ВАРИАНТ УРОКА
Подготовил:
В.Г. Маркарьян
В.Г. Маркарьян
ТЕМА: Государство на берегах Нила.
ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Образовательная – формирование знаний по истории Древнего Египта;
2. Воспитательная – вызвать живой интерес к конкретным историческим фактам;
3. Развивающая – выработать умение работать с исторической картой, самостоятельно формулировать и излагать собственную точку зрения.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ДЕЛЬТА, ПОРОГИ, ОАЗИСЫ, КАНАЛЫ, ШАДУФ
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: карты «Древние государства мира» и «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.2. Изучение нового материала – основная часть урока.
ПЛАН
1. Местоположение и природа Египта.2. Земледелие – главное занятие египтян.
Работа с настенной картой «Древние государства мира».
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. На каком материке расположен Египет?
2. В какой части Африки находится Египет?
I. Учитель ставит перед учениками следующую задачу:
Познакомьтесь с настенной картой «Древний Восток. Египет и Передняя Азия». Вы можете найти эту карту на страницах вашего учебника. Найдите на ней Египет. Послушайте описание местности и, затем, попробуйте ответить на вопросы.
«В северо-восточном углу Африки лежит Египет – родина древнейшей в мире цивилизации… Египет – плодородная долина между двумя пустынями: Ливийской и Аравийской. Пустыни образуют как бы коридор, на дне которого течет река Нил. По мере удаления к северу стены коридора постепенно снижаются, а в 25 милях от Средиземного моря внезапно раздвигаются, и Нил, разделившись на несколько рукавов, выходит на широкую равнину, имеющую форму треугольника. Основанием этого треугольника, носящего название дельты Нила, служит берег Средиземного моря» (Прус Б. Фараон).
ВОПРОСЫ:
1) На берегах какой реки расположен Египет? (Нил)2) В какое море впадает Нил? (Средиземное)
3) Как называется та часть Египта, где Нил делится на рукава? (дельта)
Учитель: продолжим наше путешествие
На севере Египта путь водам Нила преграждают пороги (большие камни, загромождающие речное дно).
Животный мир Египта разнообразен. Здесь обитают крокодилы, бегемоты, львы, пантеры, антилопы, жирафы. В тростниковых зарослях водятся многочисленные виды птиц.
Берега Нила покрывают непроходимые заросли тростника – папируса.
Египтяне боялись песчаных и каменных пустынь. Там не было воды, а над головой светило безжалостное солнце. Спастись от жажды и пополнить запасы воды можно было лишь в оазисах.
Для закрепления материала ученикам предлагается заполнить пропуски в предложенном отрывке.
Древний Египет располагался на берегах _________, который брал свое начало в _______. Он нес свои воды в _______ _____. На востоке Египет омывался водами _________ _________. Климат Египта ________. Спастись от жары можно лишь в ________.
II. Учитель продолжает рассказ
В июне в Египте очень жарко. Небо ясное, нестерпимо палит солнце. Почва от зноя покрывается трещинами, реки мелеют и пересыхают. Но не пересыхает Нил, в нем вода все прибывает, и он выходит из берегов. Начинается разлив. Вода стоит до ноября, затем река постепенно возвращается в свои берега. На берегах остается слой плодородного ила. Благодаря ему египтяне выращивали высокие урожаи.Учитель предлагает ученикам прочесть в учебнике хвалебную песнь Нилу и ответить на вопрос: «Почему египтяне боготворили Нил?»
III. Учитель продолжает рассказ: …
Земледелие не сразу стало основным занятием египтян. В древности «готовых» к посадкам земель было мало. Разливы Нила неравномерно орошали почву. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. После разливов вода застаивалась в низинах и загнивала. От болот шли зловонные испарения, болота кишели ядовитыми змеями. Египтяне вели борьбу с болотами, они рыли канавы, в которые собиралась вода.Другие участки, расположенные высоко, получали слишком мало воды – растения здесь засыхали. Как быть? Египтяне стали строить на берегах Нила заградительные дамбы (насыпи) из тростника и камня. Рыли каналы, по которым подводили воду к местам, удаленным от реки. Сады и огороды, на которые не доходила вода во время разливов, поливали при помощи особых приспособлений – шадуфов.
Вся страна уже в глубокой древности стала покрываться сетью поперечных и продольных насыпей и каналов.
ВОПРОС: Когда в Египте наступал посевной сезон?
IV. Учитель продолжает рассказ: …
Египтяне при вспашке земли использовали плуг. Чаще его тащили коровы. Сеяли ячмень и пшеницу.IV. Учитель продолжает рассказ: …
Процесс пахоты можно показать, используя схему:
Вспашка | Посев | Втаптывание семян в почву | Сбор урожая | Молотьба | Провеи-вание зерна |
III. Закрепление нового материала
1 вариант – словарная работа с новыми понятиями2 вариант – работа в рабочей тетради (Г. И. Годер Рабочая тетрадь по истории Древнего мира) – выполнение одного – двух заданий
3 вариант – «игра путаница»
ШУДАФ, ИЗСАО, НАЛАК, ПРИСУПА, ЛЬДТАЕ
V. Домашнее задание
____________
VI. Выставление оценок
____________
VI. Выставление оценок