Гарри Каспаров против всего мира — шахматная партия, которую Гарри Каспаров сыграл в 1999 г. через Интернет. Играя белыми фигурами, Каспаров противоборствовал с Всемирной командой. Ходы Всемирной команды определялись путём голосования по принципу множественности. В игре участвовало более 50 000 человек из более чем 75 стран. Хозяином и спортивным промоутером этого матча был MSN Gaming Zone, при спонсорстве банка First USA. После 62 ходов, сыгранных за четыре месяца, Г. К. Каспаров выиграл игру. Вопреки ожиданиям, игра создавала смесь глубоких тактических и стратегических идей, и хотя действующий чемпион мира по шахматам победил, он признался, что не тратил столько усилий ни на какую другую игру в своей жизни. Позже он сказал
Матч начался 21 июня 1999 г. с вступительного мероприятия в Брайант-парке (Нью-Йорк), на котором приняли участие Каспаров и аналитик Ирина Круш.
Это величайшая игра в истории шахмат. Огромное количество идей, сложность и вклад, который она внесла в шахматы, делают её самой важной игрой, когда-либо исполнявшейся
Подготовка в матчу
В 1990-х г. Гарри Каспаров считался сильнейших шахматистов мира. Он предложил Microsoft провести партию по заочным шахматам против пользователей Интернета, и корпорация с радостью согласилась. Событие должно было пройти на онлайновой платформе MSN Gaming Zone, набиравшей популярность. Основным беспокойством со стороны Microsoft было то, что игра могла быстро превратиться фарс, если Команда мира совершит серию откровенно слабых ходов в начале партии. Предыдущий опыт проведения матча гроссмейстера против команды онлайн-игроков, принимавших коллективное решение на основе большинства голосов, подтверждал это опасение: в 1996 г. Анатолий Карпов в подобном матче с лёгкостью обыграл коллективного соперника за 32 хода. Чтобы этого не допустить, был введён ряд изменений в регламент предстоящего матча. Команда мира получала гроссмейстеров, которые будут анализировать ситуацию и рекомендовать тот или иной ход, чтобы не допустить слабых ходов и проигрыша в партии. Тем не менее, Каспаров не хотел, чтобы матч превращался в обычную игру одного гроссмейстера против другого, поэтому в команду аналитики набирались молодые гроссмейстеры со всего мира: ими стали 16-летний Этьен Бакро, 19-летний Флорин Фелекан, 15-летняя Ирина Круш (к этому времени — уже чемпион США по шахматам среди женщин) и 14-летняя Элизабет Петц. Модератором и комментатором матча был выбран гроссмейстер Даниел Кинг; он не мог напрямую влиять на выбор ходов Команды мира, но выступал как независимый эксперт в случае, если между аналитиками не будет единства мнений. На ход Каспарову отводилось 12 часов, Команде мира — 12 часов на проведение анализа аналитиками и выдачу рекомендаций по возможным ходам, 18 часов — на обсуждение и голосование среди обычных игроков и 6 часов — на подтверждение голосования. MSN также предоставила отдельную доску обсуждений для координации игроков и анализа состояния партии. Команде мира также позволялось пользоваться доступными пользователям компьютерными программами. Некоторые пользователи даже сформировали распределенную вычислительную сеть для анализа и выдачи вариантов Команде мира. Сам Каспаров время от времени обращался за советом к Юрию Дохояну и Борису Альтерману.Матч начался 21 июня 1999 г. с вступительного мероприятия в Брайант-парке (Нью-Йорк), на котором приняли участие Каспаров и аналитик Ирина Круш.