
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) – известный философ, историк, политик, стоял у истоков зарождения эмпиризма и английского материализма. Стал первым крупным философом периода Позднего Возрождения и начала Нового времени. А еще Фрэнсис Бэкон — публицист и государственный деятель
Мать Фрэнсиса, Энн Бэкон, дочь английского гуманиста Энтони Кука, воспитателя короля Англии и Ирландии Эдуарда VI, была второй женой Николаса, и, помимо Фрэнсиса, они воспитывали старшего сына Энтони. У Фрэнсиса и Энтони были ещё три брата по отцу – Эдвард, Натаниэль и Николас, дети от первой жены отца – Джейн Фернли.

Энтони Кук (1504 — 1576 гг.) – английский учёный-гуманист, политик, воспитатель короля Англии Эдуарда VI, дед по матери английского философа Фрэнсиса Бэкона

Энн Бэкон (1528 — 1610 гг.) – английская леди и учёный. Она внесла значительный вклад в английскую религиозную литературу, переведя с латыни «Апологию англиканской церкви» Епископа Солсберийского Джона Джуэла. Энн – мать философа и политика Фрэнсиса Бэкона

Уильям Сесил, 1-й барон Бёрли (13 сентября 1520 или 1521 — 4 августа 1598 гг.) — глава правительства королевы Елизаветы Английской, государственный секретарь в периоды с 1550 по 1553 и с 1558 по 1572 гг., лорд-казначей Англии с 1572 г.
В апреле 1573 г. Фрэнсис поступил в колледж Святой Троицы в Кембридже, и обучался там три года, вместе со своим старшим братом Энтони; их персональным преподавателем был доктор Джон Уитгифт – будущий архиепископ Кентерберийский.

Джон Уитгифт (около 1530 — 29 февраля 1604 гг.) – епископ Вустерский, 73-й архиепископ Кентерберийский
27 июня 1576 г. Фрэнсис и Энтони вступили в общество учителей в Грейс-Инне. Через несколько месяцев, благодаря протекции отца, который таким образом хотел подготовить сына к служению государству, Фрэнсиса отправили за границу, в составе свиты сэра Эмиаса Паулета, английского посла во Франции.

Сэр Эмиас Паулет (около 1532 г. — 26 сентября 1588 г.) — британский дипломат и государственный деятель. Сын сэра Хью Паулета, Хинтон-Сен-Джордж, и Филиппы Поллар, Эмиас. В 1569 г. стал вице-губернатором острова Джерси, где его отец был губернатором; в 1573 г. после смерти отца занял пост губернатора, на котором и оставался до самой смерти.
В 1576 г. королева Елизавета I пожаловала Паулету рыцарское звание, отправила послом в Париж и препоручила его заботам юного Фрэнсиса Бэкона. Паулет оставался в посольстве, пока не был отозван в ноябре 1579 г.
В 1580 г. Елизавета назначила его Хранителем Марии Стюарт, королевы Шотландии, и он оставался таковым вплоть до казни Марии в 1587 г.
Умер в Лондоне, был похоронен в церкви Святого Мартина-в-полях
В 1580 г. Фрэнсис предпринял первый шаг в своей карьере, подав, через своего дядю Уильяма Сесила, прошение о назначении его на какую-либо должность при дворе. Королева благосклонно приняла эту просьбу, однако не удовлетворила её; подробности этого дела остались неизвестны. И впоследствии её величество была расположена к философу, консультировалась с ним по правовым и другим вопросам государственной службы, милостиво беседовала, но это не выливалось ни в материальное поощрение, ни в карьерное продвижение. Проработав два года в Грейс-Инне, в 1582 г. Бэкон получил должность младшего барристера.
Начиная с 1581 г. и до его избрания в Палату лордов, Бэкон заседал постоянно в Палате общин. В 1581 г. состоялась первая сессия в парламенте с участием Фрэнсиса. Своё место там от избирательного округа Боссини он получил путём довыборов, не без помощи своего крёстного отца.
Фрэнсис был выдающимся оратором, его выступления производили впечатление на современников; характеризуя его как оратора, английский драматург, поэт и актёр Бен Джонсон отметил: «Никогда ни один человек не говорил глубже, весомей или допускал меньшую суетность, меньшую ветреность в своей речи … Каждый, кто слушал его, опасался лишь того, что речь закончится». Во время своего третьего пребывания в парламенте, 3 ноября 1586 г., Бэкон выступал за наказание Марии Стюарт, королевы Шотландии, и 4 ноября участвовал в комитете по составлению ходатайства о суде над ней. Периодически Фрэнсис писал Елизавете I, и в своих письмах поднимал самые актуальные политические вопросы того времени. По прошествии времени историки сходятся во мнении, что если бы королева прислушалась к философу и сделала так, как он советовал, то нескольких конфликтов, в которые были втянуты парламент и корона, можно было не допустить. В процессе дебатов Бэкон часто вступал в оппозицию сначала с Палатой лордов, а затем, фактически, и с самим двором – философ впал в немилость у двора и королевы.
В 1586 г. Бэкон становится старшиной юридической корпорации – бенчером, благодаря содействию своего дяди, Уильяма Сесила, барона Берли. Затем последовало назначение его экстраординарным королевским адвокатом и, в 1589 г., Бэкона зачислили кандидатом на место регистратора Звёздной палаты. Это место могло бы принести ему 1600 фунтов в год, но занять его можно было только через 20 лет; в настоящее время польза для Бэкона была только в том, что теперь брать взаймы стало проще.
В 1597 г. философ публикует свой первый литературный труд «Опыты и наставления нравственные и политические», которые в последующие годы неоднократно переиздавались. В посвящении, адресованном брату, автор опасался, что «Опыты» «будут подобны … новым полупенсовым монетам, которые, хотя серебро в них и полноценно, очень уж мелки». Издание 1597 г. содержало 10 коротких эссе; впоследствии, в новых редакциях изданий, автор увеличил их число и разнообразил тематику, при этом заметнее акцентируя политические аспекты - например, в издании 1612 г. содержалось уже 38 эссе, а в издании 1625 года - 58. Всего при жизни автора вышло три издания «Опытов». Публика приняла книгу с одобрением, она была переведена на латинский, французский и итальянский языки; слава автора распространялась, но его финансовое положение оставалось затруднительным. Дошло до того, что он был задержан на улице и препровождён в полицию по жалобе одного из золотых дел мастеров из-за долга в 300 фунтов стерлингов.
В марте 1603 г. скончалась Елизавета I; на трон взошёл Яков I, он же король Шотландии Яков VI, ставший с момента воцарения в Лондоне правителем сразу двух независимых государств.

Яков I Английский (Яков VI Шотландский) — король Шотландии и первый монарх Англии из династии Стюартов. Стал первым правителем, который занимал престол одновременно двух Британских государств.
Яков родился 19 июня (3 июля) 1566 г. в Эдинбурге (Шотландия). Его родителями были королева Мария Стюарт и лорд Дарнли. Когда Якову исполнился всего год, его отец был убит при загадочных обстоятельствах. Мальчик стал наследником шотландского трона.
29 июля 1567 г. в Стерлинге Яков был коронован королём Шотландии. 25 июля 1603 г. в Вестминстерском аббатстве Яков VI был коронован королём Англии под именем Якова I
Яков I был первым государем, правившим одновременно обоими королевствами Британских островов. План объединения обоих британских государств был одним из наиболее амбициозных проектов Якова I, однако из-за сопротивления парламентов Англии и Шотландии так и не был реализован при жизни короля. Объединение произойдёт только в 1707 г.
Яков I был всесторонне развитой и образованной личностью. Он писал стихи на нескольких языках, философские труды, трактаты. Под конец жизни Яков отстранился от государственных дел и разрешил управлять страной своим фаворитам и сыну Карлу. Умер король в 1625 г.
В этом же году Бэкон познакомился со вдовой лондонского старейшины Бенедикта Бэрнема, Дороти – матерью своей будущей жены – Алисы Бэрнем. Бэкон был в три раза старше своей невесты: жениху исполнилось 45 лет, а его невесте Алисе только 14. Свадьба состоялась 10 мая 1606 г., но детей у Фрэнсиса и Алисы не было.
В 1604 г. Бэкон получает должность штатного королевского адвоката, а 25 июня 1607 г. он занимает пост генерал-солиситора с доходом около тысячи фунтов в год. В 1605 г. Бэкон выпустил своё первое значительное философское произведение: «Две книги о восстановлении наук», явившееся наброском вышедшего через 18 лет труда «О достоинстве и приумножении наук». В предисловии к «Двум книгам…» автор не скупился на обильные восхваления Якова I, что было обычным явлением для тогдашней литературной практики гуманистов. В 1608 г., в качестве солиситора, Бэкон решил вопрос об «автоматической» взаимной натурализации шотландцев и англичан, родившихся после коронации Якова I: и те и другие становились гражданами обоих государств (Англии и Шотландии) и приобретали соответствующие права. Аргументацию Бэкона признали 10 судей из 12. В этом же году философ становится регистратором Звёздной палаты, заняв то место, кандидатом на которое он был назначен ещё при Елизавете I, в 1589 г.; в результате его годовой доход, поступающий от королевского двора, составил сумму 3200 фунтов.
В 1609 г. выходит его работа «О мудрости древних», представляющая собой сборник миниатюр. В 1613 г. появилась, наконец, возможность более значительного карьерного продвижения – Бэкон получил должность генерального прокурора (генерал-атторнея). После этого, парламентарии объявили, что в будущем генеральный прокурор не должен заседать в палате общин, однако для Бэкона было сделано исключение.
В 1616 г., 9 июня, Бэкон становится членом Тайного совета не без помощи молодого фаворита короля Джорджа Вильерса, впоследствии герцога Бэкингема. Период с 1617 по начало 1621 гг. явился самым плодотворным для Бэкона как в карьерном продвижении, так и в научной работе: 7 марта 1617 г. он становится Лордом-хранителем Большой печати Англии, 4 января 1618 г. Бэкона назначили на высший пост в государстве - он стал лордом-канцлером; в июле того же года его ввели в круг пэров Англии присвоением титула барона Веруламского, а 27 января 1621 г. возвели на следующую ступень пэрства, сделав виконтом Сент-Олбанским.

Джордж Вильерс, 1-й герцог Бекингем (28 августа 1592 — 23 августа 1628 гг.) — английский государственный деятель, фаворит и первый министр королей Якова I и Карла I Стюартов.
Вильерс происходил из небогатой дворянской семьи из графства Лестершир. В 1614 году он был представлен королю Англии и Шотландии Якову I, который воспылал страстью к молодому дворянину. Вскоре он был возведён в рыцарское достоинство, пожалован титулами виконта Вильерса (1616 г.), графа Бекингема (1617 г.), маркиза (1618 г.) и, наконец, герцога Бекингема (1623 г.) — первый герцогский титул в Англии более чем за 50 лет.
Помимо титулов Бекингем получил множество государственных должностей: шталмейстер, главный судья выездной сессии, лорд-стюард Вестминстера, лорд-адмирал Англии (1619 г.). Бекингем стал фактически главой английского правительства при стареющем короле Якове I.
В 1620-х гг. Бекингем выступал за агрессивную внешнюю политику Англии, поддерживая идею вступления страны в Тридцатилетнюю войну на стороне протестантских князей.
После смерти в 1625 году Якова I на престол Англии и Шотландии взошёл Карл I, бывший принц Уэльский, при котором Бекингем сохранил своё влияние на политику страны.
Этот фаворит двух королей был убит в Портсмуте Джоном Фелтоном
Фрэнсис не скрывал, что получал подарки от тех людей, дела которых ведет в суде. Однако он полностью отрицал тот факт, что получение подарков влияло на его окончательное решение. Якову I он писал так: «… я могу быть нравственно неустойчивым и разделять злоупотребления времени. … я не буду обманывать относительно моей невиновности, как я уже писал лордам, … но скажу им тем языком, которым говорит мне моё сердце, оправдывая себя, смягчая свою вину и чистосердечно признавая её».
20 апреля 1621 г. Бэкон отправил лордам общее признание своей вины. Лорды посчитали это недостаточным и направили ему список из 28 обвинительных позиций, требуя письменного ответа. Бэкон ответил 30 апреля, признавая свою вину и надеясь на справедливость, великодушие и милость суда. 1 мая 1621 г. комиссия из четырёх человек, назначенных королём, посетила Бэкона в его особняке и изъяла Большую печать, на что он заметил: «Господь дал мне её, а теперь по своей вине я её потерял». 3 мая 1621 г., после тщательного обсуждения, лорды вынесли приговор: штраф 40000 фунтов, заключение в Тауэр на срок, определённый королём, лишение права занимать какие-либо государственные должности, заседать в парламенте и бывать при дворе. Было также предложение подвергнуть философа бесчестию – лишить его титулов барона и виконта, но оно не прошло из-за двух голосов против, один из которых принадлежал маркизу Бэкингему. Приговор был исполнен не полностью: 31 мая Бэкона заключили в Тауэр, но не в камеру, а в помещение йоменов, вместе с его слугой; через три дня король выпустил философа на волю, впоследствии также простив и штраф. Затем последовало общее прощение (хотя и не отменяющее приговор парламента), и долгожданное разрешение бывать при дворе, данное не без помощи фаворита короля – герцога Бэкингема. Однако в парламенте Бэкон уже больше никогда не заседал, и его карьера государственного деятеля закончилась. Своей судьбой он подтвердил верность своих же слов, сказанных в эссе «О высокой должности»: «На высоком месте нелегко устоять, но нет и пути назад, кроме падения или по крайней мере заката …».
Последние годы своей жизни посвятил философским, естественнонаучным и литературным трудам, издав такие прославившие его имя работы, как: трактат «О великом восстановлении наук» (который он писал на протяжении почти всей жизни), «О мудрости древних» (1609 г.), а также «Новая Атлантида» (которая была опубликован посмертно в 1627 г.).
С именем Ф. Бэкона связано множество легенд. Хотя, сам Бэкон никогда публично не заявлял о том, что принадлежит к каким бы то ни было тайным обществам, вокруг его имени еще при жизни стал складываться мистический ореол, который в XIX и XX вв. приобрел поистине мифический статус, в особенности после опубликования ряда посвященных ему работ, где на основе сведений, заимствованных из различных источников – свидетельств современников, корреспонденции брата Фрэнсиса, Энтони, одно время возглавлявшего службу британской внешней разведки, и, в конце концов, сочинений самого лорд-канцлера, доказывался факт его причастности к «оккультному возрождению» в Англии XVII в. С этой целью на вооружение бралось все – не только само содержание его трудов, но и элементы их художественного оформления и даже скрытые закономерности, которые выявлялись путем анализа содержащихся в них опечаток. С именем Бэкона связывают важнейший этап организационного и структурного становления «розенкрейцеровского братства» – масонские ложи. Считают, что это он в зашифрованной форме изложил в своих философских и политических сочинениях их идеологию. Исследователями порой руководил не столько чисто оккультный интерес, сколько желание отыскать подтверждение прочно овладевших умами современников слухов о том, что именно Бэкон был автором пьес, которые он выпускал под псевдонимом Уильям Шекспир.
Известного философа не стало 9 апреля 1626 г., ему было всего 66 лет. Причиной его смерти стала нелепая случайность. Однажды его заинтересовал вопрос влияния холода на длительность процесса гниения, и он решил найти ответ экспериментальным способом. Он собственноручно набил снегом тушку курицы, которую купил у одной бедной женщины на рынке, чтобы проверить влияние холода на сохранность мясных припасов. Тогда он сильно простудился, болезнь быстро прогрессировала и закончилась трагически. 9 апреля 1626 г., на пятый день после проведенного опыта, ученого не стало.
Уже тяжелобольным, в последнем письме к лорду Эренделу, одному из своих друзей, он с торжеством сообщает, что опыт удался. Учёный был уверен в том, что наука должна дать человеку власть над природой, имея в виду, что понимание свойств природных явлений позволяет воспроизводить их искусственно и использовать по мере надобности. Великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание - сила».
Всего через 2 недели после смерти мужа Алиса снова вышла замуж за Джона Андерхилла, с которым у неё был роман ещё во время брака с Бэконом.
Фрэнсис Бэкон был погребён в церкви Святого Архангела Михаила в городке Сент-Олбанс. На могиле установлена статуя философа, сидящего в кресле. Позже была сделана копия этой работы и передана в часовню колледжа Святой Троицы.
Трудно сказать, кем Френсис Бэкон был больше: философом или ученым, но то, что Фрэнсис Бэкон стал великим мыслителем эпохи Возрождения Англии, ни у кого не вызывает сомнений. Очень разносторонний, невероятно образованный, он сменил много работ, побывал в нескольких странах, сформулировал множество умных мыслей, не утративших своей актуальности и сегодня.
Заменим, что еще в молодые годы Фрэнсис увлекался театром: так, в 1588 году при его участии студентами Грейс-Инн был написан и поставлен спектакль-маска «Беды короля Артура» - первая обработка для сцены английского театра истории о легендарном короле бриттов Артуре. В 1594 году, на Рождество в Грейс-Инн был поставлен другой спектакль-маска с участием Бэкона, как одного из авторов – «Деяния грейитов». В этом спектакле Бэконом были выражены идеи «покорения творений природы», открытия и исследования её тайн, позднее получившие развитие в его философских трудах и литературно-публицистических эссе.
Основные философские идеи Бэкона:
- Будущее человечества он связывал с успехами наук в познании природы и осуществлением на этой основе полезных изобретений.- Источником любого знания для философа мог выступать лишь опыт. Разум не способен произвести знание самостоятельно, без опоры на внешние данные. Чувственное познание также слишком обманчиво и неоднозначно.
- В качестве метода познания Бэкон предлагал индукцию и эксперимент. Эксперимент представлял собой специально-организованное исследование, испытание какого-либо предположения, главным условием которого является его воспроизводимость.
- Бэкон критиковал всё философское и научное наследие, которое было сделано до него. Он находил это наследие малопригодным для новой, современной науки.
Френсис Бэкон придумал метод сокрытия секретного сообщения – шифры, которые бы позволяли передавать секретные сообщения в обычных текстах так, чтобы никто не знал об этих сообщениях. Шифр базировался на двоичном кодировании алфавита символами «A» и «B», сопоставимые с «0» и «1». Затем секретное послание «пряталось» в открытом тексте с помощью одного из способов сокрытия сообщений. Шифр впервые встречается в работе Бэкона: «О преумножении наук» (1605 г.) и более подробно описан в сочинении «О достоинстве и преумножении наук» (1623 г.).
Главный литературный труд Фрэнсиса Бэкона – книга под названием «Опыты», которую он писал на протяжении целых 28 лет. Первые десять эссе автор опубликовал в 1597 году, и вплоть до 1625 г. собрал 58 текстов, часть из которых вошла в третье, переработанное и дополненное издание, получившее название «Опыты, или Наставления нравственные и политические».
Главная тема этих трудов – человеческая жизнь и те аспекты, из которых она состоит – любовь, дружба, совесть, честолюбие, превратности судьбы. В произведениях было много метафор и ученых примеров, которые пригодятся всем, кто стремится сделать карьеру. В советах, данных философом современникам, преобладает холодный расчет. Бэкон говорит о том, что все, кто хочет подняться высоко, должны будут пройти зигзаги винтовой лестницы, что близкие люди всегда становятся заложниками судьбы, так как мешают свершать великие дела, и неважно какие, добрые или злые.
Несмотря на то, что Фрэнсис много времени отдавал юриспруденции и политике, своим главным занятием он сам считал науку и философию. Дедукцию Аристотеля, которая была на главных позициях в те годы, Бэкон не воспринимал, он считал ее неудовлетворительным способом философствования, он трудился над разработкой совершенно нового инструмента мышления.
12 октября 1620 г. опубликована одна из самых знаменитых его работ: «Новый Органон», вторая, по замыслу философа, часть незавершённого генерального труда - «Великое Восстановление Наук». Этот труд явился завершением большой многолетней работы; перед опубликованием окончательного текста было написано 12 вариантов.
Трудно сказать, кем он был больше, философом или ученым, но то, что Фрэнсис Бэкон стал великим мыслителем эпохи Возрождения Англии, ни у кого не вызывает сомнений. Очень разносторонний, невероятно образованный, он сменил много работ, побывал в нескольких странах, сформулировал множество умных мыслей, не утративших своей актуальности и сегодня. Бэкон обладал невероятными ораторскими способностями, которые в сочетании со стремлением к познанию помогли реформировать философию тех времен. Эмпирист Бэкон был абсолютно уверен, что развитие цивилизации возможно только благодаря научно-техническому прогрессу, а культурные и духовные ценности он ставил на второе место.
В 1620 г. философ представил свой великий план восстановления наук, который вышел в качестве предисловия к книге «Новый Орагон, или Истинные указания для истолкования». Эта работа должна была состоять из шести разделов – современное состояние науки, новый метод получения истинных знаний, эмпирические данные, вопросы, которые нужно в дальнейшем исследовать, свод предварительных решений и собственно, философия.
Фрэнсис успел набросать лишь две первые части. Первую автор назвал «О пользе и успехе знания», на латыни она называлась «О достоинстве и приумножении наук».
Первая часть «Нового органона» – критическая. В ней Бэкон не предлагает новое учение, он собирался сделать это во второй части, но не закончил её. Бэкон показывает неправильность методов философии и раскрывает причины того, почему не была создана истинная опытная наука. Одна из основных причин и состоит в том, что не был найден истинный метод. Философы всегда пользовались дедуктивным методом и в качестве инструмента для дедукции использовали аристотелевскую силлогистику.
Дедукция – метод, состоящий в переходе от общих положений к частным выводам. А поскольку общие положения всегда рассудочны, умопостигаемы, то, будучи взяты в качестве основы для рассуждения, они не основываются на опытных фактах и являются результатом некой философской интуиции. По Бэкону, нужно идти обратным путём: изучать частные случаи, факты, обобщать их и приходить таким образом к более общим правилам, на основе которых открывать законы, то есть формы чистого действия. Это – индуктивный метод. Во второй части «Нового органона» Бэкон разрабатывает метод индукции, а в первой подвергает критике дедуктивный метод.
Бэкон критикует аристотелевскую силлогистику и противопоставляет ей свою новую логику. Силлогистика и вообще дедукция, по Бэкону, обладают лишь проясняющей способностью. При помощи дедуктивных методов, в частности при построении силлогизмов, человек может лишь объяснить то, что он уже знает, – открыть новые знания при помощи дедукции невозможно. Эта логика может быть логикой доказательства того, что уже известно, а нужно развивать не логику доказательства, а логику открытия.
Но есть и другие причины, приведшие к тому, что долгое время господствовало ложное учение. Эти причины Бэкон называет идолами (опять же не вкладывая в этот термин никакого религиозно-языческого смысла). Человеческое сознание загружено четырьмя видами идолов: идолами рода, пещеры, площади и театра. Эти образные названия хорошо отражают суть учения Бэкона.
Идолы рода (идолы племени) – это идолы объективные, которых мы не можем избежать и которые можем только учитывать. Идолы рода происходят от самой природы человека. Возникают они от смешения различных познавательных способностей, в том числе из-за влияния эмоций и ощущений на разум.

Рене Декарт (родился 31 марта 1596 г. — умер 11 февраля 1650 г.) – французский философ, физик и математик, представитель классического рационализма
Ощущения также накладывают отпечаток на разум, поскольку, перенося особенности своей познавательной природы на человеческий рассудок, они мешают разуму прийти к обобщениям и осмыслению фактов: «Но в наибольшей степени запутанность и заблуждения человеческого ума происходят от косности, несоответствия и обмана чувств, ибо то, что возбуждает чувства, предпочитается тому, что сразу чувств не возбуждает, хотя бы это последнее и было лучше. Поэтому созерцание прекращается, когда прекращается взгляд, так что наблюдение невидимых вещей оказывается недостаточным или отсутствует вовсе».
Идолы пещеры возникают на основе личных индивидуальных особенностей каждого человека. Каждый из нас имеет свой талант, своё воспитание, каждый привык к определённому образу жизни, его интересует определённая профессия. То есть человек смотрит на мир как бы из своей пещеры. «Люди любят или те частные науки и теории, авторами и изобретателями которых они считают себя, или те, в которые они вложили больше всего труда и к которым они больше всего привыкли».
Идолы площади (или рынка, fori) создаются (сознательно или бессознательно) самим человеком. Возникают они из-за того, что общение людей происходит при помощи слов. По мнению Бэкона, это самые тягостные идолы. «Люди верят, что их разум повелевает словами. Но бывает и так, что слова обращают свою силу против разума». Слова создаются людьми, и многие из этих слов бессмысленны. Большинство философских терминов относятся именно к этим бессмысленным словам. Существуют три вида слов: истинные слова, ничего не обозначающие слова и плохо образованные слова. Большинство философских терминов относятся к ничего не обозначающим словам, многие научные термины являются словами, плохо образованными, и потому мешают человеку познать истину.
Идолы театра созданы засильем авторитетов. Человек имеет слабость преклоняться перед авторитетами, которые, как актеры на сцене театра, подавляют человека своим талантом. Поэтому люди доверяют гениальным философам, создавшим свои системы, и подвергаются их воздействию. Некоторые философские системы, в частности системы Платона и Аристотеля, особенно вредны, потому что своей мощью, красотой и логичностью подавляют человека и отвлекают его от поиска истинной картины мира. Все ложные философские и научные учения Бэкон делит на три типа: софистические, эмпирические и суеверные.

Точные годы жизни Пифагора - древнегреческого философа, математика, теоретика музыки и мистика, создателя религиозно-философской школы пифагорейцев – неизвестны. По одной из версий, он родился около 570 г. до н. э. на острове Самос, а умер 490 г. до н.э.
В описании предрассудков, мешающих развиваться науке, философ описывал разделение знания на три части, в соответствии с психическими функциями. История у него ассоциировалась с памятью, поэзия отвечала за воображение, а философия (в комплексе с науками), относилась к разуму. Бэкон считал, что научное познание основано на индукции и эксперименте. Индукция в свою очередь, бывает полная и неполная.
Под полной индукцией подразумевалась постоянная повторяемость свойств любого предмета, относящегося к рассматриваемому классу. В этом случае можно обобщить все сходные случаи, и в итоге получается тот же результат. В случае неполной индукции, обобщаются не все примеры, только некоторые, потому что количество этих случаев настолько велико, что их число доходит до бесконечности и теоретически недоказуемо. В этом случае заключение всегда будет вероятностного характера.
Работая над созданием «Истинной индукции», ученый пытался найти не только подтверждающие факты, но опровергающие определенные выводы. Благодаря ему, в естествознании появились два средства исследования – перечисление и исключение, причем главенствующая роль отводилась именно исключениям. Такой метод помог Бэкону прийти к выводу, что «форма» теплоты – это ничто иное, как движущиеся мельчайшие частицы тела.
Теория познания Фрэнсиса Бэкона основывалась на мысли, что только чувственный опыт может породить истинное знание. Именно эту позицию философа и назвали эмпирической. Ученый изучал природу человеческого познания и границы каждой категории, подчеркивал самые важные области, которые еще предстоит изучить, и которые до него никого не интересовали. Бэконовская методология базируется на постепенном индуктивном обобщении фактов, которые возникали во время опытов. Но философ не собирался упрощать понимание обобщений, он настаивал на том, что, анализируя факты, нужно опираться на разум.

Томас Мор — английский юрист, государственный деятель, философ и писатель-гуманист. Родился 7 февраля 1478 г. в Лондоне, сын судьи Джона Мора. Получил образование в Оксфордском университете, где изучал грамматику, риторику и логику, древнегреческий и французский языки, математику, историю. Также приобрёл навыки игры на скрипке и флейте.
Занимался адвокатской практикой и преподавал право. В 1529 – 1532 гг. занимал должность лорд-канцлера Англии. Мор выступал против Реформации и критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла. На посту лорд-канцлера препятствовал распространению протестантизма на территории Англии. В 1535 г. был казнён в соответствии с Актом об измене. В 1935 г. причислен к лику святых Католической церкви.
В 1516 г. написал книгу «Утопия», в которой показал своё понимание наилучшей системы общественного устройства на примере вымышленного островного государства
«Утопия» — книга Томаса Мора, написанная в 1516 г., представляет собой художественно-философский трактат, в котором автор описывает вымышленный остров с идеальным общественным устройством
Король Яков назвал труд Фрэнсиса новым светильником во мраке философии прошлых лет, и назначил ему достойную пенсию в сумме 1200 фунтов. Незаконченная «Новая Атлантида» знакомила читателя с загадочной страной под названием Бенсалем, во главе которой стоял «Соломонов дом», или как он еще его назвал – «Общество для познания истинной природы всех вещей», в которое входили все мудрецы страны.Работа Бэкона не походила на социалистические и коммунистические произведения, она имела хорошо выраженный технократический характер. Философ открыл новый метод познания, который основывался на наблюдении, а не на теории. Именно это открытие позволило Бэкону занять свое достойное место среди важнейших представителей научной мысли.
Экспериментальная наука и опытно-эмпирический метод проведения исследований, изложенных в учении Бэкона, стали бесценным вкладом философа в развитии человеческой мысли. Но стоит отметить, что при жизни Фрэнсису не удалось получить более-менее значимых результатов как в теоретической области, так и в эмпирических исследованиях. Мало того, представители экспериментальной науки категорически отвергли метод индуктивного познания Бэкона.
Итак, Бэкон стал автором двух новых научных методик – индукции и эмпиризма.
Индукция подразумевает собой определенный метод суждений, которые идут от частного к общему. Под экспериментом подразумевается исследование явления в условиях, которыми наблюдатель может управлять. Главное отличие эксперимента и наблюдения в том, что во время проведения эксперимента с изучаемым объектом можно активно взаимодействовать.
Среди произведений Бэкона выделяется «О достоинстве и приумножении наук». Оно, правда, не является главным в его творчестве, хотя сам он считал иначе, посвятив ему большую часть своей жизни. Наиболее известное его произведение – «Новый органон» (понятно, что само заглавие предполагает противопоставление метода Бэкона старому аристотелевскому, который излагался в логических работах Аристотеля, совокупно называемых «Органоном»).

«Органон» (Ὄργανον — инструмент, метод) — традиционное название философских сочинений Аристотеля, посвящённых логике. Название «Органон» принадлежит не самому Аристотелю: принято считать, что оно закрепилось благодаря комментатору и издателю трудов Аристотеля Андронику Родосскому

«Город Солнца» (La città del Sole; на латыни – Civitas Solis) — философское произведение Томмазо Кампанеллы, «поэтический диалог», одна из классических утопий. Описание идеального города-государства: расположен на холме с величественным храмом на вершине, опоясан кольцами крепостных стен, которые делят его на семь поясов, или кругов.

Томмазо (Фома) Кампанелла (5 сентября 1568 — 21 мая 1639 гг.) — итальянский философ, богослов, социально-политический мыслитель и поэт

Галилео Галилей (15 февраля 1564 – 8 января 1642 гг.) — итальянский физик, механик, астроном, философ, математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Один из основоположников естествознания
В работе «О достоинстве и приумножении наук» Бэкон указывает, что человечество накопило слишком много лишних знаний. Особенно преуспело в этом Средневековье. Схоластика дала человечеству совершенно не нужные ему знания и отошла от научного познания природы, которое было в Античности.
В Античности он разделяет досократовскую и послесократовскую философию. Досократовская философия была честным исследованием фактов, когда не существовало никаких школ, основанных на непроверенных гипотезах. Философы, собственно говоря, были не философами, а исследователями природы. Этот период, по Бэкону, продолжался около 200 лет. Затем усилиями Сократа, Платона и Аристотеля философия начинает заниматься не тем, чем нужно, а именно создавать системы. Платон и Аристотель нанесли наибольший вред науке, ибо говорили не о фактах и опыте, а о системах и школах. В этом смысле особенно «достаётся» Платону, которого Бэкон считает наибольшим врагом науки.
Затем наступает третий период античной философии – древнеримский, который становится самым благоприятным для развития науки. Философы отказываются от системопостроения, в философии преобладает прагматизм, необходимый истинной науке, которая всегда ищет полезное. Это самая благоприятная эпоха для развития научной философии. Именно идеи досократиков, с одной стороны, и эклектиков Древнего Рима – с другой составляют светлые моменты истории (600 лет: 200 лет досократиков плюс 400 лет Древнего Рима).
Главным исходным пунктом для Ф. Бэкона является природа. Первый афоризм «Нового органона» так и гласит: «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в её порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может». Знаменитый третий афоризм гласит: «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие» (афоризм, который в краткой форме звучит так: «Знание – сила» – Scientia est potentia). Поэтому только из понимания того, что человек не превосходит природу, а является её частью, слугой, и поэтому может быть лишь её толкователем, вытекают основные положения философии Бэкона: вся наука должна быть опытной, даже те науки, которые всегда строились на рассудочных началах. Среди последних Бэкон перечисляет психологию, историю, поэзию.
Ф. Бэкон строит классификацию наук на основе познавательных способностей человека. Таких способностей три: память, воображение и рассудок. Каждая из наук может быть отнесена к одной из трёх познавательных способностей. Память порождает исторические науки (история, по Бэкону, является архивом фактов и должна копить для человечества то, что недоступно прямому наблюдению). Должны быть истории природных и человеческих фактов. Историю фактов Бэкон противопоставляет истории систем (собственно, истории философии). По Бэкону, история систем – совершенно бесполезное занятие. Воображение порождает такую науку, как поэзия. Поэзию Ф. Бэкон считает наукой, дающей исходные факты для экспериментальной психологии – переживания, эмоции. Основная познавательная способность – рассудок. Она порождает разные науки, главным образом философию, которую Бэкон понимает не как схоластику (сам термин «философия» Бэкон не отбрасывает, считая, что он создаёт истинную философию). Философия может быть метафизикой и физикой. Первая исследует основание всего сущего, то есть форму («закон чистого действия», то есть собственно закон, понимаемый вне его конкретного проявления в мире вещей). Познанием этих законов и занимается метафизика. Физика занимается изучением проявления этих законов в материальном мире, среди частных вещей.
Бэкон признаёт аристотелевское учение о четырёх причинах, отрицая лишь целевую причину и признавая другие три (формальную, действующую и материальную). Материальную причину исследует физика, а формальную – метафизика.
Джованни Пико делла Мирандола (24 февраля 1463 — 17 ноября 1494 гг.) — итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма | Джордано Бруно (настоящее имя — Филиппо Бруно; 1548 – 1600 гг.) — итальянский католический священник, монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт |
В свою классификацию наук Бэкон, в отличие от Аристотеля, не включает математику, поскольку она имеет огромное значение для всех наук – и для физики, и для метафизики, и для механики, и для магии.
Бэкон остается в рамках теории двойственной истины, указывая, что истина откровения – это одно, а истина науки – совершенно другое. Истина науки и истина религии не связаны; они не отрицают одна другую, но и не обосновывают друг друга, а развиваются параллельно. А смешение наук, в частности философии и религии, приводит к созданию суеверной философии, или еретической религии. Хотя Бэкон не отрицал и взаимодействия науки и религии, ему принадлежит известная фраза: «Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии», или, в другой работе: «... лёгкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии». Действительно, можно согласиться с Бэконом: мы часто видим, как человек, нахватавшийся научных фактов, считает, что он знает всё, что наука якобы доказала, что Бога нет. А истинный учёный, пришедший к вершинам научной истины, всегда в той или иной степени религиозен, хотя и не обязательно исповедует именно православную веру. Наука, по Бэкону, должна служить религии, доказывая бытие Бога исходя из анализа мира. Бэкон пишет: «... укажем на две важнейшие услуги, которые гуманистические науки оказывают вере и религии помимо того, что они способствуют их украшению и разъяснению. Прежде всего, науки ещё сильнее и эффективнее побуждают нас превозносить и прославлять божественное величие. Ведь псалмы и всё остальное Священное Писание неизменно призывают нас к созерцанию и прославлению великолепных и удивительных творений Божьих, но, если мы сосредоточимся только на их внешнем облике, каким он является нашим чувствам, мы совершим такую же несправедливость по отношению к божественному величию, как если бы мы стали судить о богатстве знаменитого ювелира по тому, что выставлено на показ у входа. С другой стороны, философия даёт замечательное лекарство и противоядие против неверия и заблуждения. Ведь Спаситель наш говорит: «Вы заблуждаетесь, не зная Писания и могущества Бога». И для того, чтобы мы не впали в заблуждение, он дал нам две книги: книгу Писания, в которой раскрывается воля Божья, а затем – книгу природы, раскрывающую Его могущество. Из этих двух книг вторая является как бы ключом к первой, не только подготавливая наш разум к восприятию на основе общих законов мышления и речи истинного смысла Писания, но и главным образом развивая дальше нашу веру, заставляя нас обратиться к серьёзному размышлению о божественном всемогуществе, знаки которого чётко запечатлены на камне Его творений». В этом смысле в классификацию наук Бэкон включает то, что он называет экспериментальной, или естественной, теологией (теологией, которая основывается на знании мира). «Подлинные цели этой науки сводятся к изобличению и опровержению атеизма, а также к раскрытию законов природы».
Бэкон предлагает образное описание трёх различных путей развития науки и философии: путь паука, или путь догматика (любой догматик, как паук, плетёт из своего разума паутину философской системы); путь муравья (путь эмпирика, который только собирает факты, не делая из них выводов); и истинный путь – путь пчелы, которая собирает нектар с цветов, сносит их в улей и рассортировывает по сотам. Так же и истинный учёный собирает факты, классифицирует их, обобщает и приходит к открытию законов.
«Самое лучшее из всех доказательств есть опыт». Опыты, по Бэкону, бывают двух типов: плодоносные и светоносные. Нужно ценить светоносные опыты, которые могут помочь открытию неких аксиом. Они не дают сразу результаты, как плодоносные опыты. Такие опыты дают свет для лучшего понимания и обобщения других опытов. «Бог в первый день творения создал только свет, отдав этому делу целый день и не сотворив в этот день ничего материального. Подобным же образом прежде всего должно из многообразного опыта извлекать открытие истинных причин и аксиом и должно искать светоносных, а не плодоносных опытов. Правильно же открытые и установленные аксиомы вооружают практику не поверхностно, а глубоко и влекут за собой многочисленные ряды практических приложений».
Таково вкратце содержание первой части «Нового органона». Во второй части описываются различные науки, которые Ф. Бэкон приводит в своей классификации, и приводятся разнообразные таблицы в качестве примера для будущих экспериментаторов по классификации различного рода данных по разным характеристикам (скажем, по теплоте, по весу и т.п.). Это малоинтересно, потому что наука пошла по иному пути, хотя Бэкон и оказал определённое влияние на развитие экспериментальной науки.
Бэкон многое сделал для развития науки в духе создания индуктивной логики. Существует два вида индукции (что было известно ещё во времена Аристотеля) – полная и неполная. Полная индукция, или индукция по перечислению, означает примерно следующее. У меня в комнате, скажем, есть столько-то книг. Я их взвешиваю и обнаруживаю, что все они весят от 100 до 500 гр. Я делаю вывод: все книги, находящиеся в комнате, весят не больше 500 и не меньше 100 гр. Это абсолютно истинное утверждение и, разумеется, абсолютно бесполезное для науки.
Очевидно, что интерес для науки может представлять лишь неполная индукция, построенная на обобщении ряда фактов. Я беру, скажем, один кирпич, который весит четыре килограмма, а потом второй и третий, которые весят столько же, и делаю вывод: все кирпичи весят четыре килограмма. Чем больше данных я соберу, тем больше вероятность того, что этот вывод будет истинным. Но эта истина не абсолютна, а вероятностна, ибо всегда среди тех кирпичей, которые я не видел, может найтись такой, вес которого отличается от четырёх килограммов. Любое количество фактов, как бы много их ни было, не сможет привести человека к уверенности в истинности выдвинутого обобщения.
Всё это было известно ещё до Бэкона, и он предлагает различные методы построения неполной индукции, чтобы её выводы были правомерными. Здесь, в частности, Бэкон предвосхитил методологию многих современных эмпирических наук, например, социологии. В этой науке очень важно правильно сделать выборку. Скажем, если я хочу узнать мнение по некоему вопросу всего общества, то в выборку я должен включить тоже все слои населения: стариков, женщин, детей, людей и с высшим, и с начальным образованием и др. Поэтому можно узнать мнение всего общества, опросив лишь его часть. Если же я опрошу лишь детей в детском саду, а потом скажу, что это есть выражение взглядов всего общества, то, очевидно, это будет пример неправильной индукции. От этого и предостерегает Бэкон, приводя много полезных примеров того, как пользоваться индуктивным методом. Но основного он всё-таки не заметил: как бы замечательно ни были построены его таблицы, индукция всегда будет давать статистическую вероятность, но не точную и полную истину. Поэтому Бэкон не стал создателем новой науки. Своими трудами он помог распространению науки, но не явился её созидателем.