Преподавание в форме метапредметов

Маркарьян В. Г.
учитель истории и обществознания

Новое содержание образования – ход на обнаружение базисных принципов, которые позволяют формировать мышление у школьников, прежде всего теоретическое мышление.

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Они, с одной стороны, обязательно построены в соответствии со схемой предметно-дисциплинарной организации, т.е. они сами сконструированы как учебные предметы, с другой стороны, они выступают в рефлексивной функции по отношению к другим предметным действительностям. Осуществив работу на разном предметном материале, ученик делает предметом своего осознанного отношения сам способ своей работы на разном предметном материале. Он начинает рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался. И тогда ученик может обнаружить, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что работал с одной организованностью мыследеятельности, своеобразной мыслительной вещью. В качестве подобных вещей разработчиками выделены: знание, знак, проблема, задача.

Новизна метапредметной технологии заключается в том, что учитель получает возможность работать со способностями учащегося, а ученик получает знания об организованности мышления, например, знание об устройстве самого знания, и способах деятельности, которые являются универсальными, применяемыми в разных предметностях.

1617823026269.png

В основу данных метапредметов была положена идея Ю.В. Громыко о наличии в процессах мыследеятельности четырех базисных организованностей – знаний, знаков, задач и проблем. Эти организованности задают некоторую целостность образовательного процесса: мы обучаем школьников знаниям, которые существуют в различных знаковых формах и оказываются необходимыми при решении конкретных проблем, задач. Поэтому работа с одной организованностью влечет за собой переход к другой, а это значит, что обучение одному метапредмету обязательно предполагает согласованную работу из всех четырех фокусов. Если ребенок начинает выделять организованности, способы, то можно сказать, что он свободен от материала. Это и есть сущность метауровня.

1617823030125.png1617823032927.png
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх