) — князь псковский в 1341 – 1348 гг., 1377 – 1385 и 1394 – 1399 гг., полоцкий в 1342 – 1377, 1381 – 1387 и 1393 –1399 гг., трубчевский с 1360-х гг., совместно с братом Дмитрием Ольгердовичем, луковский с 1386 г., из династии Гедиминовичей.
Старший сын великого князя литовского Ольгерда и княжны витебской Марии Ярославны.
В 1378 г. участвовал в разгроме русскими войсками Бегича в битве на реке Вожа.
Зимой 1379 – 1380 гг. Андрей Ольгердович вместе с братом Дмитрием, при поддержке двоюродного брата Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского и мужа своей сестры Елены Ольгердовны Владимира Андреевича, боролся против своих единокровных братьев за сохранность своего совместного удела в брянско-стародубско-трубчевско-новгород-северском регионе.
В 1380 г. Андрей Ольгердович с псковскими полками участвовал в Куликовской битве
Дмитрий Ольгердович (дата рождения неизвестна — 12 августа 1399 г.) — удельный князь брянский, стародубский и трубчевский из династии Гедиминовичей, родоначальник князей Трубецких. Сын великого князя литовского Ольгерда и княгини витебской Марии Ярославны.
В 1380 г. стал служилым князем великого князя владимирского Дмитрия Ивановича, получил от него в кормление наместничество в городе Переяславль (ныне Переславль-Залесский) с правом сбора там всех видов пошлин (налогов).
Отличился в Куликовской битве 1380 г. В ходе битвы, согласно В.Н. Татищеву, Дмитрий командовал резервом позади Большого полка, а по данным Архивской летописи и Новгородской летописи по списку П.П. Дубровского, вместе с братом сражался в составе Передового полка
Но главной заслугой князя Дмитрия Михайловича была победа в Куликовской битве.
1757295516079.png
Сергий Радонежский благословляет перед походом на татар Дмитрия Донского, Дмитрия Боброк-Волынского и Владимира Серпуховского. Горельеф первого Храма Христа Спасителя, хранящийся в Донском монастыре
Современные реконструкторы провели исследования и полностью реконструировали местность, какой она была на момент сражения. Это было довольно небольшое поле близ устья Дона и Непрявды, где татары не могли применять свою излюбленную тактику - поливать русские полки стрелами и тут же отступать при попытке русских нанести конный удар, а когда русские кони устанут - самим нанести удар своей тяжелой конницей. На поле был выступающий лесной массив, который и прикрывал засадный полк, под командованием князей Дмитрия Михайловича и Владимира Андреевича. О том как тщательно готовился к битве князь Дмитрий/Димтрий Михайлович свидетельствует эпизод из «Сказания о Мамаевом побоище» в котором князь слушает землю перед боем: «И пакы рече: «И еще ми есть примета искусити». И сниде с коня и приниче к земли десным ухом на долг час. Въстав, и пониче и въздохну от сердца. И рече князь великий: «Что есть, брате Дмитрей?» Он же млъчаше и не хотя сказати ему, князь же великий много нуди его. Он же рече: «Едина бо ти на плъзу, а другая же — скръбна. Слышах землю плачущуся надвое: едина бо сь страна, аки некаа жена, напрасно плачущися о чадех своих еллиньскым гласом, другаа же страна, аки некаа девица, единою възопи велми плачевным гласом, аки в свирель некую, жалостно слышати велми. Аз же преже сего множество теми приметами боев искусих, сего ради ныне надеюся Милости Божиа — молитвою Святых страстотръпец Бориса и Глеба, сродников ваших, и прочих Чюдотворцов, русскых поборников, аз чаю победы поганых татар. А твоего христолюбиваго въиньства много падеть, нъ обаче твой връх, твоа слава будеть»».
1757295593440.png
1757295609067.png
1757295621357.png
Князь Владимир Андреевич и Дмитрий Михайлович Боброк Волынский в засаде. Лицевой летописный свод
Дмитрий Донской и Дмитрий Боброк Волынский едут осматривать полки в ночь перед битвой на Куликовом поле
«Сказание о Мамаевом побоище»: «И сниде с коня и приниче к земли десным ухом на долг час. Въстав, и пониче и въздохну от сердца. И рече князь великий: «Что есть, брате Дмитрей?» Он же млъчаше и не хотя сказати ему, князь же великий много нуди его»
1757295673816.png
1757295689504.png
Воевода Дмитрий Боброк Волынец слушает землю перед Куликовской битвой
Миниатюра из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII в.
План Дмитрия Михайловича был такой – татары, не имея достаточного пространства для маневра будут вынуждены сразу же ступить в ближний бой с русскими полками и в конце концов имея численное преимущество начнут оттеснять их. В это время тяжелая конница, стоявшая за лесным массивом, который выступал на поле и не давал татарам сразу атаковать этот отряд, а также не давал вообще оценить их численность и вооружение, нанесет решающий удар во фланг или тыл татарского войска (был этот удар фланговым или он был нанесен именно в тыл татарам реконструкторами пока точно не установлено). Поскольку у татар была преимущественно легкая конница, а свой резерв в виде отряда конницы тяжелой они должны были на тот момент уже использовать, этот удар отразить татарам было не чем, как и исправить критическое положение на поле боя так как к тому моменту они введут уже в бой почти все резервы.
1757295720352.png
Князь Боброк
Небольшая площадь Куликова поля опять должна была сыграть против татар - у них не было места чтобы отступить, перестроиться и восстановив порядок продолжить сражение. Дмитрий Михайлович до последнего удерживал Владимира Андреевича и только в нужный момент нанес удар. Большая часть татарской конницы была загнана в реку и там перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство. Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 вёрст, «избив их бесчисленное множество».
1757295767401.png
Итак … Князь Дмитрий Боброк являлся одной из главных фигур Куликовской битвы. «Сказание о Мамаевом побоище» в эпической форме донесло до нас предсказание победы, сделанное князем Дмитрию Ивановичу Московскому в ночь перед сражением.
В честь победы Дмитрий Михайлович основал Бобренев монастырь. Сведения об основании монастыря в 1380-е гг. подтверждаются археологическим изучением строений монастыря. Возможно, что монастырь был семейным — потомки Дмитрия Боброка имели земельные владения в этих местах.
1757295837993.png
Бобренев монастырь (сохранился до наших дней)
Позднее князь Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский в 1389 г. был одним из первых лиц московского государства, который заверил духовное завещание князя Дмитрия Ивановича Донского (умершего в том же 1389 г.).
Версии последних дней Дмитрия Боброка:
- умер вскоре после смерти Дмитрия Донского в 1389 г.;
- погиб в битве с ордынцами на реке Ворскле в 1389 г.;
- постригся в монахи то ли с именем Максима, то ли с именем Дионисия и скончался в иноческом чине около 1411 г.
Валентин Лаврентьевич Янин на основании родословца Волынских и синодика Клопского монастыря следующим образом реконструировал последние годы жизни Дмитрия Михайловича. В конце жизни Боброк-Волынский и его жена Анна уходят из мирской жизни. Возможной причиной тому послужила преждевременная смерть их сына Василия. Монашеским именем Боброка становится Максим. Один из его сыновей становится известным новгородским святым Михаилом Клопским.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх