«Зигзаг» – история Эдди Чапмена (Эдуарда Арнольда Чепмена) — двойного агента

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Ему удалось поработать на Абвер и на МИ5, да так, что обе спецслужбы были в восторге.
1651833069864.png
Эдвард Чапмен в немецкой форме (послевоенное фото)
Шел 1931 г. Эдди Чапмену было 17 лет (родился 16 ноября 1914 г., в графстве Дарем), он стал королевским гвардейцем, уехал в Лондон из своего захолустья. Эдди с удовольствием уехал из постылого отцовского дома (его отец — бывший морской инженер), где без матери, которая умерла много лет назад, царило запустение. Однако маршировать в медвежьей шапке оказалось совсем не так весело, как виделось из прибрежного городка Рокер.
И вскоре он попал на гауптвахту за дезертирство. Отсидев 84 дня в армейской тюрьме, Чапмен был разжалован и с позором изгнан из воинской части. И он отправился в Сохо …
1651833134726.png
Вот что Теренс Янг, будущий режиссер первого фильма о Джеймсе Бонде говорил об Эдварде Чапмане: «Это был парень, который мог поддержать разговор на любую тему, у него были приятные манеры и неоспоримая харизма. Мы все знали, что он жулик и может обсчитать тебя по дороге к барной стойке, когда ты дал ему денег, чтобы он заказал вам напитки, однако это все было по мелочи. Друзей он никогда не сдавал».
Уже после первого года в Сохо у него начались приводы в полицию: за подделку чеков, за мелкие кражи в магазинах ...
В 1934 г. Эдди становится членом так называемой «Желейной банды» (Альфред Нобель, помимо динамита изобрел гелигнит — простое в обращении желеобразное взрывчатое вещество, которое особенно удобно применять для вскрытия сейфов). И уже в первый год «работы» гелигнитовым взрывотехникам удалось награбить столько добра, что они решили снять домик на побережье Дорсета и удалиться на покой, живя в свое удовольствие … но уже через шесть недель они опять вернулись на «работу».
До 1938 г. дела шли блестяще. У Чапмена наконец было достаточно денег, чтобы жить так, как ему нравилось. А потом Эдди чуть было не женился (по другой версии женился) на красотке Вере Фридберг, у которой была русская мать и богатый немец-отец. Но уже через пару месяцев после помолвки выяснилось, что бандит сожительствует с танцовщицей Фредой Стивенсон, восходящей звездой лондонского кабаре. И эта помолвка была расторгнута ...
В 1939 г. полиция объявила специальную операцию против «желейных бандитов», и шайка была арестована в Эдинбурге, куда друзья переместились из слишком опасного Лондона. Впереди маячил десятилетний срок за бандитизм. Но каким-то образом Эдди был отпущен под залог в 150 фунтов, и тут же сбежал на Нормандские острова, где закрутил роман с очаровательной блондинкой Бетти Фармер.
Но его выследили, и однажды вечером вооруженный отряд полицейских ворвался в ресторан, где знаменитый «гелигнитовый» бандит ужинал со своей возлюбленной. Едва завидев полицию Эдди выпрыгнул в окно и скрылся в темноте. Но его все равно арестовали. Эдварда Чапмена приговорили к одному году тюрьмы на острове Джерси и к последующей экстрадиции в Лондон для отбывания срока за столичные преступления.
1651833235993.png
Поддельные удостоверения Чапмена
Жизнь в тюрьме – самое тёмное время его жизни. Однако прирожденный авантюрист и тут не терял времени зря. Для начала он занялся самообразованием. Эдди также попытался подтянуть свой немецкий и выучить французский.
А тем временем в Европе началась Вторая мировая война, и остров Джерси (Нормандские острова) оказался захвачен немцами. Условия содержания в тюрьме стали еще хуже. Тут Эдди, решил предложить свои услуги фашистам в качестве шпиона и подрывного агента. Во-первых, он умел обращаться с взрывчатыми веществами. Во-вторых, мог легко доказать свои непростые отношения с британским правительством. В-третьих, он знал многих в Лондоне и мог легко затеряться в Сохо, тем более в военной суете. Эдди изложил эти соображения в письме и отправил его немецкому генералу, который командовал оккупированными Нормандскими островами.
Ответа не было много недель. Когда Эдди уже отчаялся, вдруг выяснилось, что его переводят в другую тюрьму — во Франции. Французская тюрьма Форт-де-Роменвиль оказалась на редкость суровым местом, известным одной любопытной традицией. Как только фашисты узнавали о какой-либо диверсии со стороны Сопротивления, некоторое количество заключенных (зависело от тяжести диверсии) они отправляли на казнь. Заключенные жили в атмосфере постоянного страха и отчаяния.
Правда, Чапмена вскоре вызвали на допрос. Два немецких офицера дали ему понять, что письмо дошло по адресу, было рассмотрено в самых высших сферах и на запрос получен положительный ответ.
И Эдди оказался на базе, на которой абвер тренировал своих шпионов. Здесь в течение трех месяцев новый агент под руководством своего начальника, доктора Гронинга (Штефана фон (ван) Гренинга, руководителя абвера в Нанте (Бретань)), изучал премудрости радиосвязи, работы со взрывчаткой и рукопашного боя. Во время обучения Эдди продемонстрировал все свои таланты. Он быстро соображал, обладал невероятно ловким и тренированным телом и совершенно потрясающим умением налаживать контакты с незнакомцами. Новому немецкому «суперагенту» было присвоено прозвище Фриц, которое вскоре трансформировалось в ласковое Фрицхен.
В декабре 1942 г. Фрицхен получил свое первое задание — десантироваться (с бомбардировщика «Focke-Wulf», переоборудованного специально для прыжков с парашютом) в окрестностях Кембриджа и взорвать завод «Де Хевилленд» (Хэвилланд) в Хэтфилде, который производил один из самых эффективных британских бомбардировщиков — Mosquito («Комарик»); в качестве запасных целей были указаны нефтеперерабатывающие фабрики, завод по производству каучука или просто террористические акты против гражданского населения.
16 декабря Эдди десантировался (он был оснащён пистолетом Кольт, капсулой с цианистым калием и 1000 фунтов стерлингов) ... но он не догадывался о том, что на земле его уже ждали. Британская разведка удачно работала с дешифровкой немецких сообщений, так что о десанте в районе Кембриджа было известно заранее. Однако когда десантника задержали, он заявил, что сотрудничество с немцами и сам десант были спланированы им исключительно для того, чтобы попасть на родину и предложить свои услуги британской короне. Он был допрошен в Лагере 020. Ми-5 решила использовать его в качестве двойного агента против немцев.
С Чапменом немедленно заключили договор о сотрудничестве и намекнули, что ему не только простят былые преступления, но и щедро оплатят все возможные риски. Кроме того, немецкие гонорары новорожденному агенту Зигзагу также разрешалось сохранить.
Чтобы укрепить доверие абвера к своему агенту, был разработан замечательный план. Инсценировка была тщательно продумана. Чапмен сам разработал реальный план проникновения на фабрику и закладки взрывчатки у двух намеченных к подрыву объектов. Кроме того, он специально посещал английские магазины, чтобы проверить, возможно ли приобрести там ингредиенты для изготовления бомб. Поскольку по расчётам было необходимо использовать две бомбы, каждая весом в 15 кг, Чапмен сообщил немцам, что нашёл себе сообщника — бывшего члена Желейной банды Джимми Ханта, на самом деле отбывавшего срок в тюрьме.
Непосредственную инсценировку последствий взрыва возложили на мастера промышленной маскировки (профессионального фокусника) Джаспера Маклейна (Джаспера Макелина).
Англичане предполагали, что немцы направят самолёт-разведчик для фотографирования результатов диверсии на фабрике. Первоначальный план предполагал устройство пожара на крыше — огонь должен был быть разведён на асбестовых плитах. Однако от идеи отказались, опасаясь, что очаг пожара немцы могут использовать для нанесения ночного авиаудара по фабрике.
1651833373425.png
1651833406708.png
Были изготовлены четыре точные копии трансформаторов из дерева и папье-маше, два из них установили так, как будто взрывом их опрокинуло набок. Настоящую трансформаторную укрыли маскировочной сеткой и листами железа: с воздуха она выглядела как воронка в земле. Соседние здания были покрыты сажей, а в радиусе 100 футов вокруг фабрики разбросали обломки и мусор. Рабочим фабрики сообщили, что эти мероприятия — для обеспечения маскировки объекта. Акцию запланировали на ночь с 29 на 30 января 1943 г.: ночи в это время длинные, что даёт возможность подготовить декорации, а погодные условия днём обеспечат немцам проведение аэрофотосъёмки.
1651833443002.png
Внезапно на пути английской контрразведки возникло непредвиденное препятствие. Чтобы убедить немцев в успехе диверсии, контрразведчики хотели опубликовать в английских газетах заметку об инциденте на заводе.
Однако редакции главных газет наотрез отказались публиковать такую статью, ссылаясь на закон, запрещавший к публикации заметки, «поощрявшие врага». В конце концов навстречу государству пошёл только Алекс Кристиансен, главный редактор «Дэйли Экспресс». Он опубликовал фальшивый отчёт в утреннем издании своей газеты, которое было отправлено в Лиссабон, где английские газеты закупались немецкими чиновниками посольства в Португалии. Тот факт, что остальная пресса и «английское» издание «Дэйли Экспресс» вышли без указанной статьи, не смущал британцев: немцы должны были решить, что это сработала английская цензура.
1651833484411.png
План диверсии на заводе (Архив Ми-5)
Накануне дня «Х» Чапмен уведомил немцев о проведении диверсии. Английское ПВО получило приказ не препятствовать действиям немецких самолётов-разведчиков днём 30 января 1943 г. Через несколько дней Стефан фон Гренинг лично поздравил агента «Фрица» с успешным выполнением задания.
Диверсию на заводе «Де Хевилленд» немецкие самолеты-разведчики сверху зафиксировали, после чего завод накрыли специальной маскировочной сеткой, изображавшей разрушения.
Куратор из абвера ликовал: его план удался блестяще. Фрицхен исполнил задание, о чем и отправил закодированное сообщение при помощи своей радиостанции.
Ми-5 начали готовить Чапмена к возвращению в Германию. С ним проводили инсценировки возможных допросов, включая «допрос с пристрастием». Куратор агента отметил, что был поражён хладнокровием и убедительностью своего подопечного.
1651833563969.png
Подполковник Стивенс — человек, который тренировал Чапмена на допросах
Агент Зигзаг благополучно исполнив задание «продолжил» сотрудничество с немецкой разведкой. Чапмену были сделаны поддельные документы, по которым он устроился моряком на торговое судно «Сити оф Ланкастер», обслуживавшее маршрут Ливерпуль — Лиссабон. В Лиссабоне агент установил контакт с немецким посольством, предложив пронести на борт судна взрывное устройство. Гитлеровцы передали ему две бомбы, замаскированные под кусок угля, которыми интересовалась британская контрразведка. После того как они были «спрятаны» на борту «Сити оф Ланкастер», Чапмен бежал с корабля, вернувшись к немцам.
После возвращения в Ливерпуль судно было поставлено в док «для продолжительного ремонта, вызванного инцидентом в машинном отделении». В Германии Чепмен успешно прошёл все проверки, а за проведение диверсии на заводе «Де Хэвиленд» его даже наградили Железным крестом (единственное награждение гражданина Великобритании). Агенту было присвоено звание обер-лейтенанта вермахта и выплачена премия в 110000 рейхсмарок. Для дополнительной подготовки Чапмена отправили в разведшколу абвера, расположенную в Норвегии. Во время обучения там он сошёлся с норвежской девушкой (Дагмар Лалум) – агентом абвера – и участницей движения Сопротивления. Через неё он передавал английской контрразведке свои фотографии с немецкими агентами, обучавшимися в школе вместе с ним, — поскольку он был местной знаменитостью, совместные фото не вызывали подозрений.
В 1944 г. после высадки союзников в Нормандии немцы вновь обратились к услугам «Фрица».
29 июня 1944 г. он был сброшен с парашютом в Великобритании. Чапмен должен был отслеживать результаты атак Лондона самолётами-снарядами «Фау-1» — и сообщать о точках падения немцам, которые в соответствии с донесениями агента могли корректировать запуски. «Фриц-Зигзаг» сообщал немцам о попаданиях «Фау-1» в центре Лондона, хотя на самом деле большая часть немецких ракет падала с недолётом в пригороды южного Лондона и в сельской местности — в Кенте. Характер деятельности «Зигзага» на этом поприще оставлял Чапмену массу свободного времени, которое он проводил в увеселительных заведениях Вест-Энда. В конце концов руководство Ми-5, понимая, что не может контролировать своего агента, 2 ноября 1944 г. уволило Э. Чапмена с королевской службы. Он получил отпущение прежних грехов и 7000 фунтов стерлингов в качестве выходного пособия в обмен на обещание держать в секрете свою деятельность на благо родины.
А тут и война подошла к концу, так что и агент Фрицхен перестал существовать сам собой.
В 1946 г. Эдвард Чапмен вернулся к своему излюбленному времяпрепровождению …, но в 1947 г. он решил найти свою довоенную возлюбленную Бетти Фармер. В то же время он возобновил связи с криминальным миром Лондона, и МИ5 еще не раз пришлось вступаться за него перед законом и выговаривать прощение за его темные делишки. Эдди ловили то на контрабанде золота в Средиземном море, то на мошенничестве на бегах, то во время торговли на черном рынке ... Вскоре после окончания войны (в 1950 г.) Чапмен написал автобиографию (попытался опубликовать во Франции), рассказавшую (предельно откровенно) о приключениях агента Зигзага. За это его пытались засудить британские спецслужбы (по причине разглашения секретной информации – по закону о сохранении государственной тайны тираж мемуаров был уничтожен, а сам Чапмен оштрафован на 50 фунтов стерлингов), однако потом книгу все-таки пропустили (в 1953 г.). По ней Теренс Янг снял фильм «Тройной крест».
В 60-е гг. агент «Фриц» осел в Италии, где занимался антиквариатом. К слову, до конца жизни он поддерживал хорошие отношения со своим бывшим куратором из абвера.
1651833633698.png
Эдди Чапмен с женой Бетти, 1954 г.
Умер Э. Чапмена на 83-м году жизни (11 декабря 1997 г.) от сердечного приступа.
Женщины агента Зигзаг
1651833726702.png
Бетти Фармер
Блондинка, которая впоследствии написала автобиографию от лица «миссис Зигзаг», как и Эдди, отправилась покорять столицу из провинциального городка и весьма в этом преуспела. На момент встречи (на Джерси) с Чапменом Бетти работала моделью и секретаршей, у нее был свой магазинчик одежды. Их роман был бурным и красивым. Его неожиданное завершение придало истории романтический блеск и Бетти все последующие годы вспоминала об этом времени как о самом счастливом в своей жизни.
Вера Фридберг
Дочь русской аристократки и немецкого коммерсанта. Эдди ухаживал за ней с самыми серьезными намерениями. Один из биографов Чапмена утверждает, что дело даже дошло до брака, на который Эдди пошел, чтобы помочь своей возлюбленной легализоваться в Великобритании. Однако после того, как Вера узнала об изменах новоиспеченного мужа, она разорвала все отношения с ним, и Чапмену пришлось развестись с ней.
Фреда/Фрида Стивенсон
Красотка-танцовщица из Саутенда Фреда не задавала лишних вопросов. Она родила Эдди дочь, Диану, о которой он узнал, когда отбывал срок в тюрьме на острове Джерси. Однако тюремная администрация запретила Чапмену писать какие-либо письма на свободу, и он никак не смог помочь своей дочери.
Дагмар Лалум
Любовница-шпионка работала не только на абвер, но и на норвежское Сопротивление. Эдди признался ей – он тоже ведет двойную игру. Дагмар осталась ему верна и не открыла тайну агента Зигзаг, хотя за связь с ним норвежцы называли ее «фашистской шлюхой».
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх