Умение слушать собеседника (следует отличать от инстинктивного слышания) – это активный мыслительный процесс, восприятие информации от говорящих, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций, такое отношение к собеседнику, при котором говорящий чувствует к себе интерес, сопереживание, понимание. Умение слушать имеет две стороны: способность понимать услышанное и отбирать, накапливать информацию.
Пассивное слушание — это пассивный процесс без реакции на сказанное. Слушающий как бы слушает, но не слышит собеседника. В основном он сосредоточен на себе. Иногда при этом человек следит за темой обсуждения, ловя лишь момент, чтобы вступить в него самому. При пассивном слушании контакт с собеседником поддерживается простейшими фразами, например: «Да», «угу», и т.д. пассивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, когда ему просто нужно выговориться.
Активное слушание (эмпатическое слушание) – это такое слушание, при котором активно дают понять собеседнику, что его не только слушают, но и слышат, и понимают, и даже разделяют его чувства. В результате говорящий чувствует, что его слышат и понимают, чувствует доверие и поддержку и гораздо больше идет контакт, раскрывая свои чувства, переживания.
- отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;
- гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;
- осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, не забегайте вперед;
- не перебивайте;
- постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;
- оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;
- избегайте поспешных выводов, сохраняйте объективность.
Побуждение («Ну и … И что дальше?»);
2 вариант. Библиотекарь Елена Борисовна просила предупредить педагога – организатора Спиридонову, что классный час по теме: Россия – страна возможностей» переноситься с 3 мая 18.00 часов на 10 мая 17 часов. Всем участникам встречи иметь с собой по 3 гвоздики.
Пассивное слушание — это пассивный процесс без реакции на сказанное. Слушающий как бы слушает, но не слышит собеседника. В основном он сосредоточен на себе. Иногда при этом человек следит за темой обсуждения, ловя лишь момент, чтобы вступить в него самому. При пассивном слушании контакт с собеседником поддерживается простейшими фразами, например: «Да», «угу», и т.д. пассивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, когда ему просто нужно выговориться.
Активное слушание (эмпатическое слушание) – это такое слушание, при котором активно дают понять собеседнику, что его не только слушают, но и слышат, и понимают, и даже разделяют его чувства. В результате говорящий чувствует, что его слышат и понимают, чувствует доверие и поддержку и гораздо больше идет контакт, раскрывая свои чувства, переживания.
Правила активного слушания
- слушайте с первых же слов разговора и не ослабляйте внимание;- отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;
- гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;
- осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, не забегайте вперед;
- не перебивайте;
- постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;
- оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;
- избегайте поспешных выводов, сохраняйте объективность.
Техники активного слушания
«Парафраз» («пересказ») — воспроизведение мысли говорящего своими словами («перефразирование»), например, «как я понимаю...», «по вашему мнению...», «другими словами...».- «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. На дискотеку?»)
Побуждение («Ну и … И что дальше?»);
- Резюмирование - подытожить основные идеи партнера, соединить основные фрагменты разговора в единое целое:
- - и так, Вы считаете …
- - ваши слова означают …
- - другими словами
- Отражение чувств:
- - мне кажется, Вы чувствуете …
- - понимаю, Вы сейчас разгневаны …
- Проявление эмоций: мимикой, пантомимикой, смехом, вздохами и т. п.
Понятие:
Эмпатия от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого,Техники слушания. Текст к упражнению «Испорченный телефон»
1 вариант. Учитель китайского языка Татьяна Львовна просила передать воспитателю Назарову, что экскурсия в Екатерининский парк переноситься со вторника 24 апреля в 17.00 на пятницу 27 апреля в 16.00 часов. Всем участникам экскурсии иметь при себе 50 рублей на приобретение входных билетов. А также орешки или семечки для белок.2 вариант. Библиотекарь Елена Борисовна просила предупредить педагога – организатора Спиридонову, что классный час по теме: Россия – страна возможностей» переноситься с 3 мая 18.00 часов на 10 мая 17 часов. Всем участникам встречи иметь с собой по 3 гвоздики.
Продемонстрировать пассивное слушание: Используя технику: — молчание (видимое отсутствие реакции без эмоций, глядя «сквозь» рассказчика, думая о своем,) | Продемонстрировать активное слушание: Используя технику — «парафраз» («пересказ») — передача содержания высказывания партнера другими словами; |
Продемонстрировать активное слушание: Используя технику – «эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. — На дискотеку?»); | Продемонстрировать активное слушание: Используя технику — эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, гримасы и т.п. |
Продемонстрировать активное слушание: Используя технику — побуждение («Ну и … И что дальше?»); | Продемонстрировать активное слушание: Используя технику — уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?) или — наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?) |