Ассасины

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Ассасины
Ассасины/хашшишины (члены религиозно-военизированного формирования отдельного государства исмаилитов-низаритов, активного в XI − XIII вв.; базировались в горах современного Ирана и Сирии; фанатично настроенные представители движения исмаилитской ветви шиитского ислама) – орден неуловимых и идеальных убийц. Жители Ближнего Востока в ужасе трепетали от одного упоминания об этих «охотниках за головами». Этот орден безжалостных и коварных убийц создал Хасан ибн Саббах (по прозвищу «Старец горы»). Основатель ордена ассасинов родился в семье умеренных шиитов, однако после учебы в Каире перешел в более радикальное учение низаритов.

Ассасинами стали воинствующие низариты (употребление слова хашишийа по отношению к низаритам прослеживается в письменных источниках с начала XII в.; к этому времени относится обострение полемики между двумя течениями исмаилизма — низаритами и утвердившимися в фатимидском Египте мусталитами), отколовшиеся от исмаилитской ветви шиитского ислама. Для устранения своих врагов орден использовал изощренные методы устрашения и убийства.

История ассасинов начинается в XI в., когда могучий исламский мир разделился на части. Арабский халифат распался, а в исламе появилось множество сект и верований. Они все вели жесткую вражду друг с другом, доказывая правоту своей религии.



Именно в этот исторический момент на политической арене появился Хасан ибн Саббах. Создатель ассасинов был родом из знатной семьи, имел хорошее образование в медресе Рея. В процессе изучения традиций шиитов-двунадесятников в сознании Хасана ибн Саббаха зародилось семя сомнений в правильности отцовской веры. В дальнейшем оно укрепилось в уверенность в истинности исмаилитской доктрины.

Уже к концу XI века Хасан ибн Саббах, проповедуя исмаилизм, собрал вокруг себя большое количество учеников. Оценив масштабы последователей, он решает создать отдельное государство. Первым делом он отправил посланцев в крепость в долине Аламут, жители которой безоговорочно поверили в низаритскую истину исмаилизма. Таким образом, Хасан ибн Саббах получил в своё владение неприступную горную крепость и положил начало нового государства.

Проповедники-низариты растеклись по всему исламскому миру, навязывая всем своё учение. Естественно, что это не нравилось местным властям, они всячески пытались препятствовать пропаганде. Даже был случай, когда проповедников Хасана ибн Саббаха публично казнили. Этот акт жестокости не остался безнаказанным, низарит по имени Арани безжалостно убили визиря (Низам аль-Мульк, кстати с Хасаном они были одноклассниками), отдавшего приказ на казнь.

После этого случая Хасан ибн Саббах и задумался о создании отряда убийц. Ими стали воины, способные преодолевать крепостные стены, умеющие избегать встреч с многочисленной армией и телохранителями своих врагов.


Посмотреть вложение 631
Нападение ассасинов

Существует ошибочное мнение, что кандидата приглашали в дом Ибн Саббаха и одурманивали гашишем, отчего и пошло название ассасин. На самом деле, в ритуальных действах низаритов практиковался опиумный мак. А приверженцев Саббаха прозвали «гашишшинами», то есть «травоедами», намекая на характерную для низаритов бедность.

Со временем секта ассасинов преобразовалась в структуру с чёткой иерархией:

  • Фидаины – исполнители убийств;
  • Рафик – «старший над рядовыми»;
  • Даи – «офицер»;
  • Дай аль-кирбаль – «генерал».
На вершине пирамиды находился сам Хасан ибн Саббах, получивший прозвище Старец Горы (по мнению Фархада Дафтари, изучившего письменные источники исмаилитов, «Хасан ас-Саббах при жизни получил от своих единоверцев прозвище «Наш Господин»»).

Претенденты на звание фидаинов ожидали за стенами замка, там их держали от пары дней до нескольких недель. На территорию замка попадали только самые терпеливые и уверенные в своём выборе воины, остальные уходили, так и не дождавшись открытия ворот. Но дальше юношей ожидало ещё одно суровое испытания – они продолжали ждать уже во дворе замка. Над голодными и уставшими парнями периодически издевались члены секты, их даже могли избить. Многие просто не выдерживали нечеловеческих условий и покидали территорию замка, оставались только сильные духом юноши.

После всех испытаний молодых людей запускали в замок, отмывали, кормили и поили. И только после этого предупреждали, что после посвящения в ассасины и передачи им тайных знаний назад дороги не будет. Каждый из них знал, что предательство низаритов означает смерть. До обряда посвящения и обета молчания у них ещё был шанс вернуться к прежней жизни. После – только жесткое обучение и служение секте.

Ассасины занимались единоборствами, учились владеть всеми видами оружия, изучали действие различных ядов. Помимо этого воины ордена должны были отлично разбираться в религиях и культуре других стран, развивать актёрский талант, иметь навыки маскировки.


Посмотреть вложение 633
Эцио Аудиторе де Фиренце являлся ассасином эпохи Ренессанса, впоследствии ставшим мастером-предводителем Братства в Италии.

Вера идеальных убийц была настолько сильна, что после совершения преступления они часто даже не пытались бежать. Свою смерть они принимали с улыбкой на лице – символ удовлетворения воли Старца Горы.

Хассан ибн Саббах умер в 1124 г. в возрасте 73 лет. После себя он оставил радикальную религиозную идеологию и тесно сплетённую сеть хорошо укреплённых горных крепостей, управляемых его фанатичными сторонниками. Государство Ибн Саббаха смогло просуществовать ещё 132 года.

В 1250-х гг. войска Хулагу, внука Чингисхана, вторглись в районы Западной Персии. Ослабленное государство исмаилитов пало практически без боя. Последним из «Старцев горы» стал Рукн ад-Дин Хуршах, который не только убил своего отца, чтобы занять его место, но и отдал Аламут и большую часть крепостей монголам практически без боя. Сам же Хуршах, сдавшийся на милость победителей, был ими впоследствии убит. Официально секта хашшишинов прекратила своё существование в 1256 г., после того, как пали крепости Аламут и Меймундиз.

Позднее, в 1273 г., египетский султан Бейбарс I уничтожил последнее убежище хашшишинов в горных районах Сирии.


Монголы штурмуют крепость ассасинов
Хашшишины, как и в давние времена, у истоков своего зарождения, были вынуждены рассеяться по горам и уйти в подполье, они больше не восстановили своего могущества. Однако исмаилитское движение продолжило своё существование. В XVIII в. иранский шах официально признал исмаилизм течением шиизма. Нынешний прямой потомок последнего «Старца Горы» — принц Ага-хан IV, в 1957 г. принял главенство над исмаилитами.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх