Высокое Средневековье

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Высокое Средневековье

Это период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха высокого средневековья сменила раннее средневековье и предшествовала позднему средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

В эпоху высокого средневековья Европа начинает активно процветать. В Скандинавию приходит христианство. Происходит распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Христианами организовываются ряд крестовых походов против мусульман (под предлогом возврата оказавшейся в руках сельджуков Палестины с её христианскими святынями), язычников в Прибалтике и православных – «схизматиков» (греков и древних русичей). Развиваются и богатеют города. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке.

В Восточной Европе эпоха высокого средневековья ознаменована внутренним кризисом и последующим распадом Киевской Руси (юридически оформленном на Любечском съезде 1097 г., решения которого привели к установлению во второй четверти XII в. феодальной раздробленности (после правления князя Мстислава Великого)), а также появлением на исторической сцене Польши и Великого княжества Литовского, со временем покоривших значительную часть территории древней Руси. Начинается натиск шведских и германских крестоносцев, завершивших завоевание Восточной Пруссии и Прибалтики, на Северную Русь — Новгород и Псков. Нашествие монголов в XIII в. нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

В результате объединения частично разрушенной западноримской социально-экономической структуры и германской системы производственных отношений возник совершенно новый общественно-экономический уклад – феодализм и, соответственно, способ производства, который принято называть феодальным. Сам факт слияния порядков коренного населения Западной Римской империи с германскими давно уже замечен историками, которые назвали это явление романо-германским синтезом.

Одной из определяющих черт эпохи высокого средневековья были крестовые походы, организованные христианами с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Крестовые походы оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества — от возглавлявших эти походы королей и императоров до простых крестьян, чьи хозяева проводили долгие годы в сражениях на Востоке. Расцвет идеи крестовых походов пришёлся на XII в., когда после первого крестового похода на отвоёванных территориях образовалось христианское государство — Иерусалимское королевство. В XIII в. и позже христиане предпринимали несколько крестовых походов против других христиан, а также против некоторых язычников, исповедовавших другие, нехристианские религии.

Схизма 1054 г. привела к образованию двух основных ветвей христианской церкви — римско-католической церкви в Западной Европе и православной церкви в Восточной. Раскол произошёл в результате конфликта между римским легатом кардиналом Гумбертом и патриархом Константинопольским Михаилом Керуларием, во время которого церковники предали друг друга анафеме.

В XII в. в Северной Европе был основан Ганзейский (торговый) союз во главе с городом Любек. В состав союза вошли многие северные города Священной Римской империиАмстердам, Кёльн, Бремен, Ганновер и Берлин — и других регионов — например Брюгге и Гданьск. Союз осуществлял посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой, состоял в торговых отношениях со многими другими городами, в числе которых были Берген и Новгород.

Очень быстро увеличивается товарооборот, в основном за счёт морской торговли, так как дорожная сеть с римских времён пришла в полный упадок, а крупных рек, текущих в меридиональном направлении и соединяющих северное побережье с южным, в Западной Европе нет. Так, в 1227 г. принятая в Любеке классификация выделяла три категории торговых судов — грузоподъёмностью до 10 тонн, от 10 до 24 тонн и свыше 24 тонн, считавшиеся особо крупными. Через 100 с лишним лет, в 1358 г., крупными по той же классификации считались уже суда грузоподъёмностью свыше 120 тонн — то есть, вместимость кораблей за столетие выросла примерно в пять раз. Это говорит о резком увеличении потока грузов и большей степени концентрации капитала.

Начинается проникновение европейцев на Восток. В конце XIII в. венецианский путешественник Марко Поло одним из первых в Европе отправился по Великому шёлковому пути в Китай, а по возвращении детально описал увиденное во время путешествия, открыв западному человеку мир Азии и Востока. Вслед за ним и ещё до него на Восток отправились многочисленные миссионеры — Гильом де Рубрук, Джованни Плано Карпини, Андре де Лонжюмо, Одорик Порденоне, Джованни де Маригнолли, Джованни ди Монте Корвино — и путешественники, такие как Никколо Конти.

Образование Монголоской державы. В 1206 г. монгольским правителем стал Темучин получивший титул Чингисхана, и создавший прекрасное войско. В 1211 г. монголы обрушились на Китай и в 1215 г. взяли Пекин. Завоевание Китая продолжилось до 1279 г. Но в конце XIII в. Монгольская держава распалась на улусы с Чингизидами во главе.

Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат (XIII — начало XVI вв.). В XIII в. на севере Индии утверждается мусульманское государство Делийский султанат, окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком — персидский. Сопровождавшиеся кровавыми распрями, последовательно сменялись в Дели династии Гулямов, Хилджи, Туглакидов. Войска султанов совершали завоевательные походы в Центральную и Южную Индию, а покорённые правители вынуждены были признавать себя вассалами Дели и платить султану ежегодную дань.

Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Индию в 1398 г. войск среднеазиатского правителя Тимура (другое имя — Тамерлан, 1336 — 1405 гг.). Султан бежал в Гуджарат. В стране начались эпидемия и голод. Оставленный завоевателем в качестве наместника Пенджаба Хизр-хан Сайид в 1441 г. захватил Дели и основал новую династию Сайидов. Представители этой и последовавшей за ней династии Лоди правили уже как наместники Тимуридов. Один из последних Лоди, Ибрахим, стремясь возвеличить свою власть, вступил в непримиримую борьбу с феодальной знатью и афганскими военачальниками. Противники Ибрахима обратились к правителю Кабула Тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате, положив этим начало Могольской империи, просуществовавшей почти 200 лет.

Система экономических отношений претерпевает в мусульманскую эпоху некоторые, хотя и не радикальные, изменения. Значительно возрастает государственный земельный фонд за счёт владений покоренных индийских феодальных родов. Основная его часть раздавалась в условное служебное пожалование — икта (небольшие участки) и мукта (крупные «кормления»). Иктадары и муктадары собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на содержание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. Частными земельными собственниками, распоряжавшимися имением без государственного вмешательства, были мечети, владельцы имущества для благотворительных целей, хранители гробниц шейхов, поэты, чиновники и купцы. Сельская община сохранилась как удобная фискальная единица, правда, уплата подушного налога (джизии) легла на крестьян, в большинстве исповедовавших индуизм, тяжким бременем.

К XIV в. историки относят новую волну урбанизации в Индии. Города становились центрами ремесла и торговли. Внутренняя торговля преимущественно ориентировалась на нужды столичного двора. Ведущей статьей импорта был привоз коней (основа делийской армии — конница), которые в Индии за отсутствием пастбищ не разводились. Клады делийских монет (этой эпохи) археологи находят в Персии, Средней Азии и на Волге.

В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском побережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций — Кабрала (1500 г.), Васко де Гама (1502 г.), д' Альбукерки (1510 — 1511 гг.) — португальцы захватывают биджапурский остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV — XVI вв. мощной и даже более централизованной, чем прежние государства юга. Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное пожалование — амарам. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллективов — сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общинники всё чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господство.

С утверждением власти Делийского султаната, в котором ислам был насильно насаждаемой религией, Индия оказалась втянутой в культурную орбиту мусульманского мира. Однако, несмотря на ожесточенную борьбу индусов и мусульман, длительное совместное проживание привело к взаимному проникновению идей и обычаев.

Китай в эпоху монгольского владычества. Империя Юань (1271 — 1367 гг.). Монгольское завоевание Китая растянулось почти на 70 лет. В 1215 г. был взят Пекин, а в 1280 г. Китай полностью оказался во власти монголов. С вступлением на престол хана Хубилая (1215 — 1294 гг.) велико ханская ставка была перенесена в Пекин. Наряду с ним равноправными столицами считались Каракорум и Шандун. В 1271 г. все владения великого хана были объявлены империей Юань по китайскому образцу. Монгольское господство в основной части Китая продолжалось немногим более века и отмечено китайскими источниками как наиболее тяжелое для страны время.

Несмотря на военную мощь, империя Юань не отличалась внутренней прочностью, её сотрясали междоусобицы, а также сопротивление местного китайского населения, восстание тайного буддийского общества «Белый лотос».

Характерной особенностью социальной структуры было разделение страны на четыре неравные по правам категории. Китайцы севера и жители юга страны считались соответственно людьми третьего и четвертого сорта после самих монголов и выходцев из исламских стран западной и центральной части Азии. Таким образом, этническая ситуация эпохи характеризовалась не только национальным угнетением со стороны монголов, но и узаконенным противопоставлением северных и южных китайцев.

Господство империи Юань держалось на мощи армии. Каждый город содержал гарнизон не менее 1000 человек, а в Пекине стояла ханская гвардия из 12000 человек. В вассальной зависимости от юаньского дворца находились Тибет и Коре (Корея). Попытки вторжения в Японию, Бирму, Вьетнам и Яву, предпринятые в 70-80-е гг. XIII в., не принесли монголам успеха. В эту эпоху впервые юаньский Китай посетили купцы и миссионеры из Европы, которые оставили о своих путешествиях записки: Марко Поло (около 1254 — 1324 гг.), Арнольд из Кельна и другие.

Монгольские властители, заинтересованные в получении доходов с покорённых земель, со второй половины XII в. всё больше стали перенимать традиционные китайские методы эксплуатации населения. Первоначально была упорядочена и централизована система налогообложения. Сбор налогов был изъят из рук местных властей, была проведена всеобщая перепись населения, составлены налоговые реестры, введены подушный и поземельный зерновые налоги и подворный налог, взимавшийся шёлком и серебром.

Действующими законами была определена система поземельных отношений, в рамках которой выделялись частные земли, казённые земли, земли общественного пользования и удельные наделы. Устойчивой тенденцией в сельском хозяйстве с начала XIV в. становится увеличение частных земельных владений и расширение арендных отношений. Избыток порабощенного населения и военнопленных позволял широко применять их труд на государственных землях и на землях воинов в военных поселениях. Наряду с рабами казённые земли обрабатывались государственными арендаторами. Широко, как никогда прежде, распространялось храмовое землевладение, пополняемое как за счёт государственных дарений, так и за счёт покупок и прямого захвата полей. Такие угодья считались вечным владением и обрабатывались братией и арендаторами.

Городская жизнь начала возрождаться лишь к концу XIII в. В реестровых списках 1279 г. числилось около 420000 мастеров. По примеру китайцев монголы учредили монопольное право казны на распоряжение солью, железом, металлом чаем, вином и уксусом, установили торговый налог в размере одной тридцатой стоимости товара. В связи с инфляцией бумажных денег в конце XIII в. в торговле стал доминировать натуральный обмен, возросла роль драгоценных металлов, расцвело ростовщичество.

С середины XIII в. официальной религией монгольского двора становится ламаизм — тибетская разновидность буддизма. Характерной особенностью периода было появление тайных религиозных сект. Прежнее положение конфунцианства восстановлено не было, хотя открытие в 1287 г. Академии сынов отечества, кузницы конфуцианских кадров, свидетельствовало о принятии ханом Хубилаем имперской конфуцианской доктрины.

Япония в эпоху первого сёгуната Минамото. В 1192 г. происходит крутой поворот в исторической судьбе страны, верховным правителем Японии с титулом сёгун стал Минамото Еримото. Ставкой его правительства (бакуфу) стал город Камакура. Сёгунат Минамото продолжался до 1335 г. Это было время расцвета городов, ремесла и торговли Японии. Расцвету портовых городов на первых порах содействовали японские пираты. Позже в их процветании начала играть роль регулярная торговля с Китаем, Кореей и странами Юго-Восточной Азии. В XI в. насчитывалось 40 городов, в XV в. — 85, в XVI в. — 269, в которых возникали корпоративные объединения ремесленников и торговцев (дза).

С приходом к власти сёгуна качественно изменился аграрный строй страны. Ведущей формой землевладения становится мелкое самурайское, хотя продолжали существовать крупные феодальные владения влиятельных домов, императора и всесильных вассалов Минамото. В 1274 и 1281 гг. японцы оказали успешное сопротивление вторжению монгольской армии.

У преемников первого сёгуна власть захватил дом родственников Ходзё, называвшихся сиккенами (правителями), при которых появилось подобие совещательного органа из высших вассалов. Являясь опорой режима, вассалы несли наследственную охранную и военную службы, назначались на должность администраторов (дзито) в вотчины и государственные земли, военными губернаторами в провинции. Власть военного правительства бакуфу ограничивалась только военно-полицейскими функциями и не охватывала всей территории страны.

При сёгунах и правителях императорский двор и киотское правительство не были ликвидированы, ибо военная власть не могла управлять страной без авторитета императора. Военная власть правителей значительно укрепилась после 1232 г., когда императорским дворцом была предпринята попытка ликвидировать власть сиккэна. Она оказалась неудачной — верные двору отряды были разгромлены. За этим последовала конфискация принадлежащих сторонникам двора 3000 сёэн.

Второй сёгунат Асикага. Второй сёгунат в Японии возник в ходе длительных усобиц князей знатных домов. На протяжении двух с половиной столетий (1335 — 1573 гг.) чередовались периоды междоусобий и укрепления централизованной власти в стране. В первой трети XV в. позиции центральной власти были наиболее сильными. Сёгуны препятствовали росту контроля военных губернаторов (сюго) над провинциями. С этой целью, в обход сюго, они устанавливали прямые вассальные связи с местными феодалами, обязывали сюго западных и центральных провинций проживать в Киото, а сюго восточной части страны — в Камакура. Однако период централизованной власти сёгунов был недолгим. После убийства в 1441 г. сёгуна Асикага Ёсинори в стране развертывается междоусобная борьба, переросшая в феодальную войну 1467 — 1477 гг., последствия которой сказывались целое столетие. В стране наступает период полной феодальной раздробленности.

В годы сёгуната Муромати происходит переход от мелкого и среднего феодального землевладения к крупному. Система вотчин (сёэн) и государственных земель (коре) приходит в упадок из-за развития торгово-экономических связей, разрушавших замкнутые границы феодальных владений. Начинается формирование компактных территориальных владений крупных феодалов — княжеств. Этот процесс на уровне провинции шёл также по линии прироста владений военных губернаторов (сюго рёкоку).

В эпоху Асикага углубился процесс отделения ремесла от земледелия. Ремесленные цехи возникали теперь не только в столичном районе, но и на периферии, концентрируясь в ставках военных губернаторов и усадьбах феодалов. Производство, ориентированное исключительно на нужды патрона, сменилось производством на рынок, а покровительство сильных домов стало заключаться в предоставлении гарантии монопольных прав на занятие определенным видом производственной деятельности в обмен на выплату денежных сумм. Сельские ремесленники, переходят от бродячего к оседлому образу жизни, возникает специализация сельских районов.

Развитие ремесла способствовало росту торговли. Возникают специализированные торговые гильдии, отделившиеся от ремесленных цехов. На перевозке продуктов налоговых поступлений вырос слой торговцев тоимару, который постепенно превратился в класс торговцев-посредников, транспортировавших самые различные товары и занимавшихся ростовщичеством. Местные рынки концентрировались в районах гаваней, переправ, почтовых станций, границ сёэн и могли обслуживать территорию радиусом от 2-3 до 4-6 км.

Центрами страны оставались столицы Киото, Нара и Камакура. По условиям возникновения города делились на три группы. Одни выросли из почтовых станций, портов, рынков, таможенных застав. Второй тип городов возникал при храмах, особенно интенсивно в XIV в., и имел, как и первый, определенный уровень самоуправления. Третьим видом были рыночные поселения при замках военных и ставках провинциальных губернаторов. Такие города, нередко создававшиеся по воле феодала, находились под полным его контролем и имели наименее зрелые городские черты. Пик их роста приходился на XV в.

После монгольских нашествий власти страны взяли курс на ликвидацию дипломатической и торговой изоляции страны. Приняв меры против нападавших на Китай и Корею японских пиратов, бакуфу восстановило дипломатические и торговые отношения с Китаем в 1401 г. До середины XV в. монополия торговли с Китаем находилась в руках сёгунов Асикага, а затем стала идти под эгидой крупных купцов и феодалов. Из Китая обычно привозили шёлк, парчу, парфюмерию, сандаловое дерево, фарфор и медные монеты, а отправляли золото, серу, веера, ширмы, лакированную посуду, мечи и древесину. Торговля велась также с Кореей и странами Южных морей, а также с Рюкю, где в 1429 г. было создано объединенное государство.

Социальная структура в эпоху Асикага оставалась традиционной: господствующий класс состоял из придворной аристократии, военного дворянства и верхушки духовенства, простой народ — из крестьян, ремесленников и торговцев. До XVI в. четко установились классы-сословия феодалов и крестьян.

До XV в., когда в стране существовала сильная военная власть, основными формами борьбы крестьян были мирные: побеги, петиции. С ростом княжеств в XVI в. поднимается и вооруженная крестьянская борьба. Самый массовый вид сопротивления — антиналоговая борьба. 80 % крестьянских выступлений в XVI в. проходили в экономически развитых центральных районах страны. Подъему этой борьбы способствовало и наступление феодальной раздробленности. Массовые крестьянские восстания прошли в этом столетии под религиозными лозунгами и были организованы необуддистской сектой Дзёдо.

Европа. В Европе после распада империи Карла Великого королевская власть упадок. Это было связано со многими факторами. То преемники оказались бездарям, то Западная Европа испытала нового нашествия: норманны, венгры (мадьяры), сарацины. Однако главной причиной стало то, что в предыдущие века сформировалось крупное землевладение. Их обладатели кроме главного богатства средневековья – земли, имели власть над ней и её жителями. «Не имеет земли без хозяина!» – говорилось тогда. Это давало им возможность свободно себя чувствовать в отношениях с королем, с которым они были связаны лишь вассальным клятвой. Владение этих крупных феодалов иногда превышали владения самого короля. Фактически король более-менее свободно мог себя чувствовать только в собственном домене – наследственном земельном владении. Наиболее показательным примером такой ситуации является Франция. Где королевский домен протянулся тоненькой полоской от Парижа до Орлеана, со всех сторон зажат владениями других феодалов. Фактически единой власти в стране не существовало, а отношения между феодалами строились на системе вассалитета. Никакого государственного аппарата управления, единых налогов, единой армии не существовало. Границы государств были условными и часто менялись. Такой порядок принято называть феодальной раздробленностью. Каждый феодал в своих владениях чувствовал себя королём. А короли были лишь «первыми среди равных». Из письма французского короля Генриха (середина XI в.): «Каждый день новые неприятности. Никто не хочет подумать о бедной Францию, кто считает, что первую очередь ему надо увеличить свои владения. Так опять граф Рауль похитил у Верденского епископа 18 коров и не желает их возвращать. Я король был вынужден выполнить просьбу епископа, и отправил сказать Раулю, Что недопустимо обижать церковных пастырей, даже требовал, чтобы тот вернул скот. Граф ответил посланцу, что не боится ни короля, ни грома церкви. Этот нахал знает, что у меня не хватит сил покорить всех нарушителей божьих и человеческих законов, но от этого королевское имя испытывает унижения».

Несколько иной была ситуация в Немецком (Восточно-франкскому) королевстве. Немецкое королевство в этот время состояло из четырёх родовых герцогств – Швабии, Баварии, Франконии и Саксонии. Здесь существовала выборная монархия: король избирался высшей знатью. Наряду с этим определенную силу имело так называемое «право происхождения». Новый король должен быть родственником предыдущего, хотя в истории Германии этот принцип многократно нарушался. Столицы у короля не было. Он правил государством, разъезжая по своими имениями. Не существовало никаких общегосударственных налогов, король жил прежде на доходы со своих имений. Авторитет приходил к королю не сразу. Только тогда, когда дело доходило до применения военной силы или благодаря умелой политике союзов король мог заслужить себе почёт герцогов. Это удалось не часто.

В период феодальной раздробленности появилась важная особенность власти в странах Европы. Власти чётко разделилась на центральную (осуществляемая монархом) и местную (осуществляемая земельными собственниками). Кроме того, на уровне местной власти отдельности в её осуществлении добились города и отдельные социальные группы. Французский историк Марк Блок отмечал, что королей очень часто предавали вассалы, брали их в заложники. Но за ХI – ХIII вв. только три короля были убиты. Он считал, что этот факт очень важен!

Такое положение вещей не могло существовать вечно, общество требовало стабильности, а стабильность базируется на сильной власти. В тех условиях под сильной властью понималась единоличная власть монарха. Европейские короли начали борьбу за укрепление своей власти и объединения своих владений. Эта борьба с переменным успехом продолжалась несколько веков и не всегда завершалась в пользу королевской власти.

В начале этой борьбы у короля были лишь несколько преимуществ перед другими феодалами. Он был на вершине феодальной иерархии и фактически верховный судья. Законность его власти обеспечивалась постоянством её передачи по династическим принципом, который сопровождался церемонией коронации и помазания на царство, вручением королевских символов, бурным приветствием по стороны свиты и клятвы защищать церковь, обеспечивать мир и справедливо осуществлять правосудие. Важным для королевской власти стало то, что некоторые короли были канонизированы церковью как святые.

В борьбе за укрепление своей власти короли нашли союзников. Это были города, заинтересованные в развитии ремесла и торговли, мелкие феодалы, страдавшие от притеснений крупных, крестьяне и церковь.

Опираясь на такую мощную поддержку в XIII – XIV вв. короли значительно укрепили свою власти. Особенно это видно на примере Франции. Короли стали выдавать общегосударственные законы, налоги, король стал реальной общегосударственной высшей судебной властью. Появился разветвленный государственный аппарат, к которому обычно набирали не по знатности происхождения, а по деловым качествам. Хроника ... о кошмаре Генриха I Английского: «Сперва он увидел толпу вооружённых крестьян, окруживших его ложе. Они скрежетали зубами и, угрожая королю, выкрикивали свои жалобы. Потом много рыцарей в латах и шлемах; вооружённых копьями, дротиками и стрелами. Угрожали его убить. И напоследок. Толпа архиепископов, епископов, аббатов, деканов и обступили его постель, подняв на него свои посохи».

Но для осуществления полноты власти монархам потребовались значительные ресурсы. Там где не удавалось монархам сразу овладеть всю страну, не дав консолидироваться соперникам (Византийская империя, Сицилийское королевство), монархи могли не считаться с интересами других. Но, как правило, монархам приходилось вступать в диалог городами, ведущими социальными состояниями. Это привело к появлению новых органов власти – сословно-представительных (в разных странах они имели разные названия) парламентов, А также органов местного самоуправления. В отдельных странах эти власти собирались регулярно и играли важную роль, решая сложные государственные вопросы, к тому же и не в пользу короля. Но чаще эти органы становились послушным орудием в руках королевской власти.

Жители Исландии гордятся «древнейшим парламентом в Европе». Это произошло после заселения острова датчанами и норвежцами. Переселенцы поделили остров на четыре части. В каждой из частей были свои собрания для решения всех дел – тинг. Для решения общих дел в 930 г. был образован альтинг – общее собрание представителей всех частей острова. На альтинге приняли первые в стране законы, по которым переселенцы образовали должность глашатая законов. Он был «оберегом» правовых обычаев, нигде не записанных. Во время ежегодного собрания альтинга он поднимался на Скалу закона и рассказывал собранию о законах и обычаи, по которым должны судиться исландцы. Так, альтинг 1000 г. объявил о принятие исландцами христианства. Конечно, это не был настоящий парламент, выборный орган управления государством, что принимает законы, ибо в исландцев в то время не было даже государства, но его появление – интересное событие в истории народов Европы.

Сословно-представительные органы в европейских странах
СтранаВремя образованияНазвание
Испания (Кастилия)1188 г.Кортесы
Англия1265 г.Парламент
Франция1302 г.Генеральные штаты
Швеция1435 г.Риксдаг
ГерманияХV в.Рейхстаг
Нидерланды1463 г.Генеральные штаты
Польшаконец ХIV-ХV вв.Сейм
Так в Европе возникли сословные монархии – форма правления, при которой король осуществлял свою власть в согласовании с основными состояниями общества через сословно-представительные органы.

Развитие феодальных поземельных отношений, базировавшихся на натуральном хозяйстве и на эксплуатации феодально-зависимого крестьянства, порождало и новые виды связей между земельными собственниками разного ранга, которые приобретали характер феодальной иерархии. В условиях крайней степени политической децентрализации, фактически феодальной раздробленности, единственным способом организации и поддержания государственной власти стали особые договорные отношения, построенные на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое государство, превратившееся в Западной Европе в IX – XIII вв. в великое множество государств-поместий и отличавшееся крайней степенью экономической и политической децентрализации, приняло форму сеньориальной монархии.

Экономический подъем в XIII – XV вв., связанный с ростом городов и развитием торгового оборота, с накоплением капитала, породил сословную консолидацию западноевропейского общества. В новых условиях стало возможным постепенное территориальное объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий. Для этого периода характерно становление сословно-представительных монархий.

Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная раздробленность, ослаблявшая королевскую власть, превращавшая её из публичной в частную, сеньориальную, способствовала росту политических амбиций и притязаний римских пап на мировое господство. Эти амбиции привели к разделу христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую). Хотя формально раскол вытекал из расхождений по чисто религиозным вопросам (по догмату о происхождении Святого духа, по учению о благодати, по порядку причащения), в основе раскола лежали, прежде всего, политические противоречия – борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью.

Возрастающий авторитет римско-католической церкви опирался не только на земельные богатства, на Священное писание и религиозные чувства верующих. Он имел под собой и созданную к этому времени мощную и централизованную церковную организацию, построенную на чётком отделении клира от мирян, на строго иерархических началах жизни духовенства и на его безусловном подчинении епископату, римской курии и верховному понтифику – папе. Большую политическую силу последнему придавали и возникавшие ещё с VI в. различные монашеские, а позднее духовно-рыцарские ордена, представлявшие собой строго централизованные объединения, уставы которых утверждались папством. По сути дела, в XI – XII вв. (с так называемой папской революции), когда римские папы начинают претендовать на руководство всем христианским миром, римско-католическая церковь превращается в своеобразную надтерриториальную и общеевропейскую теократическую монархию. Она создала к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы, свою дипломатическую службу. Наибольшего могущества в качестве самостоятельного политического института в западноевропейском обществе католическая церковь добивается в XIII в. при папе Иннокентии III (1198 – 1216 гг.), установившем порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы. В это же время развернулась острая политическая борьба римского престола за отмену так называемой духовной инвеституры – права светской власти утверждать выборы высших церковных лиц (епископов, аббатов) и вручать им символы духовной власти (кольцо и посох). В борьбе с европейскими монархами за политическое влияние римские папы прибегали и к таким сильнодействующим средствам, как наложение интердикта, то есть запрета совершать богослужение и религиозные обряды в пределах указанного государства, и даже к прямому отлучению от церкви «провинившегося» монарха. Так, при Иннокентии III были отлучены от церкви германский император, английский и французский короли.

Особый политический симбиоз церкви и государства в Западной Европе в средние века имел своим результатом создание целой системы специальных церковных трибуналов, призванных защищать устои христианского вероучения, бороться с еретиками, – инквизиции. Эти трибуналы отвергли варварские, дохристианские виды судебных доказательств (ордалии), пытались внести рациональное начало в уголовный процесс (письменное судопроизводство, система формальных доказательств). Вместе с тем инквизиция породила презумпцию виновности обвиняемого, целый ряд утонченных по своей жестокости истязаний обвиняемого, что явно выходило за рамки складывавшегося в западноевропейском средневековом обществе (особенно на поздних его ступенях) типа политико-правовой культуры.

Иную роль в формировании политического и правового сознания в Западной Европе сыграли средневековые города, некоторые из которых вели своё начало от римских времен. Но наиболее бурный рост городов относится к концу XI – XII в., когда начинается быстрое развитие ремесла и торговли, зарождаются капиталистические отношения. Естественно, города во всех сферах своей жизни испытали влияние феодальных порядков. Так, городские общины основывались и развивались долгое время на землях, составлявших феодальную собственность королей и других светских сеньоров, монастырей. Первоначально городское население испытало на себе те или иные формы личной зависимости от сеньора, но даже и в более позднюю эпоху, уже после приобретения личной свободы, оно в условиях господства феодальной власти не могло преодолеть сословную неполноценность. Даже сама основа городской жизни – производство и торговля не были свободны от всевозможных феодальных пут (цеховой строй, торговые монополии).

Но, тем не менее, по своей сути западноевропейские города (в отличие от городов Восточной Европы) были как бы чужеродным телом в системе феодальных отношений. И в политической жизни города, особенно в эпоху Возрождения, горожане всё больше ориентировались на забытые, на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. Учитывая всё возрастающий экономический и политический потенциал городов, королевская власть, особенно в XI – XIII вв., искала у них политическую поддержку и финансовую помощь.

История средневековых городов – это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба особенно характерна для XI – XIII вв., то есть того периода, когда ещё не получил силу процесс политической централизации и повсеместного усиления королевской власти. Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Политико-правовой статус городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и видов. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, то есть полного самоуправления. Отдельным городам, особенно при слабости центральной государственной власти, например в Италии, удалось приобрести статус самостоятельного государства-города. В таких городах-государствах устанавливалась обычно форма городской республики (Венеция, Флоренция, Генуя). Эти государства, несмотря на свои миниатюрные размеры и сравнительно несложную систему управления, суда, занимали важное место в международной торговле и тем самым приобретали всё больший политический вес на европейской арене. Даже в тех случаях, когда городские советы в этих карликовых республиках оказывались в руках местной олигархии, аристократии, плутократии, города, будучи проводниками античных демократических традиций, уже самим своим существованием подрывали устои феодализма и содействовали переходу к новым, более высоким формам государственно-правовой жизни.

Несмотря на характерную, особенно для определенных периодов западноевропейского средневековья, рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе всё в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности, являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственности, сословные привилегии феодалов, средневековое государство, как любое другое государство, осуществляло общие функции (поддержание мира, традиционного правового порядка). В средние века в странах Западной Европы сложилась и приобрела общую социальную ценность национальная государственность, которая при всех её различиях в разных странах стала стержнем единой европейской культуры и цивилизации.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх